Top.Mail.Ru
Общество
Московская область
0

Полигон раздора. Волоколамск на неделю стал центром общественно-политической жизни страны

Волоколамск. Город воинской славы. В далеком 1941 году он стал одним из последних рубежей обороны столицы от гитлеровских войск. В наши дни Волоколамск вновь оказался на передовой. Но это уже другая война – война за чистый воздух. Журналист «ФедералПресс» отправился за 100 километров от Москвы, чтобы лично пообщаться с жителями, узнать позицию районных и региональных властей, выслушать объяснения собственников полигона «Ядрово», который за несколько дней стал особо охраняемым бойцами ОМОН объектом. Подробности – в репортаже нашего агентства.

Дети под угрозой

Субботним утром Волоколамск встречал ярким солнцем. Совсем небольшой городок. После московских небоскребов купеческие двухэтажки в центре кажутся игрушечными домиками. В древних храмах, переживших советские репрессии и фашистскую оккупацию, завораживающе звонят колокола.

Перед зданием районной администрации пока пустынно. Но металлические ограждения уже установлены, как и рамки металлодетекторов. Все указывает на то, что местные власти подготовились к назначенному на 12 часов пикету, основным требованием которого должно стать закрытие полигона отходов «Ядрово». Поводом для этого послужил выброс газа со свалки, расположенной примерно в трех километрах от Волоколамска.

Напомним, тогда, 21 марта, в СМИ прошла информация о госпитализации десятков школьников, отравившихся газами, выброшенными в воздух полигоном отходов «Ядрово». Врачи поставили детям диагноз «пищевое отравление». Была проведена и судебно-медицинская экспертиза, которая также не выявила следов отравления вследствие выброса сероводорода.

Жители с этими результатами не согласны. За свой счет еще в конце февраля они провели экспертизу воздуха в Волоколамске. Независимая лаборатория выдала заключение (имеется в распоряжении редакции), что «химический состав воздуха по исследованным показателям не соответствует требованиям ГН 2.1.6.3492017 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений». «Концентрация сероводорода в воздухе превышает ПДК», – говорится в заключении.

Волоколамцы рассказывают, что за последние несколько месяцев у них обострились заболевания, связанные с органами дыхания. Особенно сложно астматикам – дышать стало тяжелее. Люди жалуются на головные боли, на тошноту. Да и просто говорят, что они хотят дышать чистым, свежим воздухом, а не сероводородом. В те дни, когда происходят выбросы (21 марта был не первым таким днем), всем хочется уехать из города, по крайней мере, вывезти своих детей подальше, только чтобы не дышать зловониями.

«Если никаких мер не будет предпринято, и выбросы не остановятся, город в один прекрасный момент нужно будет полностью эвакуировать», – говорят волоколамцы.

История запуталась

В Волоколамске журналисту «ФедералПресс» удалось пообщаться с самыми разными людьми, свидетелями того дня, когда произошел выброс газа на свалке, сыгравший роль детонатора: тема стала одной из главных в СМИ. Рассказы некоторых очевидцев наводят на мысль об инсценировке. По их словам, в одной из школ стало плохо нескольким ученикам, вслед за которыми потянулись другие. Причем все это были не учащиеся начальных классов или среднего звена. Это подростки – представители того поколения, которое почти год назад вышло на организованную самоназванными борцами с коррупцией протестную акцию в центре Москвы.

«Я видел в больнице одну девочку лет 15, у которой якобы было отравление. С виду она прекрасно себя чувствовала, а вот отец, изрядно выпивший, буянил так, что девочке пришлось ходить за ним и уговаривать прекратить себя так вести. Был там и парень, которого вели под руки: он плохо стоял на ногах, но врачи говорят, что он давно болеет, что он их постоянный пациент, и это его обычное состояние», – рассказывает один из очевидцев.

К слову, на встрече жителей города с чиновниками, прошедшей в субботу, про здоровье детей практически не было задано ни одного вопроса – министр здравоохранения Московской области Дмитрий Марков молча просидел несколько часов.

Опять власть меняется

Конечно, жители Волоколамска в тот день испугались не на шутку. Объяснимо, что после этого они стали требовать закрытия полигона. Но требовать у кого? Для начала – главы района (теперь уже бывшего) Евгения Гаврилова. Однако тот от диалога отказался, за что и поплатился. Пытались требовать ответа от губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, но сам Воробьев общаться с населением не стал, и вплоть до субботы волоколамцы в отсутствие четко изложенной позиции властей жили в неведении – что будет дальше.

