Опытные политики знают: участвовать в заведомо проигрышных выборах – не значит проиграть. Исключений из этого правила не предвидится и на выборах губернатора Самарской области в 2018 году, считают эксперты. На какие дивиденды могут рассчитывать кандидаты от системной оппозиции по итогам избирательной кампании, – в материале «ФедералПресс».
Ставки сделаны, ставок больше нет
На выборах губернатора случайных фигур не бывает. Кроме прохождения муниципального фильтра и совершения ряда других обязательных действий, избирательная кампания предполагает определенные финансовые затраты. Поэтому вместе с дополнительной популярностью на выходе кандидат, изначально не имеющий шансы на победу, уповает на определенные дивиденды – карьерный рост или новые возможности для бизнеса.
Так после выборов губернатора Самарской области в 2014 году кандидат от ЛДПР Михаил Белоусов стал главой Красноярского района. Кандидат от коммунистов на нагретое Николаем Меркушкиным место Михаил Матвеев остался в губернской думе, что для него тоже было неплохо – главного оппозиционера губернии мордовский варяг не любил, но вынужден был и дальше терпеть его нападки. У справоросса Михаила Маряхина жизнь изменилась еще до выдвижения на выборы – за несколько дней до подачи документов в облизбирком он стал председателем регионального отделения партии.
В статусе руководителя партячейки «Справедливой России» Михаил Маряхин заявился на выборы губернатора и в этом году. Но теперь компанию Михаилу Маряхину составляют другие лица из среды парламентской оппозиции. Вместо Матвеева, кандидатуру которого на этот раз не утвердили, КПРФ выдвинула председателя обкома Алексея Лескина. А ЛДПР представляет 34-летний глава фракции в губернской думе Александр Степанов. Как однозначно утверждают аналитики, никто из этой тройки и близко не подберется по количеству набранных голосов к основному кандидату от «Единой России», действующему главе региона Дмитрию Азарову.
«Сегодня разговоры о серьезной конкуренции между парламентскими партиями вызывают и улыбку, и грусть одновременно. Официальные данные ЦИК показывают, насколько они зависимы от бюджетного финансирования. Живы ли эти партии или скорее мертвы, непонятно. Но очевидно, что этот анабиоз выгоден, в первую очередь, им самим. ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ массово не выдвигают конкурентов основным кандидатам на выборах и ведут торги исключительно за преференции», – рассуждает политтехнолог Лев Павлючков.
Заживем по-новому
То, что вероятность их победы на предстоящих в сентябре выборах равна нулю, лучше кого-либо знают сами оппозиционеры. А значит, самое время задаться вопросом: в чем их интерес. «Все эти люди хотят кусок хлеба, и им важно, чтобы на нем был шматок масла или ломоть колбасы. Любая политическая договоренность сводится к лояльности в обмен на ресурсы», – поясняет Лев Павлючков.
Первым свою кандидатуру заявил Александр Степанов. Как замечает политтехнолог, члены ЛДПР в Самарской области со времен губернатора Константина Титова не противопоставляли свою позицию позиции действующей власти. И Степанов станет частью очередного системного проекта, который завершится в сентябре этого года. «Вместе с тем он человек «Волгапромгаза», – напоминает Лев Павлючков. – Структуры, которая ранее финансировала эту партию. И вероятно, основные выгоды по итогам избирательной кампании молодой «сокол Жириновского» получит из этих рук». Сам Степанов имеет бизнес в сфере ЖКХ. Группа компаний «Эколос» под его руководством специализируется на производстве оборудования для очистки и перекачки сточных вод. Поддержка в развитии этого бизнеса может стать одним из условий дальнейшего участия либерал-демократа в предстоящих выборах.
Социолог и политолог Дмитрий Лобойко также не исключает, что каждый из трех кандидатов в дальнейшем рассчитывает на выгодные должности в государственных органах. Степанову, по его мнению, можно поторговаться за кресло замминистра, что гораздо интереснее работы депутата.
«Разве что Михаилу Маряхину вряд ли уготовано место в правительстве, – добавляет Дмитрий Лобойко. – Но, по крайней мере, он может рассчитывать на невмешательство в дела партийной ячейки «Справедливой России». Каждые два года партия проводит отчетно-выборную конференцию. За время губернаторского срока Дмитрия Азарова таких конференций будет несколько, и Маряхян рискует лишиться места председателя совета областного отделения. С учетом слабости региональных ячеек «Справедливой России», организовать рейдерский захват отделения несложно при наличии желания и не очень большого финансирования».
Заинтересованность эсера может быть связана и с распределением мандатов в тольяттинской городской думе, предполагает Лев Павлючков. В политических кругах Маряхина называют креатурой другого депутата областного парламента Владимира Дуцева. Последний известен своим давним желанием получить контроль над исполнительной и законодательной властью «Автограда». Пройти в мэрию у Дуцева пока не получалось, зато влияния в представительном органе через лояльных депутатов он добивался неоднократно.
Участие тольяттинца Маряхина в выборах губернатора позволит и самому справороссу, и его покровителю развернуться в политической игре за второй по значению город региона. Кроме того, в случае достижения необходимых договоренностей, бизнесмен Владимир Дуцев получит возможность вести дела за пределами автомобильной столицы.
Меньше перспектив по итогам избирательной кампании вырисовывается у Алексея Лескина. Впрочем, как и остальные участники предвыборной гонки, коммунист рассчитывает на лучшее. «В последний раз Лескина я встретил на конференции, посвященной юбилею Карла Маркса в самом дорогом отеле Москвы Lotte Plaza. И в этом весь Лескин и вся КПРФ, которую с тем же успехом можно переименовать в Капиталистическую партию РФ» – говорит Лев Павлючков.
Как и Маряхин, кандидат от «красных» нуждается в сохранении своих позиций в партии, считает Дмитрий Лобойко: «Со смертью уважаемого коммуниста Валентина Романова областная партячейка ослабла в качестве самостоятельного политического игрока. Сегодня внутри нее можно выделить две группы влияния: условная группа главы горкома Константина Ряднова и группа другого депутата губдумы-единоросса и олигарха Александра Милеева. Последнему Лескин должен сказал «спасибо» за то, что его люди, например, Владимир Брязу (секретарь по идеологической работе Самарского горкома КПРФ. – Прим. ред.) есть в партии, и оттого областная администрация пока не имеет полного контроля над обкомом».
«Поскольку того же Ряднова сейчас выращивают на место Лескина, последнему нужно суметь сбалансировать между Рядновым и Милеевым и стать компромиссной фигурой для обоих игроков. За самим Лескиным, судя по всему, никто не стоит. Поэтому его задача – сохранить себя в правлении обкома и попасть в список на проходное место в следующий состав губернской думы. Если проследить биографию Лескина, становится ясно, что, лишившись мандата, он вряд ли найдет себя где-то еще», – резюмирует Дмитрий Лобойко.
Фото: pixabay.com, vk.com / Александр Степанов, vk.com / Алексей Лескин, twitter.com / Михаил Маряхин