Цены на бензин на российских заправках уже несколько недель рвутся вверх. По данным Росстата, за последнюю перед майскими праздниками неделю стоимость топлива в среднем по стране выросла на 0,4%, причем такой же прирост наблюдался и две предыдущие недели. Что будет дальше с ценами на заправках разбирался «ФедералПресс».
Утекает на Запад
Если первые три месяца стоимость автомобильного топлива поражала своей стабильностью – ценники на АЗС практически застыли на одной отметке – то в апреле картина радикально поменялась. Только за один весенний месяц средняя цена бензина выросла на 1,4%, дизеля – на 1,5%. Для сравнения инфляция в стране за этот период составила 0,4%, и если в начале года бензиновые цены проигрывали инфляции, то теперь они серьезно вырвались вперед. С начала года бензин в среднем вырос в цене на 1,8%, дизельное топливо подорожало еще сильнее – на 2,7%.
За предпраздничную неделю цены на бензин выросли в 71 областной и республиканской столицах. Сильнее всего они скакнули во Владимире, Севастополе, Кирове и Петрозаводске – на 1,0-1,3%. В Москве литр горючего прибавил в цене 0,5%, бензин марки АИ-92 здесь можно было приобрести от 37,20 до 40,35 рубля за литр, за АИ-95 – пришлось платить от 40,30 до 44,65 рубля. Стабильность цен на топливо, которым так гордились в начале года различные государственные ведомства, судя по всему, закончилась.
«Выборы прошли, - объясняет неожиданное поведение цен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - После выборов резко пошли вверх оптовые цены, выросшие больше чем на 20%. До выборов правдами и неправдами их держали – через биржу продавались большие объемы нефтепродуктов, что снижало рост биржевых индикаторов, они порой даже падали. За ними падали крупно- и мелкооптовые цены. Выборы прошли, и резко, в разы, сократились объемы продажи через биржу. Если в январе-феврале продавали 50-60 тыс. тонн каждые сутки, то сейчас 10-12 тыс. тонн. Естественно на фоне недостатка предложения биржевые индикаторы идут вверх, а за ними крупно- и мелкооптовые цены».
По словам Евгения Аркуши, другой фактор повышения стоимости топлива – заметный рост мировой цены, который уже не компенсируется, как раньше укреплением рубля. Он наоборот падает, и все это делает выгодным экспорт топлива за рубеж, куда оно правдами и неправдами и утекает.
«Российские нефтепродукты в последние месяцы выгоднее экспортировать, чем продавать на внутреннем рынке, - соглашается генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. - В прошлую пятницу экспортный паритет для трубопроводных партий дизтоплива Московского НПЗ в направлении Северо-Западной Европы превысил 51 тыс. руб. за тонну, для автобензина – был выше 58 тыс. руб. за тонну. На этом фоне биржевые цены на бензины и дизельное топливо каждый день обновляют исторические максимумы, а вслед за биржей нефтепродукты дорожают в мелком опте».
Другие причины роста оптовых цен, по мнению эксперта, это традиционные весенние ремонты на НПЗ и сезонное увеличение спроса на внутреннем рынке. Ситуацию осложняет и то, что у независимых участников рынка закончились ранее сформированные дешевые запасы нефтепродуктов.
Плюс 4 рубля?
Между тем оптовые цены совершенно не собираются останавливаться. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», по итогам рабочей недели c 30 апреля по 4 мая цена бензина «Регуляр-92» на мелкооптовом рынке выросла на 1141 рубль до 50,515 тыс. рублей за тонну, «Премиум-95» – на 915 рублей, до 51,867 тыс. рублей за тонну. В рознице и «Регуляр-92» и «Премиум-95» прибавили по 22 копейки, подорожав до 38,97 и 41,8 рубля за литр соответственно. Летнее дизтопливо подорожало в мелком опте на 710 рублей до 49,348 тыс. рубля за тонну, а в рознице на 23 копейки до 41,83 рубля за литр.
Прогнозы того, как будут вести себя цены на АЗС, – далеко не утешительные, эксперты ждут роста цен более чем на 10% за этот год. «Мы просчитывали экономически оправданную цену, которая позволила бы рознице нормально функционировать и развиваться. По нашим оценкам, цена в рознице должна примерно на 4 рубля отличаться от сегодняшней, - отмечает президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов. - Как цены будут расти, это другой вопрос, конечно, их будут всячески сдерживать, но полностью не сдержать. Сейчас все розничные сети, как независимые, так и вертикально-интегрированные компании терпят убытки, потому что приходится продавать топливо с рентабельностью в 50 копеек, а то и минус 50 копеек, то есть покупать дороже, чем можешь продать».
«Сейчас на российском рынке есть риски того, что рост розничных цен на нефтепродукты в 2018 году окажется существенно выше, чем в предыдущем», - предупреждает Михаил Турукалов. Напомним, в прошлом году бензин в России подорожал на 7,3%.
Банкротиться или бодяжить
Остановить рост цен, по мнению Евгения Аркуши, могут только власти, причем в режиме ручного управления. «К сожалению рыночные реалии толкают цены вверх, и налоговый маневр, который делает переработку убыточной, и внешние факторы. Поэтому только в режиме ручного управления сейчас можно обуздать цены, - поясняет он. - Надеемся, что новое правительство что-то предпримет в этом плане. Вмешаться нужно как можно быстрее, буквально сегодня».
Единственный способ сдержать цены на АЗС, по словам эксперта, это увеличить предложение на бирже, чтобы вниз пошли биржевые индикаторы, а вслед за ними и оптовые цены. «На сегодня торговля топливом убыточна для розницы, а бизнес не может работать в убыток», - предупреждает Евгений Аркуша.
«Когда растет закупочная цена, то за ней должна расти и розница, хотя у нас этого традиционно не происходит, у нас оптовая цена – рыночная, а розничная – социально-значимая, - делится Павел Баженов. - Регуляторы принимают решение увеличить акцизы, поднять налоги, а ответственность за это несут розничные сети».
По словам Баженова, подобная ситуация будет провоцировать новые проблемы с качеством топлива, поскольку бизнесу придется выбирать между плохим и очень плохим решением – либо закрыться, стать банкротом, либо торговать некачественным топливом, спрос на которое тоже есть.