Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
1

«Программа не принесет эффективности». Модернизация ТЭС в России вызывает сомнения экспертов

Участники российского рынка энергетики сегодня поставлены перед сложным выбором – провести реконструкцию устаревших тепловых электростанций или же пойти путем современной генерации. В ближайшее время планируется внести изменения в законодательство РФ, касающиеся привлечения инвестиций в электроэнергетический комплекс. Модернизация нужна, но необходимо определить ее главные критерии, считают эксперты. Подробности – в материале «ФедералПресс».

К маю правительством РФ планируется полностью подготовить все необходимые документы для запуска программы модернизации тепловой генерации в России. По масштабам государственную программу модернизации уже сопоставили с планом ГОЭЛРО времен РСФСР. Средневзвешенный износ ТЭС сегодня составляет 69  %, ведь основная часть имеющихся в России объектов генерации вводилась в 1964-1988 годы.

Ранее введенная несколько лет назад программа договоров предоставления мощности (ДПМ) в период своего действия в 2012-2017 годах способствовала строительству новых генерирующих мощностей, которые должны заменить устаревшие фонды. Согласно программе российским и зарубежным инвесторам гарантировалось не только строительство генерирующих мощностей, но также покупка объемов мощности и электроэнергии произведенных данными мощностями.

После завершения программы ДПМ в стране снизились инвестиции энергокомпаний и упала загрузка энергомашиностроительных предприятий, что создало риски для отрасли в целом. В период ее действия в России было модернизировано порядка 18 ГВт мощностей, при этом лишь 2 ГВ из них составила «чистая» модернизация, остальные объекты подверглись только перемаркировке, отмечают эксперты.

«То есть в среднем объем подтвержденной модернизации за этот период составил 0,5 ГВт в год. Таким образом, для обновления 40 ГВт устаревшего парка оборудования в данных условиях понадобится порядка 80 лет. Поэтому для полной модернизации энергетической отрасли необходимо привлечение государственных инвестиций. Иначе износ генерирующих объектов продолжит нарастать, что приведет к серьезным ограничениям в качестве и надежности тепло- и электроснабжения потребителей и станет преградой для экономического роста», – рассказал нам генеральный директор «Москабельмет» Павел Моряков.

В результате Минэнерго РФ разработало долгосрочную программу модернизации энергетики, которую осенью прошлого года утвердил президент. В рамках реализации государственных мер началась работа по подготовке необходимой нормативно-правовой базы. Напомним, что российскому правительству поручено с учетом предложений Минэнерго представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, направленных на привлечение инвестиций в модернизацию ТЭС, в срок до 1 мая 2018 года.

 

Одной модернизацией пытаются решить две задачи

Как изначально подсчитали в Минэнерго, в 2020–2030 годах объем инвестиций в обновление электростанций всей страны составит порядка 1,5 трлн рублей. При этом, согласно указанию президента страны, рост тарифа на электроэнергию не должен превышать официальный показатель инфляции. Сейчас ведомство запрашивает у правительства страны 3,5 трлн рублей на модернизацию энергомощностей. Одним из аргументов столь серьезной суммы называется включение в нее расходов реализацию программы «зеленой генерации». Но разве на это потребуется два триллиона?..

«Модернизация генерирующих мощностей, в частности, теплоэлектростанций в России - актуальная проблема, решать которую пытаются весьма давно и разными способами. Способы, применявшиеся ранее, привели большей частью не к модернизации, а к строительству новых генерирующих мощностей, которые зачастую оказались избыточными. Сегодня мы видим новый подход, который заключается в конкурсном отборе проектов, подлежащих реконструкции, на базе ежегодно выделяемых квот. При этом в документе Минэнерго заложен механизм оплаты реконструированной мощности только в случае полного исполнения обязательств по вводам мощности и подтверждения реализации заявленных мероприятий, что будет гарантировать выполнение обязательств. В результате реконструкции ТЭС выиграет потребитель за счет снижения цен, а также за счет улучшения экологической обстановки», – прокомментировал «ФедералПресс» научный руководитель программы магистратуры ВШКУ РАНХиГС, директор Центра по тарифному регулированию РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Капитонов.

В общей сложности 376 тепловых электростанций разной мощности и степени износа работают сегодня на территории России. Именно этот вид генерирующих предприятий обеспечивает страну электроэнергией почти на 70 %. При этом подавляющее большинство участников ресурсного рынка твердо понимает, что поддержка устаревших теплоэлектростанций неизбежно ведет в тупик, продолжение модернизации энергетической отрасли подразумевает внедрение новых технологий.

«Самое главное, концептуальное, что мы поддерживаем — необходима модернизация теплового, именно когенерационного оборудования. Это огромный пласт энергетики, он один из самых эффективных и, самое главное, решает задачу не только электроснабжения, но и централизованного теплоснабжения наших граждан. Сегодня централизованное теплоснабжение охватывает более 70 % населения. Поэтому, конечно, решив задачу по электрике с первыми договорами на поставку мощности, сейчас надо решить проблему обновления оборудования именно в ключе когенерации. Это позволит на долгое время обеспечить потребителей на централизованном теплоснабжении новой генерацией», – рассказал председатель правления компании «Т Плюс» Денис Паслер в интервью РИА Новости

Аналитики отмечают, что даже при высоком развитии возобновляемых источников энергии к 2035 году более 60  % установленной мощности энергосистемы России будет занимать традиционная и устаревшая тепловая генерация. Разработанная программа модернизации электроэнергетики не рассчитана на значительные изменения в текущем балансе электростанций в России в ближайшие 10–15 лет. Документом предусмотрена в первую очередь модернизация старых ТЭС.

