Саратовская область оказалась в хвосте рейтинга эффективности налоговой политики по итогам 2017 года. Неутешительный для региона вывод сделало британское агентство PricewaterhouseCoopers, которое проанализировало, как российские субъекты использовали предоставленное им право повысить доходы. О том, почему в Саратовской области эту возможность оставили нереализованной, – в материале «ФедералПресс».
Чтобы понять, насколько эффективно тот или иной российский регион ведет налоговую политику, эксперты PwC использовали семь полномочий, которыми в прошлом году субъекты могли воспользоваться, чтобы повысить доходы бюджета. Это переход к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости по объектам торговой и офисной недвижимости, переход к расчету налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов, установление стоимости патента для мигрантов с учетом региональных особенностей рынка труда, установление повышенной налоговой ставки по транспортному налогу на легковые автомобили с мощностью более 250 л. с., предоставление налоговых льгот, развитие патентной системы налогообложения и работа с налоговой задолженностью.
Низкая эффективность
Ожидаемо лидером рейтинга оказалась Москва, однако неприятной новостью для саратовцев стало то, что регион обошли и ближайшие соседи. Из 85 регионов РФ Саратовская область в рейтинге эффективности налоговой политики оказалась на 58–59 местах, поделив их с Ростовской областью. В то время как, например, Пензенская область, на которую до сих пор многие в саратовской обладминистрации поглядывают со снисхождением, оказалась в списке на 20 месте, Самарская область – на 16-м, Воронежская – на 32-м.
Исследователи выяснили, что налог с «рантье» (собственников крупных торговых и офисных площадей от кадастровой стоимости. – Прим. ред.) Саратовская область собирает удовлетворительно, а вот налог на имущество физлиц от кадастровой стоимости недвижимости в прошлом году не собирала совсем. Патент для мигрантов в Саратовской области, согласно рейтингу, в прошлом году был установлен с коэффициентом от 1,5 до 2. Тут исследователи допустили ошибку, поскольку в реальности областное законодательство устанавливает стоимость патента с коэффициентом 1, его цена составляет 2,023 тыс. рублей. Таким образом, по этому пункту регион должен был получить 10 баллов вместо 20, что говорит о том, что дела обстоят немного хуже. Зато транспортный налог на сверхмощные автомобили в Саратовской области максимальный из возможных – 150 рублей за 1 л. с.
Ни одного балла область не получила по пункту «предоставление налоговых льгот». Таким показателем характеризуется субъект, обладающий дотационным бюджетом, но при этом предоставляющий значительный объем льгот. Сейчас госдолг Саратовской области составляет 50,33 млрд рублей. Это больше половины доходной части регионального бюджета, которая утверждена в размере 78,18 млрд рублей.
Федеральные дотации на выравнивание бюджета в этом году составили 8,49 млрд рублей, на обеспечение сбалансированности бюджетной системы региона — 1,42 млрд рублей. При этом только на меры соцподдержки ветеранов труда и ветеранов воинской службы область тратит более 3,4 млрд рублей. Еще 1 млрд рублей область закладывает в бюджет для льготников по транспорту. Аналитики PwC считают, что в финансовом положении, в котором находится регион, такие траты стоит расценивать как крайне неэффективное расходование средств.
Доля предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения, в Саратовской области невелика, поэтому оценена в 5 баллов. Кроме того, эксперты отмечают прирост налоговой задолженности. Регион получил 9,3 балла из 15 возможных. Согласно оценке УФНС по Саратовской области совокупный долг региональных плательщиков по налогам, сборам, пеням и штрафам в 2017 году составил 16 млрд рублей, он вырос на 48,1 % в сравнении с 2016 годом. При этом саратовские налогоплательщики перечислили в бюджеты разных уровней лишь 88,7 млрд рублей.
Сокращение базы
Эксперты оценивают положение фискальной системы Саратовской области без особого энтузиазма. Депутат областной думы Николай Семенец признает, что области «есть над чем работать». «Предела совершенству нет, и налоговые органы должны нам помогать в этом», – считает парламентарий.
В целом для региона, первые лица которого постоянно говорят о том, что наполнять бюджет нечем, а останавливать рост государственного долга, похоже, уже никто не планирует, такая низкая эффективность налоговой политики убийственна. Правительство губернатора Валерия Радаева, с одной стороны, не использует имеющийся у него резерв в полную силу, хотя именно этого от него требует ситуация, с другой стороны, сам принцип работы налоговой системы в регионе приводит к сокращению налогооблагаемой базы.
О том, что с фискальной системой в Саратовской области не все хорошо, говорят и представители бизнеса. Так, директор ГК «Подъем» Роман Репин считает, что налоговые органы региона губят малое и среднее предпринимательство. «Наша область – это какой-то «заповедник гоблинов», тут происходят такие вещи, каких, насколько я знаю, нет ни в одном другом регионе. Налоговая вместе с банками может блокировать счета предпринимателей и не разблокировать их в течение недели после того, как долги были погашены. Для малого и среднего бизнеса это может быть смертельно. Сама идеология налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в области носит карательный, а не поддерживающий характер, она призвана заместить в кризисное время выпадающие доходы от крупных предприятий», – отмечает Роман Репин.
По словам Романа Репина, с начала этого года число ООО, относящихся к малому и среднему бизнесу, в Саратовской области сократилось примерно на 15 %, тогда как число индивидуальных предпринимателей осталось неизменным. «Это говорит о том, что люди закрывают ООО и перерегистрируются в ИП, где совсем другая жизнь: отсутствие сотрудников и НДФЛ, «упрощенка», нет налога на прибыль и НДС. Люди, которые перерегистрируются в ИП, не могут позволить себе участвовать в тендерах. Крупные же предприятия уходят на свою «налоговую родину» и здесь платят только НДФЛ», – резюмирует предприниматель.
Фото: pixabay.com