Весьма богатой на значимые события выдалась уходящая неделя. И хотя все важные инфоповоды перекрыло открытие чемпионата мира по футболу, мы не можем пройти мимо тем, оставшихся в тени мундиаля. Речь идет о пенсионной реформе, детали которой обозначило правительство, и оптимизации администрации президента. Все эти события грозят далеко идущими последствиями для политической системы России. Разбираем смыслы недели с ведущими политологами страны.
Неизбежна, как старость
Правительство раскрыло свое видение проведения самой противоречивой реформы в России. Мужчины должны уходить на пенсию в 65, а женщины в 63. Об этом всем 14 июня рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев. Реформа будет проходить поэтапно с 2019 года. Первыми она затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Они выйдут на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года и 56 лет соответственно. Многие журналисты назвали такой сценарий самым жестким. Была ли альтернатива, или же кабмин просто декларировал неизбежное решение?
Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:
«Все зависит от задач. Если мы исходим из того, что наша солидарная система пенсионного обеспечения бессмертна и изменить ее нельзя, то у данной реформы не было альтернативы. Солидарная пенсионная система с нынешней экономической системой не бьется совершенно, денег в пенсионном фонде постоянно не хватает. Реформа – это констатация того обстоятельства, что денег нет.
Решить можно было еще одним путем: перенаправить в пенсионный фонд часть бюджетных средств. Но у бюджета свои задачи, как и у минфина, для которого главное, чтобы бюджет сходился.
Принципиально можно было решить проблему по-другому, но все не так просто. Это можно сделать, но это очень непростая задача. Тогда деньги пенсионных фондов надо будет эффективно вкладывать. Не факт, что мы это сумеем сделать, потому что мы этого никогда не делали, и у нас не так много возможностей эти деньги эффективно вкладывать.
Пока у нас солидарная система, мы фактически платим за предшественников. Пенсионный фонд всего лишь перераспределяет деньги. Он ими не управляет. Это не менеджер, это – бухгалтер. И из наших же денег мы платим ему зарплату. Денег никогда хватать не будет. Реформа – временное решение. Нужно кормить пенсионный фонд, а сумма константна: ПФР эту сумму не увеличивает – по закону не имеет права это делать.
Солидарная система прекрасна при социализме. При рыночной экономике не работает».
Комментирует политолог Константин Калачев:
«Все обсуждают и почти все осуждают предложения правительства по увеличению пенсионного возраста. При этом за скобками остается то, что дело не только в возрасте выхода на пенсию, но и размерах этой пенсии, того, как и за счет чего осуществляются выплаты.
Возраст выхода на пенсию и ее минимальный и средний размеры везде разные. Но есть общее – денежные средства могут начисляться следующими методами: по индивидуально-накопительному плану; по распределительной системе на основе налогов (пенсионных); по распределительной системе на основании общих налоговых поступлений. За разговорами о возрасте выхода на пенсию теряется главное: что из себя представляет и будет представлять сама пенсионная система? И будет ли увеличение пенсионного возраста сопровождаться ростом пенсий? Каждый человек среднего и ниже среднего достатка непротив почувствовать себя британским пенсионером в Португалии или немецким на Филиппинах и в Таиланде.
Повышение пенсионного возраста – не только общеевропейский, но и общемировой тренд. Постсоветские страны – не исключение. Страны Балтии, Казахстан, Азербайджан, Молдова, Грузия повысили пенсионный возраст, Украина повышает. В США пенсионный возраст 65 лет, в Германии – 67. Причем он равен для женщин и мужчин. Во Франции пенсионный возраст недавно был повышен на 2,5 года. Многое зависит от ситуации в той или иной стране, а также от средней продолжительности жизни людей.
Но можно ведь сравнивать возраст, а можно условия труда и размеры пенсий. По моему глубокому убеждению, соглашаться на повышение пенсионного возраста можно и даже нужно при соблюдении целого ряда условий, главным из которых является существенный рост размеров пенсий. Повышение пенсионного возраста должно также сопровождаться развитием системы трудовой переподготовки, возможностью получения новых профессий, эффективной и всеобъемлющей защитой трудовых прав людей предпенсионного возраста.
Есть те, кто хотел бы работать и после 55-ти – 60-ти. Но найти работу после 50-ти крайне сложно. Это общеизвестный факт. Дискриминация людей предпенсионного возраста – это наши реалии. На пороге пенсионного возраста наемные работники сейчас сталкиваются с проблемой выталкивания на пенсию вопреки желанию и способности продолжать работать дальше. Подобные случаи не единичны. Профсоюзы же российские боевыми не назовешь. Человек вынужден защищать себя сам.
