Объявленное недавно решение США о выходе из многостороннего соглашения по иранской ядерной программе поставило под санкционный риск около 5% мировой добычи нефти и около 10% мировых доказанных запасов, заявил на Петербургском международном форуме главный исполнительный директор компании «Роснефть» Игорь Сечин. Это лишь один пример вмешательства санкций в нормальную работу мирового рынка нефти. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Треть под санкциями
Нефтяную отрасль уже не так сильно беспокоит возможное снижение спроса на нефть, прогнозы ведущих аналитиков обещают, что даже при неблагоприятном сценарии потребление углеводородов в 2040 году будет выше, чем сегодня. Однако в последнее время новым неблагоприятным фактором для нефтяного рынка стали политические решения, исходящие от администрации США. Это не рыночные обстоятельства, которые вносят непредсказуемость в работу отрасли и используются для создания конкурентного преимущества в пользу тех или иных заинтересованных сторон.
Как отметил Игорь Сечин, если к санкциям против Ирана добавить попадающую под санкции добычу в Венесуэле, обладающей крупнейшими в мире запасами нефти, и нереализованные секторальные санкции в отношении российских компаний, получится, что под одностороннем ограничением добычи окажется около трети всех мировых запасов нефти. «Эти меры являются многоходовой комбинацией поддержки внутреннего рынка, но по факту решающая задача не только протекционизм и поддержка собственного бизнеса, но и своих сателитов на международном рынке, - отметил глава «Роснефти». - По сути происходит нарушение международного права и вмешательство в работу рынков. Санкции США носят экстерриториальный характер и распространяются не только на американские компании, но и на компании в любых странах мира».
Покинула Иран
Пример того, как политические решения вредят бизнесу – вынужденный выход компании Total из одного из крупнейших газовых проектов Южный Парс-11. Обладателю контрольного пакета пришлось покинуть проект стоимостью более 20 млрд долларов, получив вместо прибыли сплошные убытки. При этом выход французской компании и возможное замораживание проекта освобождает место для более дорогого американского СПГ.
Выступление главы «Роснефти» задало тон всей так называемой «Энергетической панели», прошедшей в рамках ПМЭФ.
Так, глава Total Патрик Пуянне заметил, что санкции – большой вызов всему миру. «Я не могу управлять такой компанией, как Total, с такими угрозами, не имея доступа ни к американской банковской системе, ни к американским акционерам, даже нет возможности посещать территорию США для руководства компанией, - перечислил он. - Это ведь факт, потому что мы глобальные компании и перед нами стоят большие политические вызовы, но я не политик, а руководитель бизнеса, и наша задача строить мосты между странами, развивая проекты».
Платить Германии?
Другой пример вмешательства США в рыночные процессы – требование к европейским партнерам России отказаться от проекта «Северный поток-2». «Видимо не случайно заявление секретаря США по энергетики о том, что экспорт американских энергоресурсов позволит друзьям и союзникам США сократить свою зависимость от недружественных наций. Разве такой подход предполагает верховенство рыночных принципов? – заметил Игорь Сечин. – К сожалению, санкционная повестка начинает увязываться с разрешением торговых конфликтов и используется, как инструмент давления, что по факту становится практикой торговой политики США».
Кильский институт мировой экономики в своем отчете за 2017 год оценил, что 40% потерь от введенных против России санкций пришлось на Германию и лишь 0,6% – на США. Американцы, действительно, не позволяют вести нормальную торговлю одним странам, но при этом сами наращивают поставку своего сырья. «Китай импортирует сейчас относительно немного американских энергоресурсов на сумму около 7,2 млрд долларов в год – это порядка 3% всего энергетического импорта Китая, - сказал Игорь Сечин. - Предварительное рамочное соглашение между США и КНР, по имеющимся оценкам, в ближайшие 3-5 лет может удвоить поставки энергоресурсов в Китай. Эти договоренности приведут к потерям других производителей, к некоторым из которых администрация США одновременно применяет и санкционные меры».
Ждем ценовых рекордов
«Не исключаю, что через некоторое время мы будем говорить о новом санкционным сырьевом суперцикле и уже в ближайшее время увидим новые ценовые рекорды, – отметил Игорь Сечин. – Создание монопольных условий работы на рынке, безусловно, приведет к повышению цены. За новый уровень цен в итоге будет расплачиваться в том числе американский и европейский потребитель, и этот уровень будет достигнут не в результате работы ОПЕК+ или других соглашений, а вследствие реализуемой односторонней санкционной политики».
Возвращение к рынку
Министр энергетики РФ Александр Новак отметил, что санкции – один из методов, который сегодня используется для протекционизма, снижения конкуренции на мировых рынках, и это одна из основных проблем, мешающая привлечению инвестиций. «Руководители компаний, которые сегодня здесь присутствую, открыто выступают и говорят, что они теряют от санкций, от того, что не могут реализовывать свои проекты в России, в Иране, – сказал он. – К сожалению этот протекционизм, продвижение некоторыми странами не рыночными методами своего товара – большая проблема, которая с каждым годом все усиливается».
По словам министра, санкции – не новый механизм, он дано известен и применялся десятилетия назад, но то, что происходит сегодня вызывает особую озабоченность. «Многие здесь говорили о повышении потребления энергоресурсов к 2040 году на 25-30%. Возникает вопрос, а кто и каким способами сможет обеспечить 30%-ый рост потребления энергоресурсов, рост экономики, рост численности населения? Нам всем необходимо задуматься, как возвращаться к рыночным методам привлечения инвестиций», - подытожил Александр Новак.
Фото: ТАСС
ПМЭФ-2018