Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

Русские горки. Правительство остановило цены на бензин, но подготовило платформу для нового скачка

Весенний скачок цен на моторное топливо произошел из-за того, что нефтяники, воспользовавшись сменой правительства, подняли стоимость горючего, объяснил курировавший ТЭК в прежнем кабинете министров, бывший вице-премьер Аркадий Дворкович. Что может стать причиной следующего повышения цен – в материале «ФедералПресс».

«Это не обвинение кого бы то ни было, а объективный фактор», – сказал Дворкович в интервью РБК, пояснив, что нефтяники решили реализовать накопленный потенциал роста цен из-за небольшой перестановки мест в правительстве и ожидания повышения налогов.

Что произошло потом, прекрасно помнят все автолюбители – всего за пару месяцев цены выросли на несколько рублей за литр. В результате в конце мая правительство договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на АЗС и со своей стороны вместо очередного повышения акцизов на топливо снизило их с 1 июня: на бензин – на 3000 рублей за тонну, на дизель – на 2000 рублей.

Экстренное торможение

Однако даже столь резкое нажатие на ручной тормоз не смогло сразу остановить движение ценников на заправках. Как следует из данных Росстата, цены в июне все еще продолжали расти. Средняя стоимость бензина на российских АЗС за месяц увеличилась на 2,1 %, дизельного топлива – на 1,9 %. В 21 субъекте Российской Федерации топливо подорожало на 3 % и более. Причем в некоторых регионах как будто и не слышали о заморозке цен. В Туве только за июнь бензин прибавил в цене на 7,5 %, в Республике Алтай – на 5,7 %, в Северной Осетии – Алании и Орловской области – на 5,4 %. В Москве за первый месяц лета бензин подорожал на 2,8 %, в Санкт-Петербурге – на 1,4 %.

И только в июле рост цен действительно полностью прекратился. Первые две недели месяца и бензин, и дизель показывали нулевой прирост, на третьей бензин даже подешевел на 0,1 %. Больше всего цены снизились в Брянске – на 1,5 %, Курске – на 0,8 %, Орле и Кызыле – на 0,7 %. В нескольких столицах регионов топливо продолжало дорожать, сильнее всего в Грозном и Чите – на 0,5 % и 0,3 % соответственно. На 23 июля 92-й бензин в среднем по России стоил 41,53 рубля, АИ-95 – 44,59, дизель – 44,47 рубля.

Про словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, меры, о которых правительство договорилось с нефтяными компаниями, – снижение мелкооптовых цен и увеличение поставок топлива на биржу – сработали, и ситуация более-менее стабилизировалась. «На сегодня уровень маржи независимых АЗС – удовлетворительный, в среднем выше 12 %, по дизелю чуть меньше, – сказал он. – С таким уровнем можно нормально работать и налоги платить, и зарплату, хотя если предыдущие два с лишним месяца АЗС работали в минус, это тоже надо как-то компенсировать. Обычно экономика этого бизнеса так и строилась: летом – убытки, зимой – дополнительные доходы, потому что оптовые цены падают, а розница вслед за ними не идет. Тогда доходность составляет и более 20 %, и до 30 %».

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что положение розницы все еще остается довольно тяжелым. «Ситуация несколько скорректировалась, но недостаточно, чтобы покрыть те затраты и убытки, которые за аномальный период накопили компании, – отметил он. – Нормальная наценка розницы, учитывая социальность данного продукта, – это 15 %. Это тот минимум, который позволяет работать и позволяет независимым сетям быть конкурентоспособными по отношению к вертикальным компаниям. 20 % позволяет уже развивать бизнес. Это стандарт розничной наценки, а сейчас она в среднем не доходит и до 10 %».

«Новогодний подарок»

Главный вопрос – что будет с ценами на топливо дальше. Стабильность может быть нарушена с наступлением нового года, ведь с 1 января сниженные акцизы не только вернут к прежнему значению, но и проиндексируют на уровне инфляции. К этому можно добавить уже утвержденное решение повысить НДС на 2 % и принятый Госдумой закон о завершении налогового маневра.