Тем не менее, с четверга региональная власть, видимо, придя в себя после неожиданного ажиотажа вокруг ситуации, приступила к активным действиям. В пятницу, 23 марта, Гаврилов был отправлен в отставку. В тот же день в город прибыл новый глава (правда, пока с приставкой врио) Андрей Вихарев. В политологических кругах говорят о том, что это не лучший подарок волоколамцам.

Каким будет результат такой рокировки, пока предсказать не может никто. Вместе с тем первое заявление, которое сделал Вихарев на своем посту, может характеризовать его как жесткого руководителя: все, кто допустил возникновение кризисной ситуации, будут наказаны.

Свою позицию Андрей Вихарев повторно озвучил уже в субботу, 24 марта, когда перед зданием районной администрации собралось около полутора тысяч человек, чтобы услышать от властей, что они намерены предпринимать, и потребовать закрытия полигона «Ядрово». Вихарев взял в руки громкоговоритель.

«Дорогие волоколамцы! Я вчера вступил в должность, и моя задача – разобраться с этой проблемой вместе с вами, – заявил врио главы Волоколамского района, имея в виду, вероятно, проблему, связанную с полигоном ТКО. – Я убежден, что из-за нарушения технологии использования полигона произошла эта проблема. Я считаю, что мы этот вопрос будем поднимать и смотреть, куда уходили деньги, почему деньги нашлись только сейчас. Этот вопрос не закрыт, и я буду докладывать губернатору, кто в этом виноват».

Диалог начался

Кто виноват – вопрос, конечно, важный. Однозначного ответа на него пока нет. С одной стороны, можно сразу сказать: собственники полигона (о них мы еще поговорим в ближайших расследованиях «ФедералПресс»). С другой, не все ясно и с бывшим руководством района. Евгений Гаврилов и его команда, как говорят волоколамцы и представители бизнеса, совершенно не умели вести диалог, коммуникации между чиновниками и жителями просто никогда не было.

Уже на второй день после своего назначения Андрей Вихарев вместе с советником губернатора Подмосковья Мариной Юденич, специальным представителем главы Московской области в Волоколамске Александром Чупраковым сел за круглый стол, который, по сути, стал столом переговоров, вместе с общественниками, с жителями города, с собственниками полигона. Не последняя роль в этой встрече была отведена руководителю голландской фирмы, которая будет заниматься рекультивацией «Ядрово», Юджину Тиммерману.

И как раз на этой встрече Вихарев заявил, что «проблему необходимо решить в короткие сроки». «Местная власть упустила эту ситуацию, и эта ситуация переросла в то, что сейчас происходит. Моя задача – собрать все данные и принять быстрые решения, чтобы объем машин был не пришлым, не московским, а нашим. Я открыт для всех жителей, готов встречаться, готов разговаривать», – заявил Вихарев и даже продиктовал номер своего сотового телефона.

Если Андрей Вихарев подключился к решению проблемы только в пятницу, подмосковные чиновники занимаются ею уже несколько дней. Спецпредставитель губернатора Московской области Александр Чупраков озвучил меры, предпринятые на данный момент: количество мусоровозов, которые будут завозить отходы на полигон «Ядрово», ограничено до 80 автомобилей в сутки, видеокамеры при въезде на свалку заведены на сайт администрации Волоколамского района, информация с них обновляется каждые четыре часа, что позволяет отследить, какое количество машин прибывает на полигон. Там же, на сайте, каждые четыре часа обновляется информация о состоянии воздуха (эта информация проецируется также на специальном автомобиле МЧС, установленном на площади рядом с районной администрацией). На самом полигоне информация о поступающих машинах фиксируется в специальном журнале (система контроля количества мусоровозов, приезжающих на свалку, получилась многоуровневой).

За круглым столом было решено создать рабочую группу – штаб, в который вошли городские активисты, чиновники, сотрудники МЧС, общественники. Совместными усилиями они будут следить за происходящем и оперативно реагировать на любые нештатные ситуации.

Волшебный купол

На один из главных вопросов, волнующих людей, о том, сколько им еще придется дышать выхлопами свалочных газов, ответ попытался дать представитель голландской фирмы TrisoplastMineralLines, занимающейся рекультивацией полигонов ТКО, Юджин Тиммерман.

