13 апреля Таганский суд Москвы удовлетворил иск Роскомнадзора о блокировке мессенджера Telegram на территории России. С 16 апреля надзорное ведомство приступило к блокировке. Но... для большинства пользователей «телеги» ничего не изменилось. Напротив, многие telegram-каналы заявляют о серьезном приросте аудитории. «ФедералПресс» выяснил, как работается челябинским общественно-политическим каналам в условиях, когда любимый мессенджер объявлен «персоной non grata».
Мы обязательно встретимся!
Напомним, 16 апреля Роскомнадзор начал блокировку Telegram, по последним данным, в реестр запрещенных попали уже более 2,5 миллиона IP-адресов. В Челябинской области первым на изменения в мире мессенджера отреагировал пиар-блок губернатора Бориса Дубровского. Еще до обнародования решения Таганского суда Tg-канал «Молнии Дубровского» (на данный момент аудитория – 553 подписчика) объявил о переезде на новую платворму, в мессенджер WhatsApp. Впрочем, пресс-служба губернатора не закрыла канал в опальном сервисе: просто в финальном сообщении в «телеге» подписчики уведомлялись, что трансляция новостей и протокольных фотографий главы региона временно приостановлена.
«Возвращение в Telegram вполне допустимо, если собственник мессенджера выполнит предъявленные к нему требования Роскомнадзора, – сообщил «ФедералПресс» заместитель руководителя аппарата губернатора, пресс-секретарь Дубровского Дмитрий Федечкин. – Именно в связи с этим телеграм-канал «Молнии Дубровского» не был закрыт – в нем просто приостановлено размещение актуального контента. Являясь государственным служащим и представляющим исполнительную власть Челябинской области, считаю на данном этапе неправильным его использование для реализации информполитики региона. Открытие канала именно в Telegram было мотивировано тем, что на том этапе он являлся наиболее удобным и медийно-ориентированным каналом массовой коммуникации среди мессенджеров.
Вместо Telegram мы сейчас открыли сразу три площадки: в мессенджерах Dialog, «ТамТам» и WhatsApp, вполне возможно, к ним добавится Viber – после того, как там будет запущен новый продукт – «Сообщества», соответствующую заявку мы уже подали. Каких-то категоричных отличий от Telegram в худшую сторону у этих мессенжеров нет, считаю это скорее вопросом личных предпочтений каждого человека. Аудитория прирастает ежедневно, это означает, что такой способ прямой коммуникации с жителями региона удобен обеим сторонам диалога».
«В «Тамтамы» никто не пойдет»
Политтехнолога Юлию Грибовскую часто называют автором Tg-канала «Кутикулы», однако в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Юлия официально это опровергла. Тем не менее, она является активным пользователем Telegram.
«Скорее сломают весь Интернет, или аудитория политических каналов найдет способ обходить блокировки, – считает Юлия Грибовская. – Telegram, как мы помним, пытались запретить в Иране. Практика показывает: в аудитории потеряли только развлекательные каналы. А вот политические и социальные, пусть сначала просели, затем даже приросли числом подписчиков. Надо понимать, что у этих каналов более «качественная», грамотная аудитория. Я считаю, что солидным Telegram-каналам переходить на другие платформы просто позорно. В «тамтамы» точно никто из серьезных игроков не пойдет: там же все просматривается».
Политолог Александр Мельников и не скрывает, что ведет канал «Челябинская область». Впрочем, его сообщения в Telegram дублируют записи в Facebook и LiveJournal, так что политолог вообще считает, что не заметит разницы даже при реальном отключении мессенджера.
«У меня, конечно, не самый популярный канал, – признался Мельников (125 участников). – Но ситуация точно не изменилась в худшую сторону. Читатели достаточно продвинутые, они подстроились под ситуацию. Тем более, Дуров (разработчик Telegram – прим. «ФедералПресс») первый раунд однозначно выиграл. В любом случае я даже не собираюсь задумываться о том, что будет, если Telegram уйдет. В будущем, возможно, будут востребованы новые сервисы, но на сегодня вопросы к мессенджеру только у государства. У пользователей вопросов нет».
Народ сопротивляется
Газеты и Интернет-ресурсы ИД «Гранада-Пресс» считаются аффилированными с правительством региона. Тем не менее, руководство издательского дома не пошло по пути пресс-службы областных властей и сохранило свое присутствие в опальном мессенджере. Так, на момент подготовки материала последнее сообщение в канале «Е-область» (325 участников) датировалось 10-38 17 апреля.
«Мы работаем на всех возможных платформах – бумага, сайты, соцсети, мессенджеры, – рассказал «ФедералПресс» директор издательского дома «Губерния» (вошел недавно в «Гранада-Пресс») Сергей Филичкин. – За последние дни мы отмечаем прирост подписчиков в Telegram в 15 процентов. Народ сопротивляется непопулярному решению, это естественно».
Подтверждает прирост числа подписчиков в последние дни и автор канала «Банки» Сергей Шумаков. Правда, у него, на не имеющем отношения к политике ресурсе, прирост не так ощутим – только три процента.
«Вот у Mash прирост получился порядка трех тысяч, – поделился своими наблюдениями Шумаков (2,5 тысячи подписчиков). – Что касается перспектив, то формального оттока и не будет. Представьте, что закроют «Вконтакте». Вы же не будете из-за этого удалять аккаунт? Так и в Telegram, возможно, в ближайшее время серьезную часть аудитории составят «мертвые души». Их можно будет вычислить по разнице между числом просмотров и подписчиков. Что касается изменений, то я размышляю над переносом площадки на «Яндекс Дзен». И очень заметно, что Telegram перестали пользоваться госучреждения».
«Дублеров не будет»
Авторы канала «НЕЮРЕВИЧ» не пожелали раскрывать свое инкогнито. Однако сообщили, что с момента блокировки Telegram число подписчиков канала выросло с 365 до 389 человек.
«Альтернативных площадок нет, хотя рассматриваются такие варианты, – рассказали авторы. – О дублерах ничего неизвестно. Вряд ли имеет смысл дублировать канал, у которого нет и 500 подписчиков».
Последняя тема, заметим, активно муссируется в СМИ и соцсетях: по неофициальным данным, у ряда популярных Tg-каналов уже появились «фейковые» копии в других мессенджерах. Пользователи в большинстве своем обвиняют в появлении «дублеров» спецслужбы, так как альтернативные каналы размещаются на площадках, ключи для дешифровки данных которых давно имеются у ФСБ.
Политтехнолог Александр Большаков категорически отрицает свою причастность к каналу Clozet. Однако свое мнение имеет: пока Интернет функционирует, «телега» будет жива.
«Все останутся в Telegram, никто не будет ничего менять, – считает Большаков. – Все уже нашли обходные пути, Дуров об этом позаботился: VPN-соединение, прокси. Но вообще Telegram стоит разделить на две части: официальные и анонимные каналы. Если первые – просто удобная площадка для работы, то вторые удовлетворяют некую базовую потребность человека. Зачем власть политизирует этот вопрос – мне непонятно. У меня тоже установлена «телега», как у частного лица. Я специально смотрел: никто из знакомых, даже и чиновников, не удалил свои аккаунты. Даже канал губернатора не закрыт! Это как «Дом-2»: как ни прижимают проект, аудитория растет. Мессенджер запрещен, но люди не видят запрета и продолжают пользоваться».
Шалости Роскомнадзора