Top.Mail.Ru
Экономика
Саратовская область
0

Ухудшение климата. Почему из Саратовской области бегут инвесторы

В этом месяце уже две крупные компании заявили о выводе инвестиций из Саратовской области. «Саратовский молочный комбинат» объявил, что переносит производство в Чувашию и именно там будет реализовывать запланированный в Саратове инвестпроект, а Саратовская табачная фабрика намерена до конца 2019 года полностью закрыть местное предприятие. Почему из региона бегут крупные инвесторы, разбирался «ФедералПресс».

Растворились в дыму

Заявление British American Tobacco о закрытии фабрики в Саратове и переводе производства в Санкт-Петербург застало всех врасплох. Даже министр промышленности и энергетики региона Андрей Куликов ничего об этом не знал, о чем и заявил местным СМИ, когда к нему обратились за разъяснениями. В тот же день ведомство собрало экстренное совещание, куда были приглашены местные топ-менеджеры табачной фабрики. Однако единственное, что смог выдать региональный Минпром по его итогам, – то, что ликвидация предприятия и перевод производственных мощностей в Северную столицу будет происходить под «особым контролем» регионального правительства. Фактически областная власть призналась, что ничего сделать не может и «БАТ Россия» поступит так, как считает необходимым.

На British American Tobacco утверждают, что единственная причина закрытия саратовского завода – экономическая. Из-за роста цен на сигареты, падения потребительского спроса и увеличения доли нелегальной продукции легальный табачный рынок рушится, и в прошлом году его объем сократился на 7,3 %. Таким образом, «БАТ Россия» не считает целесообразным содержать два завода и намерено сконцентрировать производство на АО «БАТ СПб».

Хотя на встрече в Минпроме представители «табачки» и заявили, что о планах закрыть саратовское производство стало известно только сейчас, очевидно, что уход готовился давно. В 2014 году компания ликвидировала саратовскую фабрику как юридическое лицо, и ОАО «БАТ-СТФ» превратилось в саратовский филиал АО «БАТ-СПб». Уже после перерегистрации значительная часть налогов ушла в Санкт-Петербург, и перевод туда производственных мощностей стал вопросом времени.

Эксперты признают, что табачный рынок переживает сложные времена и закрытие одной из двух фабрик БАТ выглядит оправданно.

«Потребление традиционного табака, действительно, снижается. Во-первых, из-за того, что с табакокурением в стране ведется активная борьба. Во-вторых, из-за роста цен на табачную продукцию. В частности, запрещена любого вида реклама подобной продукции, курение в общественных местах, поднимаются акцизы на табачные изделия. А теперь еще и внесена на рассмотрение в Думу инициатива по продаже «обезличенных» сигарет, где на пачках не будет ни логотипа, ни цветографических элементов, свидетельствующих о бренде компании-производителя», – отмечает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

По словам Алексея Коренева, из-за существенного роста цен на табачные изделия спрос заметно смещается с дорогих брендовых сигарет в сторону среднеценовых и дешевых. На этом фоне существенно возрастают объемы контрафактной и контрабандной продукции, ее объем по стране достиг порядка 4,9 %. Дополнительным фактором, негативно влияющим на объемы производства «традиционных» сигарет, является и существенный рост популярности альтернативных систем доставки никотина – парогенераторов и стиков. В таких условиях, по мнению аналитика, закрыть завод в Саратове – экономически разумный ход.

Однако Саратовская табачная фабрика не только самое старое предприятие в городе (основана в 1828 году братьями Кондратием и Михаилом Штаф, в 1994 году она вошла в состав British American Tobacco, – прим. ред.), но и крупнейший налогоплательщик в регионе. По данным компании, за 9 месяцев 2018 года филиал перечислил в бюджет Саратова и области 168,8 млн рублей налогов. В федеральный бюджет было перечислено 35,4 млрд рублей акцизных сборов. В 2017 году фабрика заплатила 300,75 млн рублей в бюджет Саратовской области. Это транспортный, земельный и другие местные налоги. Министр экономического развития области Юлия Швакова заявила, что компания платит налоги исправно.

На этом фоне губернатор области Валерий Радаев заявляет журналистам, что ликвидация предприятия «никак не скажется» на экономике региона. «Табачная фабрика выплачивала акциз. Это федеральный бюджет. Все, к чему мы стремились в налоговой системе, чтобы этот налог расщеплялся, и часть его шла в региональный бюджет. Но этого нет, все уходило в федеральный бюджет», – заявил он.

Молоко убежало

Похоже, что именно такое отношение к инвесторам и налогоплательщикам заставило заявить о переводе производственных мощностей в Чувашскую республику АО «Саратовский молочный комбинат (СМК, бренд «Добрая буренка»). Заявление о том, что СМК отказывается от проекта развития переработки и животноводства в Саратовской области, со ссылкой на пресс-службу компании опубликовал отраслевой портал Milknews. На молочном комбинате эту информацию не комментировали, но и не опровергали.

Согласно сообщению, свернуть производство на родине руководство компании сподвигло то, что в конце сентября СМК торжественно открыл производство на купленном у Danone еще в 2016 году дочернем «Чебоксарском городском молочном заводе». В предприятие вложено только на первом этапе 500 млн рублей. На новое производство СМК планирует постепенно перемещать производственные мощности саратовского завода, а штатную численность его работников постепенно сокращать.