По словам специалиста, на полигоне «Ядрово» планируется установить некий «биореактор», состоящий из многочисленных труб, «иголок», которыми будут произведены проколы тела свалки, колодцев. Он будет быстро и безопасно собирать газ, выходящий из полигона. Этот газ можно сжигать (установка специального факела также предусмотрена). При расширении этой системы сжигаемый газ может использоваться для генерации электричества, как это уже делается на отдельных объектах. Всю свалку обезопасят, накрыв специальным материалом. Таким образом неприятные запахи, по обещанию специалиста, будут блокированы.

Как все это выглядит на деле, журналист «ФедералПресс» решил посмотреть своими глазами. Вместе с одним из собственников полигона «Ядрово» Максимом Конопко мы отправились на свалку, где как раз ведется подготовка к установке оборудования. К этому времени толпа людей, часом ранее стоявшая на площади перед районной администрацией, переместилась к воротам полигона. Тут же полиция, а за воротами, уже на территории самого «Ядрово», – группа ОМОН, сотрудники МЧС. Одни на страже порядка (ситуация действительно накалена), другие на страже чистого воздуха. Все живы и здоровы, ни у кого никаких признаков отравления сероводородом не наблюдается, а ведь они находятся буквально в 50–80 метрах от огромнейшей кучи мусора.

На самом верху свалки люди тоже активно трудятся. Запах, конечно, крайне неприятный, но все без респираторов. По словам Максима Конопко, нормативными актами спецодежда для рабочих полигонов отходов не предусмотрена, а концентрация вредных веществ в воздухе хоть и велика, но не смертельна и не опасна для здоровья человека. Насколько это так, судить не беремся – кто знает, какие проблемы со здоровьем у всех этих людей возникнут в будущем.

Подготовку к установке системы дегазации на полигоне должны закончить к 13 апреля. К этому времени из Голландии поступит необходимое оборудование. Полностью все работы по его монтажу должны завершиться к середине июня этого года. После никакие неприятные запахи волоколамцев уже не побеспокоят (во всяком случае, так говорят специалисты).

Проблемы коммуникации остаются

Оказывается, что и в ситуации с установкой системы дегазации не все однозначно. Один из собственников полигона Максим Конопко говорит, что для проведения всех работ необходимо придать телу полигона определенный уклон. Сделать это можно только с помощью отходов. А по решению подмосковного правительства количество мусоровозов, которые везут в «Ядрово» отходы, не может быть больше 80. Этого недостаточно, считает Конопко.

Это подтвердил и голландец Юджин Тиммерман. Вариант создания необходимого уклона с помощью грунта он отверг. «Сейчас весна, снег начнет таять, земля будет оттаивать, у меня машины утонут», – пояснил специалист.

Договориться в этой части стороны (чиновники, общественники и собственники) пока не смогли. Поэтому вопрос, успеют ли «Ядрово» подготовить к началу работ по установке системы дегазации, остается открытым.

Голландцам не понять

У местных жителей предложенная голландцами технология доверия пока не вызвала. Как рассказал «ФедералПресс» один из членов инициативной группы Дмитрий Любков, специалисты даже не знают, какой газ скопился в теле свалки. «Они рассчитывают, что это метан: он идет вверх, он легче воздуха. Смесь газов на свалках формируется по-разному. Здесь есть метан и, что самое страшное, – это большое количество сероводорода, который голландцы плохо себе представляют: он тяжелее воздуха почти вдвое, и он текучий. Когда нет ветра, сероводород ползет и заполняет воздух. Сжигание сероводорода – тоже сомнительная вещь», – отметил Дмитрий.

Много вопросов у местных жителей вызывает и будущее фильтрата – той жидкости, которая выходит из тела полигона. Этот фильтрат течет постоянно, попадая в речку, находящуюся менее чем в 100 метрах от полигона. «Достоверные анализы по составу фильтрата будут на следующей неделе. Образцы мы отправляли в Питер, нам сообщили, что у них аппаратура просто зашкаливает, они не могут определить, во сколько сотен раз в этом фильтрате превышены нормы по ртути, мышьяку, свинцу и т.д. То есть фильтрат очень обогащенный и очень токсичный. В нашей реке не осталось ничего живого. Последняя рыба всплыла перед новым годом», – рассказывает активист.

Вода из местной речки попадает в водохранилище, откуда затем поступает в квартиры москвичей.

Критикуешь – предлагай

Вечная проблема – многие умеют критиковать, но предлагать свои варианты решения проблемы могут далеко не все.

