В Новосибирске разразился грандиозный скандал, в центре которого в очередной раз оказался театр оперы и балета. Беспрецедентное общественное возмущение вызвало проведение в театре банкета, который на прошлой неделе провела компания «Расцветай», использующая в своей деятельности методы сетевого маркетинга. Причем особую негативную реакцию вызвал факт проведения мероприятия на главной сцене театра, которую многие сочли нарушением этических принципов, хотя некоторые мировые оперные дома, среди которых Opéra Bastille в Париже, не стесняются таких практик. Некоторые даже увидели мистику, когда стало известно, что через два дня серьезную травму на сцене получил приглашенный из Большого театра танцовщик Денис Родькин. Возникшую коллизию в ближайшее время планирует обсудить Общественный совет при министерстве культуры Новосибирской области, который нацелился прекратить практику сдачи в аренду помещений главных культурных учреждений для проведения свадеб и банкетов. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Завистникам сетевых маркетологов
На прошлой неделе в Новосибирске беспрецедентный общественный резонанс вызвал прошедший в театре оперы балета банкет, который провела компания «Расцветай». Представители фирмы сами стали размещать в социальных сетях фотографии c мероприятия, а руководитель Алексей Корнаков, видимо, предугадывая общественную реакцию, даже подчеркнул, что публикация адресована «особо завистливым горе-критикам и умникам». Более того, в своем Instagram он опубликовал видео с вечера, которое получило название «Посвящение близким», где выступает популярный певец Леонид Агутин.
Из открытых источников про Алексея Корнакова известно немало. В 1995 году он был одним из участников создания в Новосибирске Хилокского рынка, который сейчас считается крупнейшим за Уралом местом оптовой торговли овощами и фруктами, а также особой концентрации сосредоточения трудовых мигрантов. В 2004–2006 годах – заместителем вице-губернатора Новосибирской области, где курировал сельское хозяйство, а затем – первым гендиректором Агентства инвестиционного развития региона. Еще до этого, в 2001 году, он создал агрокомплекс «Емельяновский», но в 2010 году покинул этот бизнес.
Проект «Расцветай», продающий косметические средства и концентраты витаминов, которые более известны как БАДы (биологически активные добавки – прим. ред.), был основан в 2015 году. При этом в своей деятельности холдинг активно использует методы МЛМ-бизнеса (Multi-Level-Marketing), который в России более известен под названием «сетевой маркетинг». Для рекламы своей продукции он активно использует известных людей и звезд эстрады, всячески позиционируя себя как очень успешную и доходную компанию, проводя свои мероприятия на престижных площадках.
Сцена не место для прощения
Помещая фотографии с мероприятия в театре оперы и балета, Алексей Корнаков как в воду смотрел. Реакция общественности оказалась очень жесткой, поскольку сразу же руководство театра обвинили в кощунстве. При этом многих особенно возмутило, что банкет проводился не в ресторане театра или его фойе, а прямо на сцене. Одни обратили внимание на то, что свое отношение к происходящему не высказал новосибирский митрополит Тихон, который два с половиной года назад лично освящал театр. Другие напомнили, что сцена является для артистов местом «сакральным и священным», а третьи отметили, что «даже бандиты из 90-х годов не додумались проводить свои сходки на сцене».
Мистический оттенок в разговоры о банкете в театре внесло событие, которые многие интерпретировали как факт того, что «сцена не прощает кощунства». Через два дня после банкета приглашенный солист Большого театра Денис Родькин получил травму, выступая в главной роли в балете «Спартак» Юрия Григоровича. Мастерство дирижера Карена Дургаряна, вовремя подавшего знак опустить занавес после гладиаторского боя, в ходе которого случился надрыв связок танцовщика, позволил без эксцессов завершить первый акт. Впрочем, особые мистики из числа зрителей уверяют, что вышедший на замену популярный солист театра Роман Полковников также в спектакле танцевал на грани травмы.
Вовремя сказать – значит, предвидеть
Справедливости ради стоит отметить, что практика проведения банкетов в театрах является довольно распространенной в Европе. Многие ведущие оперные дома не стесняются проводить такого рода мероприятия на сцене. Например, Opéra Bastille в Париже открыто размещает информацию о банкетах даже на русскоязычных сайтах.
Однако такие нововведения в России не приветствуются, что в театре понимали. Говорят, что накануне со всех сотрудников, кто занимался организацией праздника компании «Расцветай», были взяты подписки о неразглашении. Похоже, что упредить упреки заранее пытался художественный руководитель театра Владимир Кехман, контроль которого над жизнедеятельностью театра остается. Месяц назад он дал большое интервью, где заявил, что допускает возможность проведения «за очень большие деньги свадеб и юбилеев», «если это сделано талантливо».
После того, как история о банкете стала известна, театр пытался объяснить, что банкет проводился в соответствии с договором о сотрудничестве, который заключен на два года. Как сообщила журналистам сотрудник отдела маркетинга Марина Иванова, компания стала генеральным партнером, который планирует оказать поддержку в проведении ряда творческих мероприятий. В то же время на сайте театра в списке партнеров компании «Расцветай» не значится.
Банкеты, фуршеты и свадьбы
«Театр находится вне юрисдикции министерства культуры Новосибирской области, – сообщила председатель общественного совета Наталья Ярославцева, еще недавно возглавлявшая министерство культуры региона. Она подчеркнула, что особых перспектив от рекомендаций общественного совета при минкульте региона ждать не стоит. – Владимир Мединский оставил без ответа три наших обращения по поводу ситуации в оперном театре».
Особого смысла в апелляции к Министерству культуры России или к вице-премьеру российского правительства Ольге Голодец Наталья Ярославцева не видит, однако добавляет: «Мне лично кажется неприемлемым использование сцены под банкет».
Глава общественного совета считает историю с банкетом в оперном театре хорошим поводом для того, чтобы разобраться со скандалами, которые прогремели летом этого года. Тогда вскрылось, что областная государственная филармония рекламировала и сдавала в аренду свои помещения для проведения банкетов. Особо прогремел случай, когда в прессу просочились сведения о том, что депутат заксобрания Евгений Подгорный справлял свадьбу в Государственном зале имени Каца в августе нынешнего года. «Такие случаи необходимо не просто оценить, – отметила Наталья Ярославцева, – но и выработать четкие рекомендации для министерства культуры, какую областную собственность, предназначенную для проведения культурных мероприятий, этично использовать для сдачи в аренду».
Фото: из социальных сетей и с сайта Opéra Bastille