За последние годы система среднего профессионального образования (СПО) претерпела позитивные изменения. Еще пять лет назад обучение строилось для удовлетворения запросов работодателей. Темпы развития технологий привели к пониманию, что предприятия, не вписывающиеся в рамки технологического прогресса, могут уйти с рынка, а выпускники колледжей – остаться без работы. Поэтому система СПО плавно переходит на стандарты WorldSkills – «Молодые профессионалы». Изменилось и отношение к выпускникам техникумов и колледжей и со стороны общества. Речь об этом шла на круглом столе РИА «ФедералПресс», состоявшемся в Калининграде на площадке отеля Crystal House Suite Hotel&SPA.
На сегодняшний день ориентация системы среднего профобразования в России смещает фокус. Во главу угла ставятся не требования работодателей, а компетенции выпускников ссузов.
«Наша задача – ориентироваться не просто на требования работодателя, а смотреть дальше, как выпускники будут применять полученные знания и навыки. Поэтому система СПО сейчас ориентируется на современные стандарты WorldSkills, которые используют ведущие компании России и мира. Это серьезный вызов. Коренным образом меняется программа обучения. И конечной фазой оценки готовности специалиста к выходу на рынок труда становится не диплом об образовании, а результаты сданного демонстрационного экзамена. То есть ребята, которые обучаются по стандартам топ-50, утвержденным Минтрудом РФ, должны будут сдать демонстрационный экзамен в стопроцентно приближенных к реальности условиям», – рассказал руководитель Ассоциации учреждений и организаций профессионального образования Калининградской области, директор Колледжа мехатроники и пищевой индустрии Андрей Даниленков.
В следующем году демонстрационные экзамены учащиеся колледжей будут сдавать в тестовом режиме в рамках проекта WorldSkills-Россия. Через два года он будет обязательным для всех обучающихся по специальностям из списка топ-50.
Продавец на своем месте – артист
Отношение к системе СПО изменилось как на уровне государства – введением новых требований и стандартов, – так и на уровне запросов прогрессивных работодателей.
«Бизнес предъявляет к образованию требования не только в плане владения определенными профессиональными навыками, но и к наличию у выпускника социального интеллекта и способности развиваться. Например, продавец должен не только уметь грамотно расставить товар на полки, но и хорошо чувствовать покупателя. То есть быть артистом на своем месте. И это другой вызов, о котором мы часто забываем», – рассказал директор Гусевского политехнического техникума, председатель комитета по образованию Калининградской торгово-промышленной палаты Екатерина Канаева.
«Мы должны развивать у ребят способность учиться и относиться к себе в профессии как к проекту. Это предпринимательское отношение к жизни и к своей личной карьере. Поэтому мы ставим себе цель – развитие личности учащегося, который на выходе из колледжа будет способен адаптироваться к рынку труда, который постоянно меняется», – пояснил директор Колледжа информационных технологий и строительства Михаил Пашковский.
Важен не диплом, а профессия
Но главное изменение, коснувшееся системы среднего профобразования, произошло на уровне общества.
«Несколько лет назад бытовало мнение, что если не будешь хорошо учиться, уйдешь в систему СПО. Было деление на успешных, кто идет в вузы, и неуспешных, кто после 9 класса шел в колледж или техникум. Сегодня система СПО становится более престижной. Повысился интерес к техническим профессиям. На специальности «станочники», «токари» уже есть конкурс. А еще несколько лет назад мы комплектовали эти группы по остаточному принципу. Стали востребованы специальности, связанные с машиностроением, промышленностью, сферой гостеприимства, фармацевтикой», – отметила Екатерина Канаева.
В колледже информационных технологий и строительства, где обучаются 840 студентов, конкурс на направлении IT-подготовки составил 7 человек на место при среднем балле аттестата 4,4. На строительные специальности – 4 человека на место при среднем балле 4,1.
«Дети и родители понимают, что важен не диплом, а профессия, которая позволит стабильно зарабатывать», – отметил Михаил Пашковский.
В Колледже сервиса и туризма на специальность «туризм» высший балл был 4,9, а минимальный – 4,1. На специальность «мастер отделочных строительных работ» средний балл составил 3,8. Заместитель директора Колледжа сервиса и туризма Алена Алукриева считает это очень хорошим показателем, поскольку набор был увеличена вдвое – до 50 человек. «У СПО складывается совсем другой имидж. Идут не по остаточному принципу, а потому что действительно хотят получать профессиональную подготовку. Ребятам не интересно общее среднее образование. Они хотят работать, знакомиться с работодателями и получать профкомпетенции. Уже в 9 классе они готовы к тому, чтобы полноценно быть вовлеченными в профессиональную сферу», – рассказала Алена Алукриева.
Ориентируясь на запросы школьников, в регионе стали развивать систему профессионального самоопределения и раннего получения профессий. Работает проект «Колледж – класс», когда ребята одновременно получают общее образование в школе, а профессиональное – в колледже. На базе Колледжа сервиса и туризма открыт центр профориентации. В течение трех лет реализуется проект «Профессиональные пробы», который дает школьникам возможность попробовать себя в разных профессиях.
«Около 40 % студентов Колледжа мехатроники и пищевой индустрии прошли систему этой профподдержки. И поэтому они осознают, зачем обучаются конкретной специальности. Учащийся с 3 баллами аттестата может стать большим профессионалом, чем отличник, если будет понимать, для чего ему это нужно и чего хочет достичь», – отметил Андрей Даниленков.
Фото – Андрей Озерцов
ФедералПресс-центр