На днях в адрес министра здравоохранения Вероники Скворцовой отправилось письмо с предложением ввести в России ограничения по продаже алкоголя. Автор письма – известный нетривиальными законодательными инициативами депутат Госдумы Виталий Милонов. На пресс-конференции в Национальной службе новостей парламентарий объяснил, как он представляет себе реализацию ограничительных мер, и почему России «сухой закон» необходим. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Водку, пиво и коктейли – под запрет!
На правах основного спикера Виталий Милонов сразу пояснил, что речь не идет о повторении ошибок последнего лидера СССР Михаила Горбачева или времен Великой депрессии. Его инициатива, прежде всего, призвана обратить внимание на серьезные темпы алкоголизации и деградации населения. По мнению депутата, надо говорить о качественном изменении отношения к употреблению алкоголя.
Примером успешной борьбы с вредными привычками депутат считает введение мер по снижению табакокурения: надписи, устрашающие картинки на пачках и товар, спрятанный от людских глаз, сегодня уже не искушают потенциальных курильщиков. «Алкоголизм является самым массовым заболеванием в России. Им больны более 30 % населения. Есть регионы, где показатель доходит до 50 %. Употребление спиртного – главная причина преступлений и основание для непопулярных социальных мер, например, повышения пенсионного возраста. Пьющий человек не может эффективно трудиться и не способен родить здоровое потомство», – уверен Виталий Милонов.
По словам парламентария, алкоголь – это зло, с которым россияне вынуждены считаться, и в один момент его не искоренить. Слишком глубоко алкоголь проник в национальное сознание и широко распространен среди представителей разных групп. Сегодня водку пьют и молодежь, и банковские служащие, и топ-менеджмент. Автор инициативы напомнил: что бы ни утверждали представители алкобизнеса, любой производитель защищает свои доходы, свои прибыли.
Для снижения масштабов национальной беды, Виталий Милонов предлагает ввести госмонополию на торговлю алкоголем, запрет на производство коктейлей, рассчитанных на спаивание подростков. Любимое многими россиянами пиво тоже оказалось в немилости у законодателя. «В том виде, в котором сегодня выпускают пиво крупнейшие компании, это не продукт, а химическое пойло. К тому же, пивоваренные заводы часто принадлежат иностранным корпорациям, и от их закрытия мы только выиграем», – заявил депутат.
Зато вино и коньяк Милонов пощадил, так как «производство данной продукции стимулирует развитие сельского хозяйства, там нет больших объёмов контрабандного спирта». А дороговизна хорошего вина и коньяка вряд ли способствуют их регулярному употреблению.
«Ласковый» убийца
Вполне естественно, что с ограничительными мерами не согласился президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. Бизнесмен предложил революцию в отрасли заменить на эволюционный путь. По данным Косарева, в последние 4-5 лет алкоголизация страны наоборот значительно упала. И если уж законодателям хочется навести порядок, то лучше направить усилия на борьбу с контрафактным спиртом.
По мнению спикера, никогда и нигде «сухой закон» не приводил к положительным результатам. Осложняя правила для легальных производителей алкоголя, власти лишь толкают людей в «серую зону» контрафакта и самопала. Игорь Косарев продемонстрировал данные «Яндекс-карт», согласно которым, большинство запросов на покупку самогонных аппаратов приходится на регионы, частично или полностью запретивших продавать алкоголь на своих территориях. «Я солидарен с оппонентом в вопросе снижения алкоголизации населения. Но эти задачи решаются ростом экономического благосостояния. Когда людям есть чем заняться, когда граждане хотят получить образование, могут хорошо зарабатывать и растить детей, люди станут пить гораздо меньше», – считает Косарев.
Милонов же настаивал на своем. «А кто сегодня будет повышать благосостояние населения – пьяницы? Этиловый спирт – это яд. Чем отличается легальный яд от нелегального? Он что, ласковее убивает? На каждой бутылке сорокаградусной надо писать: «Осторожно, яд!». Кто слаб, и не может отказаться, пусть употребляет менее опасные напитки», – заявил Виталий Милонов.
По мнению парламентария, в России чересчур толерантное отношение к алкоголю. У молодежи спиртные напитки должны ассоциироваться с чем-то мерзким, негативным, а не с веселым отдыхом. Депутат рассказал, что путешествует по России, и видит масштабы пьянства, когда в пятницу вечером не найти ни одного трезвого взрослого!
Защитить подрастающее поколение от пагубного влияния спиртного, считает Милонов, поможет запрет на рекламу безалкогольного пива, которое тоже не безвредно. «Водка опасна тем, что она легальна и пытается втиснуться к нам через культуру, посредством творчества третьесортных певцов. Зачем нам внешние враги, если у нас внутренний враг в каждой полулитре сидит», – заключил депутат.
Потери до триллиона рублей
По сведениям Игоря Косарева, в прошлом году было принято 16 законодательных актов, которые в значительной степени регулируют сферу продажи алкоголя. Бизнесмен привел в пример Казахстан, откуда прежде дешевую водку «для личного употребления» разрешалось ввозить в Россию тоннами. Теперь объем ограничен десятью литрами. А за последние два года уничтожено порядка 450 нелегальных производств спиртных напитков.
Свою точку зрения на проект «сухого закона» высказал предприниматель и экономист Дмитрий Потапенко. Ограничительные меры в продаже слабоалкогольной продукции и табака уже привели к уничтожению микробизнеса. По мнению Потапенко, в России вся алкогольная промышленность государственная или квазигосударственная. Вряд ли власти откажутся от акцизов, которые составляют львиную долю стоимости в бутылке спиртного. При запрете выпуска крепкого алкоголя и пива, казна ежегодно будет терять до триллиона рублей.
Альтернативой ограничительным мерам экономист считает изменение самосознания граждан. Надо решать причины запоев, лежащих в плоскостях, далеких от наличия или отсутствия на прилавках алкоголя. «Экономика у нас является падчерицей политики, так уже вышло. Но если кто-то считает, что экономические законы позволительно изменять разумом, то я могу их огорчить: они незыблемы, как закон земного притяжения. Поскольку мы их все время нарушаем, только в этом году закрылось 330 тысяч малых предприятий», – заявил Потапенко.
Прежде чем издавать запреты, необходимо просчитать затраты на модернизацию спиртоводочного производства и подумать, куда трудоустраивать сотни тысяч людей, занятых в отрасли, заметил экономист.
Однако Виталий Милонов на все доводы оппонентов заявил, что не стоит прикрываться экономическими выгодами, подрывая здоровье населения. При стремительных темпах спаивания россиян, скоро может наступить момент, когда развивать и модернизировать будет нечего.
Фото: ФедералПресс / Арина Карташова