Технический директор СМК Дмитрий Петров заявил, что это связано с тем, что «предприятие находится в условиях неблагоприятного инвестиционного климата в Саратовской области». «В частности, происходит отмена льгот для переработчиков молока, пониженные ставки по местным налогам не работают, инвестиционные договоры со стороны региональных властей не соблюдаются, что приводит к доначислению комбинату налога на имущество и на землю», – отметили в СМК.

В правительстве заявили, что никто производителю (около 15 % на молочном рынке Саратовской области. – Прим. ред.) не отменял льгот, оно само пыталось ими «необоснованно» пользоваться и проиграло несколько дел в арбитраже.

Впрочем, здесь более логичной выглядит не «инвестиционная», а «сырьевая» причина переноса производства молочной продукции в Чебоксары. В Саратовской области производится недостаточно сырого молока, и оно закупается в других регионах, в той же Чувашии. Такого мнения, например, придерживается экс-министр промышленности региона Сергей Лисовский. По его словам, саратовская молочная продукция зачастую не самого высокого качества. «Как показали недавние исследования, до 40 % творога – фальсификаты. Производители вынуждены из-за нехватки молока заменять его немолочным сырьем. Это общая беда для Саратовской области», – отмечает он.

То, что сырого молока в Саратовской области мало, подтверждает и зампред правительства области Алексей Стрельников. «Можно на пальцах посчитать регионы, где молока хватает. У нас дефицит его, как и во многих других регионах. Наши предприятия закупают его в нескольких регионах, как «Энгельсский молочный комбинат», так и СМК. В то же время наши сельхозпредприятия поставляют молоко и в другие регионы. Это рынок. Реально, жидкого молока в области не хватает, как и в целом по России», – отметил он, заявив, однако, что потенциальный уход из области СМК не приведет к катастрофе. По его словам, конкуренция очень высока, в регионе работает до десятка производителей, которые могут занять место «Саратовского молочного комбината».

Как и в случае с табачной фабрикой, в заявлениях первых лиц сквозит пренебрежение к инвестору, позиция «пусть уходят, хуже не будет».

Без связи

Примерно такое же отношение к крупному налогоплательщику в начале года привело к тому, что в мае прекратила существование как перевозчик компания «Саратовские авиалинии». В 2017 год в бюджеты всех уровней АО «Саратовские авиалинии» перечислило свыше 280 млн рублей, но когда решался вопрос об аннулировании летного сертификата для перевозчика, местные власти отстранились от решения вопроса и выступили сторонними наблюдателями. Впрочем, и до трагических событий, когда падение самолета предрешило судьбу авиакомпании, руководство перевозчика озвучивало планы по перерегистрации предприятия в другом, более благоприятном, регионе.

Остается под вопросом будущее «Солнечных продуктов». «Русагро» уже заявило, что в будущем году планирует произвести слияние ряда приобретенных активов со своими активами масложирового направления. В число предприятий, которые сольются с производствами «Русагро», вошел Саратовский жиркомбинат, маслоэкстракционные заводы в Аткарске и Балакове, а также сельскохозяйственные земли в регионе. Судя по появившемуся в различных источниках письму совладельца «Солнечных продуктов» Владислава Бурова к сотрудникам холдинга, последние три года компания «переживала сложные времена». Буров, судя по тексту письма, утверждает, что с появлением стратегического инвестора предприятия продолжат работу в штатном режиме, но само «Русагро» ни словом не обмолвилось о том, что производства сохранятся в нынешнем виде.



В прошлом году правительство области утверждало, что будет помогать заводу резервуарных металлоконструкций (РМК), но он, тем не менее, признан банкротом, над компанией повис долг почти в 1,5 млрд рублей, а заказов нет. Тогда же без заказов закрылись АО «9 й центральный автомобильный ремонтный завод» (9-й ЦАРЗ) и ОАО «Саратовский завод приборных устройств» (СЗПУ).

При такой картине в минэкономразвития области утверждают, что «благодаря постоянной работе <...> на сегодняшний день в портфеле области 82 инвестиционных договора, 140 инвестпроектов на общую сумму порядка 360 млрд рублей. Их реализация позволит создать 6 тыс. новых рабочих мест».

Председатель комиссии по экономике и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области Михаил Волков не видит связи между заявлениями отдельных предприятий об уходе из региона.

«У «Солнечных продуктов» – внутренние вопросы, никакой политики тут нет. Табачная фабрика перешла в более удобный логистический узел. Питер – это другая логистика и выход в Европу через порты. У молочного комбината тоже свои проблемы. Но очевидно, что уход налогов от табачной фабрики, «Саратовских авиалиний» и других – это существенные потери», – отмечает Волков.

По его словам, в регионе существует некий налоговый баланс, который создает ряд новых промышленных производств, но в целом число единиц бизнеса в Саратовской области падает.

«По сравнению с развитыми регионами России, количество предприятий на количество жителей у нас в среднем вдвое меньше. Это говорит о не очень высоком уровне инвестиционной привлекательности и плохом бизнес-климате. Об этом говорят все на каждой дискуссионной площадке, где мы встречаемся с представителями бизнеса. Инвестиционный климат зависит от огромного количества составляющих, не только политики и экономики. Это и пресса, и экология, и административное давление... И он постоянно ухудшается. Мы надеемся, что тут, как с акциями, после достижения дна будет «отскок», но «надежды юношей питают», надо в этом направлении работать», – считает Михаил Волков.

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.