Кажется, американские санкции могут сделать больше, чем все многолетние разговоры о необходимости развития промышленности. Выяснилось, что «Русал» обращался в Минпромторг с предложением по развитию алюминиевой отрасли в стране. Монополист, у которого было все хорошо, вдруг решил развивать отрасль? Меры прекрасные, но они опоздали. Теперь «Русал» будет вынужден закрыть как минимум четыре своих завода. Кто оказался под ударом, - узнал «Федерал Пресс».
«Ожидаем закрытия предприятий в Кандалакше, Новокузнецке, Иркутске и завода в Богучанах. Новые мощности в Волгограде и на Уральском алюминиевом заводе вводиться не будут, в них нет нужды», - говорит источник агентства, близкий к компании. Выбор предприятий под закрытие, с его точки зрения, очевиден: первые три дают продукцию высокой себестоимости, а Богучаны — новый проект, которые еще не вышел на расчетную мощность. Общее число сотрудников всех этих предприятий - более 12 тысяч человек. В пресс-службе «Русала» не ответили на запрос агентства о том, насколько эта информация соответствует действительности. Отметим, что компания еще ни разу не обозначила свою позицию по поводу санкций — ни через представителей, ни через созданные отраслевые объединения.
Как «Русал» свою отрасль развивал
Информация о закрытии нескольких предприятий поступила на фоне заявлений федеральных властей о том, что «Русал» обращался в Минпромторг с предложениями по поддержке тех направлений, от которых зависит дальнейшее развитие алюминиевой отрасли. Как уточнил глава ведомства Денис Мантуров, говорилось о создании переработки первичного алюминия в Красноярске, в Хакасии и в Волгограде.
Но речь не идет о новом производстве, а о том, что «Русал» уже несколько лет подряд пытается создать так называемые «алюминиевые долины» в этих регионах — с тем, чтобы их резиденты строили рядом предприятия, которые будут покупать металл с этих заводов.
«Но все упирается в две проблемы — во-первых, "Русал" хочет получить для мест расположения заводов статус особых экономических зон. Это дает налоговые и таможенные послабления. Но пока им правительство России такой статус не одобряет», — рассказывает независимый эксперт рынка Леонид Хазанов. Дальше разговоров дело не идет: даже на прошедшем уже в апреле Красноярском экономическом форуме возможность придания статуса ОЭЗ локации в Хакасии рассматривалась как довольно гипотетическая.
Вторая проблема в том, что произведенный алюминий слишком дорогой. Цена на алюминий, продаваемый "Русалом" потребителям на внутреннем рынке, базируется на котировках Лондонской биржи металлов. Чтобы было выгодно всем, компания Дерипаски должна делать хорошие скидки покупателям внутри страны — 10-15 %, но компания на это не идет. Наблюдатели отмечают, что такова политика «Русала» – он ведет себя как монополист.
Никакой пощады потребителям...
«Последний раз «Русал» объявлял о скидках покупателям в 2014 году, в силу они вступали в 2015 году, они составляли от 5 до 15% , дополнительные были для тех производителей строительных конструкций и профилей, что заключили с ним долгосрочные контракты — на год и более. Теперешние действия «Русала» несколько запоздали», – вспоминает Хазанов.
Все эти действия- по строительству пула небольших заводов и активной поддержки внутреннего покупателя надо было начинать применять лет 10-15 назад, но тогда никто и не думал о том, что для Русала могут настать плохие времена.
Напомним, что Русал в середине апреля попал под санкции США, что перекрыло компании доступ на рынок заимствований этой страны, фактически сделало ее изгоем. Для алюминиевого гиганта стало невозможным рефинансирование, а американский рынок теперь закрыт для сбыта (на него приходилось порядка 15 % продаж), приостановили отношения с «Русалом» японские трейдеры и LME (на эти источники сбыта приходилось почти по 10% продаж).
«Реакция контрагентов понятна: сохраняя отношения с «Русалом», они сами рискуют попасть в SDN-список. Отношения с «токсичным» алюминиевым гигантом могут прервать даже казахские партнеры и «Трансконтейнер» – российский перевозчик», – рассказывает Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари».
... И поэтому мы скинемся на «Русал»
После попадания в санкционный список акции компании на биржах рухнули, «Русал» стал искать помощи у правительстства страны. Там пообещали помочь попавшим под американские санкции компаниям. Одной из основных задач является сохранение производств и рабочих мест.
«Вероятно, «Русал» получит поддержку от властей – как финансовую (возможность рефинансировать валютные долги в госбанках), так и в плане сбыта готовой продукции (через покупку алюминия в государственные резервы)», – говорит Ткачук.