В ряде российских регионов для повышения явки применят административный ресурс. Такой информацией с «ФедералПресс» поделились несколько источников, близких к губернаторам и главам субъектов РФ, а также собеседник из Санкт-Петербургской избирательной комиссии. Прогноз по явке неутешительный, и, судя по всему, от принципа прозрачности придется частично оказаться.
Хотели как лучше, но не получается. Заявленная в декабре 2017 года в кулуарах администрации президента (АП) формула 70% на 70% по явке на выборы и результату главного кандидата дает сбой. Федеральный центр уже испробовал все возможные способы по привлечению граждан на избирательные участки 18 марта: наружная агитация, видеоролики в интернете, юмористическая реклама на ТВ. К благому делу подключили даже блогеров. Но, как сообщает один из собеседников, близких к АП, реальная социология демонстрирует пониженный интерес жителей России к президентским выборам.
Старый дедовский метод
Многие региональные администрации решили не изобретать велосипед, да и времени с возможностями на это нет. Поднимать явку будут традиционно: используя административный ресурс. То, что не могут сделать политтехнологи, сделают врачи, учителя, военные и их семьи. Сотрудников бюджетных учреждений настойчиво «попросят» прийти на участки и проголосовать. Об этом «ФедералПресс» рассказали несколько источников в региональных правительствах, один из них представляет Северо-Кавказский федеральный округ.
«Повысить явку на институциональном уровне нет ресурсов, а глава региона ставит такую задачу. Поэтому придется мотивировать этих граждан прийти на участки», – отмечает собеседник.
Собеседник из Санкт-Петербургской избирательной комиссии также подтвердил эту информацию. По его словам, в школах города директора чуть ли не обязывают своих подчиненных голосовать по месту работы. При этом посещаемость 18 марта будут проверять по школьным правилам - по спискам.
«Директора требуют, чтобы результат главного кандидата составил 70% на участке», – сообщает источник.
И тут нельзя не вспомнить слова Эллы Памфиловой в декабре прошлого года. Логично предполагать, что через уста главы ЦИК федеральный центр посылает четкие сигналы региональным властям. Памфилова заявила о недопустимости «гнать людей на выборы».
«Облегчить возможность избирателям, если они примут такое решение, идти голосовать. Все. А местные власти, губернаторы явку могут повышать только одним способом: надо решать проблемы людей. Не гнать их, извините, не заставлять, не понукать, не принуждать, что будут проблемы на работе, а решать проблемы», - отметила Памфилова.
Но, похоже, не все губернаторы прислушались к словам главы ЦИК или может просто их не услышали. Хотя в целом эксперты отмечают улучшение ситуации в смысле легитимности и прозрачности выборного процесса в стране. Как считает политолог Николай Миронов, властям в последние годы удалось почти отказаться от «электорального криминала» и перейти от прямого административного ресурса на косвенный.
«Жесткое применение административного ресурса в середине нулевых действительно прекратилось. Тогда это была гораздо более жесткая история с давлением, снятием оппозиционных кандидатов. Сейчас ситуация стала лучше. Упор сделался не на прямой административный ресурс, а на косвенный. То есть доминирование в СМИ, какие-то помехи при проведении агитации оппозиции, но в рамках закона. Конечно, без нарушений не обходится, но этого стало меньше», - отметил Миронов в беседе с «ФедералПресс».
Зоны электоральной опасности
Источник, близкий к АП, поясняет, что существует проблема с так называемыми зонами аномальной электоральной активности, где в сентябре прошлого года проходили губернаторские выборы. Установка на абсолютную прозрачность в данном случае может сыграть злую шутку. Так например, в республики Мордовия 10 сентября 2017 года явка составила почти 82%, а результат победителя почти 90%. Почти столько же голосов набрал врио главы Бурятии Алексей Цыденов. Эти цифры гораздо выше заветных 70%, а ведь одна из главных установок Кремля на эту кампанию – не перебрать голосов за основного кандидата. Но если явка и результат действующего президента 18 марта будут ниже в этих регионах, чем проценты на губернаторских выборах, то получится странная ситуация. Президент, согласно цифрам, получит меньше голосов при меньшей явке. А это, как отмечают в кулуарах Кремля, «будет выглядеть не очень здорово». Глава региона не может быть популярней главы государства.
С другой стороны, как отмечают политологи, Кремль не дает регионам конкретных установок по явке и результатам голосования, лишь дает рекомендации. Аномальная электоральная активность – дело рук региональных властей в большей степени. Погоню за заветными процентами устраивают сами руководители субъектов. Но на финише этой гонки губернаторы могут, сами того не понимая, нажить проблем.
«Администрация президента тоже не заинтересована продавливать регионы к определенным цифрам, чтобы не толкать их на фальсификации. И это с обратной стороны можно ударить по результатам. Другое дело, что губернаторы хотят показать себя. Это тоже есть. Не все этим занимаются, но многие видят в этом свою задачу, что им надо собрать хорошие цифры, а потом отчитаться и укрепить свое положение. Здесь они очень сильно рискуют, когда применяют административный ресурс, потому что, если это вылезет, виноваты будут именно они», – отмечает Николай Миронов.
В любом случае даже официальная социология предрекает явку ниже 70%. По данным ВЦИОМ она составит 67%. Различные интернет-голосования дают гораздо меньшую цифру. И это действительно не очень приятный для власти факт. Мобилизовать избирателей перед главными выборами страны не удалось. Ну а последние действия по повышению интереса граждан к избирательному процессу не похожи на четкую стратегию, лишь на сумбурную активность. Порадоваться в данной ситуации хотя бы немного может несистемная оппозиция.
Директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что всему этому есть объективные причины. Есть моральный износ политической системы. Во всех политических системах на Западе и Востоке существует железное правило – какая бы власть суперэффективной и ответственной ни была, через 10-12 лет она начинает населению надоедать даже при всей своей эффективной политике.
«В устойчивых демократических системах принята ротация власти, не элит, а именно тех лиц, которых видят по телевизору. Политсистема с этой точки зрения находится в состоянии упадка. Людей просто активно заставить эту власть поддерживать, встать и идти на избирательные участки уже не так просто. А придать населению какой-то импульс, будь то внешние угрозы, у власти уже не получается. Появилась прививка у населения. В 14-15 году это можно было сделать, но людей в мобилизованном состоянии в течение нескольких лет держать нельзя», – считает Салин.
По мнению политолога, на случай низкой явки у федерального центра есть план информационных действий. Можно будет сказать, что выборы прошли в пользу качественных, а не количественных показателей. С другой стороны, власть сама загнала себя в ловушку со своей формулой 70 на 70.
«Изначально власть стала заложником этой цифры 70 на 70, желания продемонстрировать исторический рекорд поддержки Владимира Путина. Нужно было просто изначально не ставить столь высоких целей. Не стоит пытаться прыгнуть выше головы, надо понимать, что есть моральная усталость населения от нынешнего политического режима», – резюмировал Павел Салин.
Выборы президента России