Общественность считает несправедливым увольнение директора Бурятского государственного академического театра оперы и балета (БГАТОиБ) Аюны Цыбикдоржиевой, которая лишилась своего поста по инициативе республиканского министерства культуры. Об этом высказалась в среду, 10 октября, член Ассоциации театральных критиков России Туяна Будаева в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ. Она заявила, что экс-директор имеет шанс восстановиться на работе через суд. При этом нового директора театра – Эржену Жамбалову – в республике уже называют «заложником» новых трудовых взаимоотношений в культурной сфере. При том что ее попытки вернуть бывшего художественного руководителя Дариму Линховоин, решившую самостоятельно покинуть бурятский оперный дом, пока не увенчались успехом. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Без объяснения причин
«Не знаю планов Аюны Владимировны, но правда за ней, поскольку нет никаких оснований для ее увольнения, – заявила театральный критик Туяна Будаева в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ, заметив, что у нее есть шанс восстановиться в должности через суд. – Такой прецедент у нас был, когда человек был уволен министром культуры Тимуром Цыбиковым по такой же статье, и очень быстро восстановился».
Подчеркнув, что она находится с экс-директором БГАТОиБ в недружественных отношениях, член Ассоциации театральных критиков России отмечает, что с 2011 года – с момента прихода Цыбикдоржиевой на должность директора – собственные доходы театра выросли в десять раз. «Мы видим успехи театра, и они неоспоримы, – отметила Туяна Будаева. – Успехи оперных певцов без помощи директора не сложились бы».
Театральный критик неслучайно вспомнила певцов. Практически сразу после того, как стало известно об увольнении Цыбикдоржиевой, два ведущих солиста Бурятской оперы – баритон Ариунбаатар Ганбаатар и тенор Михаил Пирогов – заявили об уходе из театра. Уход двух исполнителей, один из которых три года назад выиграл Гран-при XV Конкурса им. Чайковского, а второй в сентябре получил два специальных приза на международном конкурсе теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-При», сразу превратил этот сюжет в скандал.
Особой остроты в блюдо добавил демарш художественного руководителя бурятского оперного дома Даримы Линховоин, которая написала заявление об увольнении. Уход дочери легендарного певца, народного артиста СССР Лхасарана Линховоина, подготовившего целую плеяду оперных солистов Бурятии, воспринимался особенно трагично. «Меня возмутила сама форма того, как произошло увольнение», – заявила «ФедералПресс» Дарима Линховоин, подчеркнув, что ее трудовые отношения с театром должны закончиться 14 октября».
Наблюдатели отмечают, что увольнения руководителей учреждений культуры, когда для этого используется пункт контракта «без объяснения причин», все чаще стали практиковать власти России. Одной из самых скандальных историй на эту тему связана с бывшим директором Новосибирского театра оперы и балета Борисом Мездричем, который покинул свой пост весной 2015 года после того, как отказался снимать с репертуара скандальный спектакль «Тангейзер» Тимофея Кулябина по опере Рихарда Вагнера «Тангейзер». Самым последним таки случаем стал произошедший неделю назад случай, когда министр культуры России Владимир Мединский «без объяснения причин» уволил ректора Новосибирской консерватории Константина Курленю, несмотря на то, что последний десять месяцев назад был избран на эту должность.
Написано, но не подписано
Показательно, что новый директор БГАТОиБ Эржена Жамбалова, которая вступила в должность 8 октября, довольно осторожно комментирует случившееся. На пресс-конференции, которая состоялась на прошлой неделе, бывший худрук Бурятского государственного академического театра имени Хоца Намсараева дала понять, что «театр, как человек, может заболевать, но имеет и способность выздоравливать». В то же время она подчеркнула, что рассчитывает на возвращение Даримы Линховоин.
«Дарима Лхасарановна – это незыблемо, а само понятие Линховоин – это оперный театр, – отметила Эржена Жамбалова, подчеркнув в то же время, что трудовые отношения с бывшими сотрудниками театра еще не прекращены. – Заявления написаны, но не подписаны».
Впрочем, переговоры нового директора с бывшим художественным руководителем Бурятской оперы пока ни к чему не привели. Известно, что Дарима Линховоин вместе с Ариунбаатаром Ганбаатором отправляются в Брюссель, где в рамках проходящего 18–19 октября саммита форума «Азия – Европа» (АСЕМ) они должны дать концерт.