В Волоколамске примерно такая же ситуация: люди, вышедшие в субботу на улицу, требовали закрытия «Ядрово». Некоторые стояли с плакатами, адресованными мэру Москву Сергею Собянину и призывавшими прекратить возить столичные отходы в Подмосковье. Что любопытно, среди пикетчиков неоднократно возникали серьезные (словесные, благо) столкновения: местные жители быстро определяли среди собравшихся провокаторов (то, что провокаторы были, сомнений нет: еще до начала акции на площади появились соратники Алексея Навального, а накануне на своем сайте оппозиционер подробно объяснял, как доехать до Волоколамска в субботу, чтобы принять участие в протестной акции). Все было сделано строго по инструкции: один-два выкрика с призывом свергнуть власть или закрыть полигон, и их подхватывают еще несколько человек, потом еще.

Впрочем, вывести людей из себя Навальному и его соратникам так и не удалось: люди не пошли напролом, не стали чинить беззаконие – волоколамцам важно было, чтобы их услышали и чтобы им объяснили, что будет дальше.

Да, большинство из жителей города требуют закрытия полигона «Ядрово», а также запрета на открытие второй карты действующего полигона, которая частично уже подготовлена к приему отходов (на участке проведена гидроизоляция «подошвы» полигона). Однако никто (ну или почти никто) из них не предложил что-то взамен. Отходы никуда не денутся, и их нужно где-то складировать, утилизировать. До ввода в эксплуатацию мусорожигательных заводов (что тоже не самый безопасный для природы и человека способ) еще далеко. Да и их производственных мощностей хватит на 2,8 млн тонн. А только по официальным данным Москва и Подмосковье производят 9 млн тонн, по неофициальным – все 14 млн тонн отходов в год. Куда денется остальной мусор?

Высказывались предложения сделать свалки в других районах области, или даже в соседней Тверской области: там плотность населения ниже, и наверняка найдутся территории, где можно разместить полигон, и рядом не будет жилых домов. Один из жителей города предложил свой вариант: на границе с Рузским районом есть отработанный карьер Сычевского горнообогатительного комбината – можно и там разместить свалку, а рядом – мусороперерабатывающий завод.

Каким будет решение, покажет время.

Почва для спекуляций

Беспокойство людей за здоровье детей (да и собственного) и по поводу экологического состояния Волоколамска, конечно, оправдано. Экологические проблемы существуют, и с ними сталкиваются жители и других районов Подмосковья (достаточно вспомнить полигон «Кучино» в Балашихе, ситуация накаляется в Клине). Но многие эксперты подчеркивают очевидность того, что ситуация долгое время нагнеталась искусственно: такие поводы умело используют различные группы – как экономические субъекты, заинтересованные в получении контроля над полигоном, так и политические силы, настроенные на зарабатывание политических дивидендов.

На фоне бездействия муниципальной власти в решении вопросов и несвоевременном принятии решения о проведении технологического обновления на самом полигоне почва для спекуляций оказалась плодородной. Сегодня, когда ситуация оказалась на пике человеческих эмоций, к вопросу подключились федеральные и региональные власти (проведен комплекс мероприятий по улучшению экологической ситуации и реабилитации детей), но те самые политические спекулянты воспользовались случаем.

О ситуации в Волоколамске активно высказывались представители оппозиционных политических партий. В период избирательной кампании в город приезжала Ксения Собчак, была она в Волоколамске и после отравления детей и даже заявила, что закрыла полигон «Ядрово». В субботу к полигону, когда там уже собрались люди, подъехал и сам Алексей Навальный, но даже не вышел из машины. Он уехал, увидев, что волоколамцы не поддаются на провокации, не идут на штурм ворот полигона и проводят пикет в соответствии с законодательством. Более того, самим горожанам такие спекуляции не нравятся – они хотят решения проблемы. Люди недовольны тем, что их беда используется в политических целях. Горожане призывали даже не пускать Навального на пикет для собственного пиара.

В то же время жители Волоколамска традиционно надеются на то, что ситуацию может решить лично президент. Это согласуется с результатами опросов, отражающими мнение населения, что одна из наиболее эффективных и последних инстанций в решении различных (даже экологических) проблем является сам президент, рейтинг доверия к которому был продемонстрирован на прошедших выборах. Несмотря на то, что региональная власть активно включилась в процесс решения проблемы, жители надеются что данная ситуация будет на контроле у Владимира Путина.

«ФедералПресс» продолжает следить за ситуацией в Волоколамске.

Сюжет по этой теме
22 марта 2018, 15:00

Отравление детей в Волоколамске

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.