На этой неделе внутриполитическая составляющая вернулась в информационную повестку. Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект об изменениях в пенсионной системе, вызвав очередную бурю негодования у их противников. Голосование ознаменовалось уникальным прецедентом: несколько депутатов от «ЕР» не поддержали изменения. Бурлит и внешнеполитическая арена. Путин и Трамп наметили вектор улучшения отношений. Кажимость или перспектива крепкой дружбы? Ну и обязательно стоит подвести политические итоги чемпионата мира по футболу. Обсуждаем смыслы недели с ведущими политологами страны.
Не едино в «ЕР»
19 июля Госдума в первом чтении одобрила законопроект об изменениях в пенсионное законодательство. Рассмотрение документа сопровождалось пикетами у здания ГД. Парламентская оппозиция ожидаемо проголосовала против. Но сюрприз преподнесли депутаты от правящей партии. Наталья Поклонская отказалась поддерживать пенсионную реформу. Виталий Милонов, Сергей Железняк и еще пять единороссов не посетили заседание вообще. В «Единой России» обещали подумать над административными мерами в отношении депутатов, выступивших против. Что это – предвестие раскола в партии власти или акт самопиара отдельных депутатов?
Комментирует политтехнолог Вячеслав Смирнов:
«Не надо говорить о том, что Железняк – несогласный. У него грипп. Если б не заболел, то пришел. Никакого заявления по поводу его несогласия не было. Что касается Поклонской и Милонова, то у них принципиальная позиция. Она может расходиться с линией партии. Они являются одномандатниками и ориентируются на то, что по округу им в следующий раз будет лучше идти с такой позицией. Но, возможно, уже от другой партии».
Комментирует генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
«Есть объективное противоречие для тех, кто голосует. Существует мнение фракции, и отсюда вытекают определенные тезисы – принципиально, важно, необходимо. Но им же потом куда-то приезжать придется. Той же Поклонской – в Крым. У нее семья, ведь и побить могут. Существует, с одной стороны, политическая позиция, а с другой – психологическое напряжение. Эти депутаты решили, что психологическое напряжение опасней. Не мне их судить.
Там же есть и другой аспект. Мы об этих конкретных депутатах говорим. О них говорили и до этого. Про них еще не раз будут говорить. А закон все равно пройдет. Правительство будет довольно, и эти депутаты получат дополнительный политический капитал.
Какие меры к ним может применить фракция? Отсутствие завтрашней высокой должности. Взять и что-то сделать с депутатом, проголосовавшим против, будет означать, что вы уже кандидата в президенты готовите. Если вам нужен президент Поклонская, то туда вам и дорога. Я, честно говоря, думал, что руководитель Госдумы сыграет во что-то похожее и заработает себе первый капитал на будущие президентские выборы. Но он не решился».
Комментирует глава Российской ассоциации политконсультантов Алексей Куртов:
«Не все очень легко и управляемо во фракции «Единая Россия», но о расколе я бы не говорил. Есть на этот счет конспирологическая версия: дескать, таким образом появляется дымовая завеса, чтобы начали обсуждать не саму реформу, а то, что в партии что-то не так. Такое может быть. Я в большей степени удивлен консолидированным голосованием всех остальных. В других фракциях всегда были люди, которые поддерживали партию власти».
Постхельсинкский мир
Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки задала тон всему международному информационному пространству. Оба президента дали понять, что хотят налаживать диалог между двумя странами. Появилась информация, что Трамп собирается пригласить главу российского государства на встречу в Штаты уже осенью этого года. Сторонники демократической партии в США рьяно принялись распинать действующего президента своей страны и вновь обвинять его в пророссийской позиции. Тут же, как нельзя вовремя, прогремел шпионский скандал, когда после завершения встречи Путина и Трампа американские спецслужбы заявили о задержании гражданки России Марии Бутиной, которая якобы работала в пользу российского государства на территории США. Понятно, что в американской элите сложился антироссийский консенсус. Хватит ли сил у Трампа его сломать, действительно ли стоит рассчитывать на потепление российско-американских отношений, и могут ли различные провокации этот процесс затормозить?
Комментирует политолог Алексей Мартынов:
«Оба лидера остались довольны встречей. Каждый узнал то, что хотел узнать. Каждый сказал то, что хотел сказать. Я не думаю, что подобных провокаций больше не будет. Власти американского президента недостаточно, чтобы усмирить собственные спецслужбы. Но представляется, что Трамп настроен решительно в деле улучшения наших отношений и будет двигаться последовательно в этом направлении».
Комментирует политтехнолог Вячеслав Смирнов:
«Нет войны, и это уже позитивная тенденция. Надо из этого исходить. Для России позитивная тенденция – это когда США признают Крым и отменят режим санкций. К этому надо стремиться, и я думаю, что в течение 10 лет мы это сделаем.
Основная задача Трампа сейчас – сломать антитрамповский консенсус в конгрессе и в элитах и избежать импичмента. Он, естественно, думает о том, как прибавить себе популярности, избежать импичмента и пойти на следующий срок. Отношения с Россией – это только инструментарий. Но есть точка соприкосновения, учитывая то, что он борется с демократами, которые обвиняют его в сотрудничестве с Россией».
Главный победитель ЧМ
В прошлое воскресенье завершился чемпионат мира в России. Он стал настоящим праздником для наших граждан и иностранных болельщиков. Эксперты отмечают беспрецедентно высокий уровень организации турнира. Но самое время подвести политические итоги. Для жителей России мундиаль стал фактором национального объединения, а лидеров западных стран заставил повернуться лицом к нашей стране. Владимир Путин очень ловко использует в свою пользу крупнейшие международные мероприятия, такие как ЧМ, Олимпиада, Фестиваль молодежи. Для него это главный внешнеполитический рупор, а не участие в саммитах. Ну что тут скажешь президенту, который, по сути, организовал праздник для всего мира?! Каковы главные политические итоги мундиаля?
Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:
«Внешнеполитические итоги очень позитивны, и это бесспорно. Лидеры стран, которые недружественно к нам относятся, приезжали и общались с президентом. Такие вещи являются точками взаимодействия. Всегда на балах подобное происходило. А ЧМ – это что-то вроде бала.
Внутриполитические итоги двойственны. Кому-то понравился чемпионат, кто-то радуется первоклассному стадиону в своем городе, кто-то злится и говорит, что лучше бы эти деньги пенсионерам отдали. Но сказать, что это однозначно негативные или позитивные итоги, нельзя».
Комментирует политтехнолог Алексей Куртов:
«Итоги ЧМ можно подводить для разных групп. Есть итоги для внешней политики и лично для Путина. Чего он хотел, того он и добился. Он был в безрисковой зоне. Он не стал ходить на матчи нашей сборной, где не очень был понятен результат. Он пришел на финал, где очевиден результат. Сам чемпионат был проведен на самом высоком уровне.
А есть еще другие интересанты ЧМ. Например, население, у которого остались эти огромные стадионы. Посчитали – прослезились. То же самое – сочинская Олимпиада. Сколько сил было брошено, чтобы заполнить олимпийские объекты. Посмотрим, что там в Саранске будет со стадионом.
Есть еще одна категория населения. Это просто люди, которые были горды и счастливы. Без искажения информации наши СМИ работали, показывали этот праздник. С другой стороны, теперь наши люди могут сказать, что можно никого не винтить на улице, и все будет хорошо».
Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»