Top.Mail.Ru
Общество
Кировская область
0

«Сотрудники колонии считают, что они цари и боги». В Кирове обсудили проблемы осужденных

Общественные активисты, правозащитники и сотрудники ФСИН провели круглый стол, на котором пытались выяснить, насколько соблюдаются в Кировской области права осужденных. Случаи жестокого обращения фиксировались в регионе не раз, правда, жаловавшиеся на издевательства Алексей Галкин и Эдуард Горбунов не смогли доказать факты пыток и были осуждены за ложный донос. На этом круглом столе слов «пытки» и «издевательства» не звучало, зато были просьбы не преувеличивать масштабы проблемы. Подробности встречи – в материале «ФедералПресс».

Причин для беспокойства нет

Первым выступил уполномоченный по правам человека в Кировской области Александр Панов, который раньше и сам работал в органах прокуратуры. Панов отметил, что места заключения больше не воспринимаются как часть системы подавления инакомыслия, а условия, в которых отбывают наказания осужденные, становятся лучше. Подтверждением стали слова представителя прокуратуры, который сообщил, что за два года в области было возбуждено всего одно дело по факту превышения полномочий сотрудниками ФСИН, но и оно было прекращено из-за отсутствия состава преступления.

«Раньше заключенные спали по 20 человек в помещении на нарах в четыре яруса, стены камер рушились – было очень тяжелое время. Сегодня такого не увидишь и в страшном сне, – начал издалека Панов. – Сейчас в основном жалуются на плохие условия содержания, неудовлетворительное медицинское обеспечение, неправомерные действия сотрудников, незаконное наложение взысканий, просят оказать юридическую помощь по семейным или жилищным вопросам».

О том, что система ФСИН совершенствуется, говорил и председатель Общественной наблюдательной комиссии региона Михаил Кузьминых – он не раз заявлял, что заключенные часто жалуются на сотрудников ФСИН, чтобы дискредитировать ведомство.

9a7cbb1b4d32213147de5944279d1f4d.jpg

«Сказать, что у нас в области царит в этой части беззаконие, грубость, неуважительное отношение к заключенным, я не могу, – заявил Кузьминых. – Если кто-то будет говорить обратное, готов поспорить. Я бы сказал, что права заключенных больше соблюдаются, чем нет. Некоторые нарушения есть, но я не считаю возможным затрагивать вопрос в этой аудитории».

Кузьминых также добавил, что законодательство, которое регулирует работу исправительных учреждений, безнадежно отстало от жизни: «Взять, например, институт строгих условий содержания. Помещение в такие условия практически полностью зависит от «произвола» лиц, которые обладают властью. Это тюрьма в тюрьме – и нет никакой законной возможности досрочно заключенных перевести на общие условия».

Руководитель наблюдательной комиссии уверен, что сотрудники УФСИН, как правило, заботятся об улучшении жизни осужденных.

«Если кто-то полагает, что начальники исправительных учреждений и их подчиненные сотрудники только и думают, как бы мучить и унижать достоинство осужденных, то это совершенно не так, – сказал глава ОНК. – Начальник колонии заинтересован, чтобы осужденному отбывалось наказание как можно лучше. Бытовые условия улучшаются – я это вижу. И медицинский персонал очень хорошо осведомлен о состоянии здоровья своих подопечных. Поэтому могу сказать: особых причин для беспокойства в части нарушения прав нет, хотя нюансы конечно же есть. А то некоторые начитаются блогов – смотришь и думаешь: «Откуда вы все это берете, милые?» Не надо излишне страсти нагнетать».

Дефицитные врачи и плохие дороги

Эмоциональным было выступление помощника начальника УФСИН по соблюдению прав человека в учреждениях исправительной системы Дмитрия Кокорина. Он заявил, что со стороны сотрудников УФСИН права осужденных соблюдаются, но в колониях и без этого хватает проблем.

6a8fa964778bf4cf671ef6e1d42d1f34.jpg

«Недавно у медработников исчезла возможность совмещать работу на двух местах – и люди массово стали писать рапорта на увольнение. Нужно с этим что-то делать, сами понимаете – выпускника медицинского вуза не заманишь в район, где даже дорог толком нет, – жаловался Кокорин. – Кстати, о проблеме дорог – мы в Верхнекамском районе заключенных от Рудничного до Лесного везем 47 километров по ямам и ухабам в закрытой коробке. Я полностью согласен с тем, что это негуманно и бесчеловечно. Мы писали в правительство области о проблеме, но получали отписки о том, что это дорога местного значения и должна ремонтироваться за счет районного бюджета».

По словам Кокорина, вопросы ресоциализации заключенных не интересуют ни власть, ни жителей области. «Решений по созданию реабилитационных центров или хотя бы поддержки волонтерских движений нет, да и население часто бывает против создания таких центров, – пояснил Кокорин. – Большинство граждан считает, что бывшие осужденные на воле не нужны – пусть они у нас вечно сидят. Но это не выход».

«Сиди, тебе еще рано»

Затем выступили адвокаты, которые видят ситуацию не в столь радужных красках. Адвокат Лариса Пластинина отметила, что сотрудники администраций ИК нередко заставляют заключенных отказаться от юридической помощи.

ba53621b40624ae9a1badcf4f1e2f7d7.jpg

«Я открыто могу сказать, что в некоторых колониях заключенные боятся встречаться с нами, им говорят: «Откажись от адвоката, тут все решает администрация – если мы не захотим, ни по какому УДО ты не выйдешь и на замену наказания ты никогда не уйдешь», – рассказала адвокат. – Есть прецеденты, когда человек не отказывается от адвоката, а ему в день рассмотрения дела в суде объявляют взыскание за то, что у него в сумке не оказалось, например, шарфа. Нужно менять установку, при которой сотрудники колонии считают, что они там цари и боги. Пока этот вопрос не сдвинулся с мертвой точки».

Член Общественной наблюдательной комиссии Артур Абашев добавил, что плохо работает постановление правительства РФ об освобождении в связи с тяжелой болезнью. «Все, кто читал закон, знает, что выпускают практически трупы, – констатировал Абашев. – Да, они стали умирать меньше в колониях. Они успевают выйти, пожить недельку на свободе, а потом умирают».

Общественник также рассказал о случае, который произошел в Верхнекамском районе, где осужденному отрезало пальцы станком. Врачи повезли его в больницу, но не позаботились о том, чтобы отрезанные конечности находились в холоде, и мужчина лишился пальцев.

630008e31a9c4c86b55ea2116f40294c.jpg

«Срок на УДО подходит достаточно рано, но когда осужденный хочет выйти досрочно, ему говорят: «Сиди, тебе еще рано», – добавил правозащитник. – Те, кто начинает сопротивляться, получают кучу взысканий. Неугодных осужденных наказывают по надуманным причинам, достаточно вспомнить покойного Сергея Лузянина – он получил взыскание за то, что он не вытер пыль над лампочкой, до которой он физически не мог достать. Сейчас точно так же репрессируют бывшего сенатора Челябинской области Цыбко».

В конце мероприятия глава областной коллегии адвокатов, член Общественной палаты региона Марина Копырина предложила участникам направить ей предложения по изменению действующего законодательства и обращения к органам власти. С этими инициативами общественники обратятся к депутатам и региональным властям.

Фото: ФедералПресс / Александра Варанкина, УФСИН России по Кировской области

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.