Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

«Назад в будущее», или Концепция развития

С весны этого года более 50 специалистов в сфере градостроительства и ЖКХ разрабатывали «Архитектурную концепцию Челябинска 2018». Перед ними стояла задача найти варианты благоустройства центра города до проведения саммитов ШОС и БРИКС. Вчера концепцию обсуждали около 300 архитекторов, журналистов и неравнодушных челябинцев. Далеко не все остались довольны, а некоторые даже назвали разработанный документ сборником разрозненных проектов.

Город Че

Почти год 50 архитекторов из Челябинска и Москвы вели наблюдения за жизнью в центре города. В результате родилось 49 проектов на тему того, как благоустроить 300 гектаров улиц, тротуаров и скверов. 28 ноября архитектурную концепцию выставили на сайт archconcep74.ru, где ее увидели почти 200 тысяч человек. 1200 оставили свои отклики и предложения.

Куратором разработки стал президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. По его словам, реальность оказалась такова, что пришлось думать скорее не над архитектурной концепцией, а о концепции благоустройства города: «Задача неимоверно сложная и в то же время простая. Нужно сделать одну операцию, чтобы город зажил абсолютно иной жизнью, перестал быть агрессивным. Чтобы он повернулся к человеку. Че-город – человеческий город. Сделав первый шаг, пойдем дальше. Но сначала надо почистить город, каленой метлой буквально пройтись, освободить от лишних наслоений, а на их месте возвести все то, что задумано».

Под лишними наслоениями президент Союза архитекторов понимает все то негативное, что накопилось в городе со времен перестройки. Тогда каждый считал, что может делать все, что угодно. Появились узкие тротуары, и люди вынуждены в буквальном смысле прижиматься к стенам домов. Исчезла ливневая канализация, так и не были построены велосипедные дорожки. Неимоверно широкие дороги стали делать без островков безопасности. Жители начали самовольно возводить балконы и разношерстные магазины на первых этажах исторических зданий сталинской постройки. Мусор на улицах стал нормой, как и загубленная растительность вдоль дорог.

Николай Шумаков даже сравнил ситуацию с Индией, из которой только что вернулся. Но в Индии люди привыкли жить с мусором под ногами, а Челябинск достоин лучшего, и в этом смысле он не безнадежен. По словам архитектора, качество разработанной концепции выше, чем во многих других городах, поэтому он верит в успех.

От гранита до асфальта

Архитектурная концепция заключается в том, чтобы привести в порядок центр города: проспект Ленина, Кировку, набережную реки Миасс, улицы Сони Кривой, Володарского и многие другие. Общая площадь – 300 гектаров. Планируется поделить территорию на три зоны с разными вариантами благоустройства.

Первый вариант будет применяться на улицах с наибольшей функциональной загрузкой, где проходит много людей. Такие места украсят гранитной брусчаткой и плитами, скульптурами, скамейками и редкими растениями.

Два других варианта проще. Они предусматривают установку малых архитектурных форм и скамеек, высадку деревьев и кустарников, но землю планируется покрыть разноцветным бетоном и асфальтом.

По словам руководителя команды архитекторов Андрея Бутусова, особое внимание уделят наземной подсветке тротуаров и пешеходных переходов. Сейчас свет от ламп на столбах рассеивается и слабо освещает путь пешеходам. При этом тратится неимоверное количество энергии.

В концепции предусмотрен снос заборов, портящих вид; вместо них вдоль дорог будут высаживать кустарники – живую изгородь. А вот для лип на Кировке, чтобы они дышали и получали воду, разберут кладку на метр в каждую сторону от ствола. И либо огородят скамейками, либо сверху накроют ажурной решеткой.

Кстати, губернатор Борис Дубровский заявил, что практически решен вопрос сужения русла Миасса. Берега будут отсыпаться и покрываться плитами. Уже есть вся документация и проект, остается найти подрядчика. В дальнейшем, когда к Миассу подведут Долгобродский канал, течение реки усилится, и она уже не будет напоминать болото.

Приоритет пешеходам и велосипедистам

Срочно нужно менять отношение к пешеходам – это один из основных постулатов архитектурной концепции. Разработчики долгое время исследовали движение автотранспорта в центре города и пришли к выводу, что сейчас права пешеходов и велосипедистов ущемлены. Зачастую перейти дорогу в один прием они не успевают, а островков безопасности для них не предусмотрено. При этом только у здания Южноуральского университета на проспекте Ленина транспорт движется в 12-ти направлениях.

Островки безопасности появятся на самых широких дорогах, как появятся и велодорожки. Концепция включает их строительство на нескольких улицах. На проспекте Ленина нарисуют новую разметку, которая предусматривает полосы, выделенные для общественного транспорта. При этом разработчиков не смущает, что могут образоваться пробки из личного автотранспорта. Челябинский архитектор Лев Владов высказал неоднозначное мнение: «Сегодня за рулем тридцати процентов машин – автомобилисты, которые кружат по городу в поисках парковки. Я считаю, что чем больше будет пробок, тем лучше для реализации концепции. Однажды водитель проснется и скажет: зачем ездить в центр на машине?».

Кстати, такая же позиция – к выделенной общественному транспорту полосе. Если водитель стоит в пробке, а справа его обгоняет троллейбус, автомобилист в один момент подумает: а не пересесть ли на общественный транспорт?

Критика и опасения

Однако при положительном мнении к разработанному документу одних экспертов многие другие цельной концепции так и не увидели. Жители, пришедшие на обсуждение, критиковали и губернатора Бориса Дубровского, и бывшего мэра Евгения Тефтелева, досталось на орехи и экс-губернатору Михаилу Юревичу. По словам горожан, именно они довели город до такого состояния.

А вот и комментарии на сайте:«Все проекты, как щипки, без связной идеи».«Всё превращается в бетонную пустыню, а где же экоархитектура?»

Лидер группы «АрхиСтраж» Юрий Латышев усомнился в целесообразности некоторых новых построек. Например, амфитеатра на Кировке, который закроет собой вид сразу нескольких исторических зданий.

Эксперт Яков Гуревич и вовсе назвал концепцию массой разрозненных проектов и усомнился в реализации транспортной составляющей. По его словам, все эти эскизы – возврат в прошлое, которое уничтожила «дорожная революция». Исчезли ливневки, автобусы и троллейбусы сменили ржавые маршрутки. Поэтому по выделенным полосам, собственно, и не на чем будет ездить.

Впрочем, тут в разговор вмешался губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Он заявил, что концепцию еще будут обсуждать и менять.

«Саммиты закончатся, но все останется людям»

По словам Бориса Дубровского, когда он 5 лет назад увидел жизнь Челябинска более детально, то очень огорчился и с мыслью благоустроить центр не расставался: «Мне тоже хотелось бы изменить все и сразу, но масштаб города таков, что это сложно. Мне приходится считать деньги. Сейчас мы обсуждаем концепцию, она предусматривает доработку, готов выслушать любые советы и мнения, для этого я и пришел сюда. Сейчас наша задача – разработать техзадание по благоустройству. Только времени у нас до проведения саммитов ШОС и БРИКС осталось совсем мало, всего 1,5 года. При этом нужно помнить, что саммиты закончатся, гости уедут, а все останется людям. И мы продолжим работать над благоустройством городской среды».

По мнению экспертов, времени и сил для преображения всего города потребуется много, но первые шаги можно успеть сделать. Они не потребуют особо больших затрат. Многие из специалистов уже привлекались к благоустройству Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, их опыт можно использовать и в Челябинске.

Фото: сайт губернатора Челябинской области

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.