Не менее деликатной задачей нового директора станет попытка вернуть в театр его звезд. Среди них – не только Ариунбаатар Ганбаатар, для которого как звезды мирового уровня зарплата в БГАТОиБ не представляла никакого экономического значения, но еще несколько певцов из Монголии, таких как Намхай Мунхзул, Батэрдэнэ Доржцэдэн, а также молодая сопрано Батчимэг Самбуу.
«Последним наверняка не понравились разговоры о том, что их сильно много в Бурятской опере, – заявил «ФедералПресс» бывший директор Новосибирской филармонии и театра «Новосибирск-100» Александр Савин. – Причем получилось, что такая постановка вопроса была сформулирована не русскими, а именно бурятами».
Отдельный разговор – балетная труппа театра, где в настоящее время работают 11 человек из Страны восходящего солнца. «Бурятский балет, насколько мне известно, чуть ли не единственный, мужская часть труппы укомплектована с очень большим запасом, – отметил Александр Савин. – Можно ли говорить там про чрезмерное обилие представителей Японии, если из 11-ти трудоустроены только трое, получая по 15 тысяч рублей, а остальные живут в республике и работают в театре за свой счет? При этом в женской части труппы встречаются артистки, у которых трое и более детей, что не может не влиять на уровень балерин».
У рейдера глаза велики
«К выводам счетной палаты у меня недоверия нет, – заявила театральный критик Туяна Будаева, которая специально привлекла к анализу документа, на основании которого была уволена Аюна Цыбикдоржиева, директора театра им. Вахтангова Кирилла Крока. – Максимум, что можно предъявить директору театра, – это выговор или лишение премии».
Известно: счетной палате республики не понравилось, что большая часть расходов занимает оплата труда, а театр, имея в штате профильных сотрудников, нанимал балетмейстеров-постановщиков, дирижеров и художников со стороны, хотя это сегодня считается повсеместной практикой театрального искусства. Проверяющих также обеспокоило, что подавляющее большинство госзакупок у театра сделаны «у единственного поставщика», несмотря на то что театры страны не просто имеют на это законное право, но и широко используют его. «Самое страшное, что есть в выводах счетной палаты, – это пресловутые 364 тысячи рублей за плитку, – отметила Туяна Будаева. – Но если министр культуры говорит, что директора уволили для того, чтобы придать новый творческий импульс театру, то при чем тут плитка, которой вымощена Театральная площадь?»
Всю ответственность за то, что произошло в Бурятском театре оперы и балета, эксперты возлагают на министра культуры Соелму Дагаеву, которая, как известно, ранее не работала в сфере культуры.
«Сейчас уже понятно, что увольнение Аюны Цыбикдоржиевой не было согласовано с главой республики Алексееем Цыденовым, о чем красноречиво свидетельствует его экстренный визит в оперный театр, – отметил Александр Савин. – Более того, говорят, что отставка директора была санкционирована недавно назначенным зампредом республиканского правительства по социальному развитию Вячеславом Цыбикжаповым. И не исключено, что хоть на малую долю правдивы шепоты бурятской прессы о том, что смена директора произошла под давлением зампреда правительства республики Баира Цыренова, который является мужем претендующей на лидерство в театре меццо-сопрано Ольги Жигмитовой».
В такой ситуации властям ничего не остается, как для нормализации ситуации в театре увеличивать финансирование театра. «Не удивлюсь, если новому директору уже пообещали вложиться в приобретение дополнительного транспорта или замену всего светового оборудования – всего того, что давно и безрезультатно добивался прежний директор, – отметил Александр Савин. – Наверняка театру обещаны штук двадцать новых квартир, увеличение ставок и тому подобное».
«Мне люди из администрации главы республики уже сообщали, что там никто не ожидал такой реакции коллектива, – отметила Туяна Будаева, которая убеждена, что в Бурятии произошел рейдерский захват театра. – Не знаю, планировалась ли Эржена Жамбалова на пост директора, но теперь получается, что ее муж оказался в заложниках (Саян Жамбалов назначен худруком театра бурятской драмы – прим. «ФедералПресс»). Хотели отжать один театр, а оказался подконтрольным еще и второй».
Фото из социальных сетей