Top.Mail.Ru
Экономика
Саратовская область
0

Безвредный канцероген? У саратовских экологов остались вопросы к новому химзаводу

Рески Мохамед Буэрауа рассказывает о новом заводе SNF

В Саратове не утихают споры по поводу строительства французской компанией SNF завода по выпуску полиакриламида. Страхи из-за нового химического производства в городе выплеснулись в соцсетях. После этого инвестор начал через СМИ успокаивать общественность, доказывая безопасность предприятия. Но экологи не успокаиваются и считают, что действия компании скорее говорят о желании что-то скрыть. В споре разбирался ФедералПресс.

Химическая жила

Строительство завода по производству полиакриламида – проект уже не новый. Впервые о своих намерениях инвестор объявил еще в 2012 году. Реализация проекта затянулась, как объясняют теперь, из-за процедурных моментов – менялись юрлица, требовалось оформлять разрешительные документы заново.

Полиакриламид – это синтетический полимер, имеющий абсорбирующие свойства и используемый главным образом для очистки воды и для повышения степени извлекаемости нефти из скважин. Сырьем для его производства служит нитрилакриловая кислота (НАК), которая производится на предприятии «Саратоворгсинтез», входящем в структуру «Лукойла». Идея объединить эти производства возникла еще в 90-е годы. Сырье будет по трубе поступать с «Оргсинтеза» на французский завод, что вполне выгодно со всех сторон. Потребителями абсорбента могут стать нефтедобывающие предприятия того же «Лукойла». В целом емкость рынка полиакриламида для нужд нефтяников оценивается в суммы от 50 до 180 млрд рублей.

На данный момент проект находится на этапе строительства, завод планируется открыть в следующем году. И только теперь, когда в соцсетях начали высказываться опасения, инвестор пошел на открытый диалог с обществом, устроив круглый стол в одном из вузов.

Впрочем, диалогом это можно назвать с большой натяжкой. Почти два часа многочисленные спикеры от SNF и их партнеров рассказывали о том, чем хорош их продукт и каким современным будет предприятие, и только в конце встречи дали слово экологам и активистам. Конструктивного разговора между промышленниками и обществом не получилось.

«Дискутировать не о чем»

Руководитель по безопасности продуктов и нормативно-правовому регулированию SNF Денис Марони сообщил, что полиакриламид абсолютно безвреден для здоровья человека, что доказали многочисленные тесты, зато сфера его применения довольно широка – насчитывает около десятка различных способов. Другое дело – акриламид, из которого делается полимер. Это вещество токсично и официально признано канцерогеном. Однако, по словам иностранного специалиста, во внешней среде этот химикат нестабилен и быстро разлагается. Так что даже на здоровье рабочих заводов SNF он влияние не оказывает, что, опять же, сказал представитель инвестора, доказано тестами. «Не было задокументировано ни одного случая влияния (акриламида) на людей или окружающую среду», – заявил Марони.

Более того, напомнил представитель SNF, акриламид является натуральным загрязнителем и может попасть в организм человека с пищей (например, с кофе или картошкой фри). И даже в этом случае, как показали более сотни тестов, акриламид не наносит вреда нашему организму. Услышав это заключение, оставалось только удивиться, почему же это вещество все-таки называют канцерогеном.

SNF имеет ряд предприятий во Франции, США, Индии, Китае, Южной Корее. По словам представителей компании, несмотря на то что нормы в этих странах различаются, требования к безопасности на всех заводах одинаковы. Из выступлений следовало, что саратовцы чересчур щепетильны и требовательны к химикам. Например, во Франции сразу за забором завода начинается пастбище для скота, а в пяти километрах от него находится источник известной на весь мир минеральной воды.

Президент ООО «КНТП» Федор Лобанов (продвигающий используемые SNF технологии в России) заявил, что «вопрос экологической безопасности вообще не стоит», «дискутировать не о чем», а действия регулирующих органов посчитал абсурдными: «Санитарные зоны – это беда нашей страны. Они являются препятствием для внедрения новых технологий. Какая может быть санитарная зона для биокатализатора?»

Региональные власти проект поддерживают. Для области, которая в последнее время стала часто терять потенциальных инвесторов, проект стоимостью 3,5 млрд рублей – настоящая удача. Министр природных ресурсов области Дмитрий Соколов ранее, отвечая на вопрос об экологичности производства, высказал надежду, что французы «педантичные люди, не то что наши».

Поддержал проект и бывший министр промышленности области, ныне входящий в общественный совет при ведомстве Сергей Лисовский. По его словам, предлагаемый проект – самый безопасный вариант с точки зрения производства и экологии: «Гораздо безопаснее перерабатывать на месте, получая сырье по трубопроводу, чем возить его в какой-то другой регион. В России, слава богу, требования к защитным зонам гораздо жестче, чем в мире, и в этом мы не раз убеждались. Санитарно-защитная зона у предприятия есть, и довольно значительная, и это гарантия нашей безопасности».

Претензии экологов

Эколог, член Общественной палаты Ольга Пицунова в свою очередь предположила, что компания торопится построить завод, так как в ближайшее время вступят в силу нормы, предписывающие обязательно направлять подобные проекты на госэкспертизу. Кроме того, общественница пожаловалась на отсутствие информации о проекте и каких-либо данных об экологической безопасности производства из независимых источников. «Если бы мы это все услышали в 2012 году, а еще посмотрели документы для того, чтобы просто услышать дифирамбы. Сейчас мы их слушаем, не имея на руках ни одной бумажки», – сказала общественница.

Генеральный директор «СНФ Флопам» Рески Буэрауа ответил, что компания строго соблюдает российские законы. Проект завода прошел экологическую экспертизу, и менеджер пообещал показать ее заключение общественникам. Кроме того, он напомнил, что вопрос строительства завода обсуждался на трех публичных слушаниях, которые могли посетить все желающие.

Пицунова парировала, что эти слушания проходили в узком кругу, широко о них не объявлялось, экологи на них не приглашались. Действительно, одно из последних мероприятий, на котором должны были обсудить изменение назначения земли под будущим заводом, в июне этого года прошло в присутствии 36 человек (предположительно клакеров), которые не задавали вопросов, единогласно подняли руки «за» и только шутили на выходе, что теперь «отравы будет еще больше».

«Да и будь производство неопасным, зачем тогда менять категорию земель с третьего класса опасности на первый? Причем смена категории была сделана второпях, без каких-либо предъявленных депутатам серьезных расчетов», – ранее рассуждал в группе «Говорит Саратов» в Facebook эколог Николай Якушев.

Не получили экологи однозначного ответа по поводу отходов производства, кто и в каком количестве их будет утилизировать. Опасения особенно сильны из-за того, что в октябре УФСБ уже пресекло сброс отходов одного из предприятий на территории «Оргсинтеза» – «Композит-Волокно» – в городской коллектор.

Активистов волновали и в целом вопросы экологической безопасности всего химического комплекса «Оргсинтеза». Согласно официальному ответу, полученному журналистами из территориального органа Росприроднадзора, контроль за содержанием НАК в воздухе города не ведется. У населения нет никаких способов контролировать влияние предприятия на экологию. Прежде чем строить новый завод, стоило бы разобраться с этим вопросом, говорили активисты.

«Лукойл» пока воздерживается от участия в дискуссии и не комментирует рассуждения общественников и журналистов. «ФедералПресс» направил в компанию запрос по теме экологии.

Фото: Евгений Трухачев

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.