В Минэнерго оптимистично считают, что на стоимости топлива это сильно не скажется. «Мы считаем, что при текущих параметрах налогового маневра и с учетом последних макропрогнозов принятых мер должно хватить для удержания роста цены на бензин в 2019 году на уровне околоинфляционных ожиданий», – заявил в интервью ТАСС заместитель министра Павел Сорокин.

«Я не верю этим прогнозам, – делится Григорий Сергиенко. – Когда повышали акцизы, я слышал обещания, что цены от этого расти не будут, и потом все росло, как на дрожжах. Этот прогноз – фактически регулирование цен. У нас смотритель за инфляцией – Центробанк, который объявил, что инфляция в следующем году будет 4–4,5 % в год. Вокруг этой цифры и строятся все прогнозы, в том числе Минэнерго, ФАС, а потом дают ориентир нефтяникам – розничные цены не должны подняться выше уровня инфляции. Нефтяники это исполняют, ведь для них розница – далеко не главный источник дохода, а всем остальным участникам рынка приходится как-то в этих условиях работать».

Правительство рассчитывает сдержать внутренние цены с помощью нового обратного акциза на нефть (часть программы завершения налогового маневра), который будет выплачиваться нефтяным компаниям, чтобы увеличить их прибыль и удержать от соблазна повысить цены на топливо. «Надо посмотреть, как это будет работать. Потому что когда принимали условия налогового маневра в 2015 году, тоже говорили, что все будет нормально, – предупреждает Григорий Сергиенко. – Но не подстелили соломку, чтобы компенсировать то, что произойдет от роста цен на нефть на внешнем рынке. Когда они выросли, все ринулось туда, оголили внутренний рынок, и наши цены пошли вверх сумасшедшими темпами. И теперь опустить их уже не получится. Так что нужно смотреть, как будет работать этот механизм, вдруг не окажется денег в бюджете или они понадобятся на другие цели, и компенсацию нефтяникам давать не будут».

«У нас значительно вырастет экспортная альтернатива, у нас увеличится НДПИ, поднимутся акцизы, повысится НДС, у нас все увеличится, так что рост цен однозначно случится, и никакие отрицательные акцизы, на которые рассчитывают власти, адекватно это стабилизировать не смогут», – уверен Павел Баженов.

Курс на 50?

Что касается цены на нефть, по словам Григория Сергиенко, все будет зависеть от того, что произойдет с мировыми котировками нефти: «У нас рынок открытый, и нефтяники хотят зарабатывать и на внутреннем, и на внешнем рынке. И если оттуда поманят большим пряником, естественно они пойдут туда. А если топливо пойдет на внешний рынок – это дефицит на внутреннем, а дефицит – это рост цен».

Павел Баженов считает, что рост цен может начаться после новогодних каникул. «Безусловно, можно ждать роста цен, когда у нас вступят в силу новые налоговые решения – повышение НДС и налоговый маневр, – сказал он. – Повысятся налоги, увеличатся затраты, значит должен быть рост. С 1 января вновь повышаются акцизы на бензин и дизель. Учитывая, что январь у нас месяц праздничный, ждите рост цен в феврале».

«Если исходить из экономических реалий, то сегодня адекватный уровень розничных цен – где-то 50 рублей за литр АИ-92. Думаю, что мы все равно придем к этой цене, – продолжает Баженов. – Я считаю, что 50 рублей за АИ-92 мы можем увидеть уже после января, в начале следующего года, либо весной. Это не значит, что 50 рублей за литр получит розница, у нас основной бенефициар торговли топливом – государство. Когда мы говорим о высоких ценах и 50 рублях, не будем забывать, что 30 рублей из них забирает государство. А 20 рублей – это то, что зарабатывает бизнес по всей цепочке – от добычи через переработку до розницы».

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.