А что будет дальше, если пенсионный возраст поднять? Где гарантии, что работодатели при повышении пенсионного возраста не будут стремиться всеми способами избавиться от работников, чей возраст подходит к пенсионному? Где гарантии, что таких работников не будут переводить на самую низкооплачиваемую работу? Вопросы, вопросы, вопросы...
И главный вопрос: когда и при каких обстоятельствах минимальный и средний размер пенсии в России будет равен или превзойдет хотя бы португальский?».
Мандат доверия
На этой неделе произошло формирование нового состава администрации президента. Ну, как нового?.. Скорее, слегка обновленного. Особое внимание политологи уделяют назначению помощниками президента Анатолия Серышева и Дмитрия Шалькова.
Шальков занимал пост замдиректора ФСБ России. Серышев – тоже выходец из ФСБ: с 2011 года он возглавлял управление ведомства по Карелии. На ключевых постах остались те же кадры.
Но Сергей Кириенко расширил свои полномочия. Теперь он курирует четыре управления: по обеспечению деятельности Госсовета, по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи, по внутренней политике и по общественным проектам.
О чем говорит оптимизация АП, и как она скажется на внутренней политике России?
Комментирует политтехнолог Андрей Богданов:
«Идет оптимизация процессов. Кириенко отвечает за внутреннюю политику. У него должны быть средства коммуникации, чтобы преподносить эту внутреннюю политику гражданам. А Госсовет отчитывается и принимает направления по внутренней политике, поэтому его и передали в руки Кириенко. С этим связан уход Клименко. Это звенья одной цепи».
Комментирует генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов:
«Это фактически продленный мандат предыдущего состава администрации в связи с тем, что достаточно благоприятно для президента и политической системы прошли президентские выборы. Мандат этот расширен в отношении Сергея Кириенко, который получил большее количество подразделений под свою опеку. Это свидетельствует о сохраняющемся доверии.
Сохранение доверия не является свидетельством карт-бланша. Администрация решает вполне конкретные задачи, поставленные президентом, но это не самостоятельная политическая игра.
Не секрет, что органы власти давно рекрутируют людей из спецслужб (и это объясняет назначение Шалькова и Серышева). Но это никак не отличает их от остального российского чиновничества.
Произошло избавление от чиновников, которые были назначены случайно, как Клименко, либо не могли выстроить систему работы. Это произошло неконфликтно, в период обновления администрации. Такое решение стабилизирующее и логичное».
Путин и на ЧМ первый
Но все вышеперечисленные события, особенно повышение пенсионного возраста, остались в тени матча открытия чемпионата мира по футболу. Конспирология подсказывает, что оглашение такого непопулярного решения подбивалось как раз под всеобщий футбольный праздник. Стоит ли искать элементы заговора – вопрос, который останется без ответа. Но обойти старт мундиаля мы никак не можем, ведь это событие, помимо прочего, политическое.
Стоит обратить внимание на то, что в церемонии открытия участие принимал лично президент со своим вступительным словом. Но уже российский тренд, когда глава государства открывает все крупные международные спортивные мероприятия, проходящие в России, будь то Олимпиада или чемпионат мира. И при этом Путин всегда подчеркивает: спорт вне политики. А как на самом деле? Действительно спорт вне политики или они все же неразрывны?
Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:
«Спорт отдается у нас на откуп политике. Для нас чемпионат мира – это политика. Мы в очередной раз должны доказать всему миру, что имеем право на существование. Как олимпиада 1980 года. Советский Союз доказывал всему миру, что, несмотря на социализм, он – нормальная страна. А сейчас мы доказываем другое: несмотря на санкции, мы – великая держава и способны провести грандиознейшее мероприятие. Естественно, выразителем этого всего становится президент».
Комментирует политтехнолог, футбольный болельщик Андрей Богданов:
«Мне не удалось посетить матч открытия. Я пойду на другие матчи. Рад за вчерашний успех нашей сборной. Но сборная Саудовской Аравии – это не та сборная, победе над которой надо очень радоваться. Способности сборной России мы увидим в матчах с Египтом и Уругваем, особенно с Уругваем.
Касательно вступительного слова президента могу сказать, что в таких странах, как США и Россия, всем всегда понятно, что за все отвечает президент. Как повелось: и царь выступал, и генсек выступал, и президент выступает».
Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»