«Такую стратегию правительства можно объяснить тем, что сегодня необходимо решать текущие потребности страны. В ближайшие годы для огромного числа российских ТЭС будет актуальна проблема продления паркового ресурса. Если не модернизировать эти станции, то их придется выводить из эксплуатации из-за того, что ресурс будет исчерпан. А при таком объеме выбытия мощностей к середине 2020-х годов предложение в энергосистеме начнет сокращаться и риски дефицита энергии возрастут. Поэтому можно сказать, что новые изменения в российской законодательной базе для модернизации энергетической отрасли, безусловно, нужны и полезны для экономики страны», – отметил в беседе с нашим корреспондентом Павел Моряков.

 

Пилоты к старту готовы

Как сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак, 13 муниципалитетов в стране рассматривают возможность стать пилотными площадками для отработки реформы теплоснабжения и перехода на расчет тарифов по методу альтернативной котельной. К примеру, в Югре в число первых станций, подлежащих модернизации, вошли две сургутские, Нижневартовская и Няганская ГРЭС. Востребованность их продукции на рынке составляет свыше 60 %, т. е. соответствует требованиям федеральной программы. Напомним, что по объемам мощности и производства электроэнергии автономия занимает сегодня лидирующую позицию в России.

«Пока правила игры не сформулированы окончательно, в наших интересах предложить их самим. И сделать это надо прямо сейчас, основываясь именно на представлении предприятий, бизнеса, как эффективнее провести мероприятия по модернизации тепловых электростанций», – отметила глава ХМАО – Югры Наталья Комарова на совещании регионального правительства с участием руководителей энергопредприятий округа.

Пока что у экспертов нет единого понимания критериев отбора объектов для модернизации и объема необходимых мощностей для удовлетворения спроса на тепло и электроэнергию в среднесрочной перспективе. Вопрос с привлечением инвестиций пока также остается открытым. Напомним, что в конце февраля комитет Государственной Думы по энергетике провел «круглый стол» на тему: «Модернизация объектов электрогенерации: источники финансирования», где обсуждались варианты привлечения инвестиций в намеченную модернизацию.

«Нужно понять, какую конфигурацию генерации мы хотим получить, какое должно быть соотношение централизованной и распределенной энергетики, различных видов генерации, что делать с неэффективными мощностями, как и когда выводить их из употребления. При этом важно определить критерии модернизации. Есть опасения, что программа в ее нынешнем виде даст продление ресурса крупных традиционных электростанций, но не принесет повышения эффективности. В наших условиях, когда энергоресурсы для генерации стоят значительно ниже, чем в той же Европе, а цена на энергию для конечных потребителей вполне сопоставима с европейской, прямого экономического смысла вкладываться в повышение эффективности у генераторов нет, – подчеркнул на круглом столе председатель комитета Государственной Думы РФ по энергетике Павел Завальный. – На мой взгляд, обязательным условием вложения средств в модернизацию генерации по схеме ДПМ-штрих должно быть повышение ее экономической и экологической эффективности как минимум на 20 % и более. Иначе конкуренция среди потенциальных участников будет идти по критерию меньшей цены, а не большей эффективности. Но такая модернизация за счет потребителя не имеет смысла».

Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» со своей стороны считает неактуальным предложенный Минэнерго РФ механизм ДПМ для современного этапа развития российской электроэнергетики, отмечает его нерыночный характер, а также недостаточную обоснованность и противоречивость предложений ведомства.

«Ассоциация считает целесообразным рассмотреть альтернативные, более эффективные решения. Значительный профицит генерирующей мощности на горизонте, как минимум, до 2025 года, позволяет без спешки разработать и внедрить в отрасли сбалансированный инвестиционный механизм на основе рыночных инструментов, покончив с ДПМ (балансовый избыток генерирующей мощности в ценовых зонах оптового рынка (Европейская часть России, Юг, Урал и Сибирь) в 2023 году составляет 52 ГВт, чистый избыток мощности (мощность с учетом ремонтов и ограничений) в 2017-2023 гг., согласно Схеме и программе развития ЕЭС России, составит более 26 Гвт)», – сообщает официальный сайт некоммерческого партнерства. 

 

Он сказал: «Поехали...»

Напомним, что 2 марта президент России Владимир Путин запустил сразу две станции – Маяковскую в Гусеве и Талаховскую в Советске. Ввод новых ТЭС позволит энергосистеме быть более маневренной и снизить зависимость от поставок по литовскому направлению. На данный момент 99 % всех мощностей области обеспечивает Калининградская ТЭЦ-2. До 2021 года будут введены еще две ТЭС. Все четыре новых объекта обеспечат 1 ГВт новых генерирующих мощностей. В этот проект АО «Роснефтегаз» вложило 100 млрд рублей. 

«Единственным инвестором строительства является акционерное общество «Роснефтегаз», которое было создано для решения особо важных государственных задач. Строительство ТЭС один из самых эффективных проектов, который был реализован в кратчайшие сроки всего за 1,5 года. Ввод в эксплуатацию двух ТЭС позволил сформировать независимую энергосистему Калининградской области для перспективного развития экономики, укрепления социальной сферы и ЖКХ», – прокомментировал запуск электростанций в Калининградской области председатель совета директоров АО «Роснефтегаз» и совета директоров ПАО «Интер РАО» Игорь Сечин.

В других регионах инвесторам сегодня также отводится важная роль при проведении модернизации тепловой генерации в России. Время покажет насколько оправдаются эти надежды и сдержит ли ФАС обещание провести модернизацию объектов электроэнергетики без повышения тарифов.

 

Фото: из архива ФедералПресс, pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.