Знаменательной датой украшена уходящая неделя. Россия отметила 25-летие Конституции. Вопреки ожиданиям многих любителей политической конспирологии, глава государства не предложил вносить изменения в основной закон страны. Зато он встретился с молодыми участниками форума профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» и рассказал о том, как стать президентом. Также на этой неделе Путин провел первую встречу с новым составом Совета по правам человека (СПЧ). Обсуждаем главные смыслы недели с ведущими политологами страны.
Декорация или необходимая структура
На уходящей неделе прошла первая встреча нового состава СПЧ при президенте с Владимиром Путиным. Пока создается впечатление, что стороны притираются друг к другу, так как вопросы, поднятые в ходе разговора, не впечатлили экспертов. Мало говорили о социальной проблематике, речь шла в основном об амнистии, пытках в тюрьмах, правах россиян за рубежом. Не сказать, что новый состав уж сильно изменился. Примечательно, что туда вошли общественный деятель Александр Осмолов и политолог Екатерина Шульман. За все время существования СПЧ совет так и не стал структурой, напрямую влияющей на принятие политических решений государством. Возникает вопрос – какие главные задачи сегодня стоят перед СПЧ и нужен ли он вообще?
Комментирует политический консультант Игорь Минтусов:
«Я считаю, что СПЧ, несмотря на всю критику, выполняет важную функцию. Там находятся несколько приличных людей, в том числе и руководитель этой структуры. Это те люди, которые озвучивают очень важные темы. Принимают ли решения органы власть после рекомендаций СПЧ или нет – это другой вопрос. Но представители этой структуры озвучивают эти проблемы. Эта площадка выполняет полезную функцию. Сам факт, что есть такая площадка, на которую должен ходить президент и слушать этих людей, очень важен. Я оцениваю СПЧ позитивно».
Комментирует директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин:
«Дело в том, что СПЧ встроен в уходящую российскую политсистему, ту которая существует последние 15 лет. В ближайшие 2-3 года ей необходимо будет трансформироваться. СПЧ, несмотря на свой оппозиционный статус, встроился в эту уходящую политсистему. Политсистема не хочет конструктивно реагировать на изменения общественного запроса. СПЧ тоже устроился в эту систему и выполнял две функции. Одна декоративная. Другая – функция крайней, но системной оппозиции либерального толка. Власть демонстрировала, что у нее не только карманная оппозиция, но и такая с зубами, которая на Западе пользуется популярностью. Члены СПЧ могли использовать свой статус, чтобы продвигать интересы узкого круга либеральной тусовки. Вопросы, которые они поднимали, носили не социальный характер, а политический. А у населения вызрел запрос на социальную проблематику. У людей есть запрос на диалоговый режим общения с властью. СПЧ может найти новую нишу в виде посредника и медиатора. Если СПЧ будет доносить не только точку зрения либеральных кругов, а проблемы жителей глубинки, то он сможет сохраниться. А если нет, то он уйдет как институт».
Осталась неизменной...пока
Россия отметила 25-летию Конституции. Нельзя сказать, что отметила с размахом, да и дата не предполагает выходного для работающих россиян. Но интерес к ней был высок, так как уже несколько месяцев многие политики и политологи обсуждают слухи о возможной конституционной реформе или хотя бы небольших изменения в главный документ страны. Эта тема интересна в контексте транзита власти во время последнего президентского срока Владимира Путина. Но глава государства пока на подобные шаги не решился. Многие эксперты убеждены, что менять Конституцию на стыке политических фаз придется. Но какими будут изменения и принесут ли они пользу россиянам?
Комментирует политтехнолог Андрей Колядин:
«Всегда будут люди, которые ради своих интересов захотят изменить основной закон и сделать так, чтобы у них было всё, а у остальных ничего или немного поменьше. Поэтому к теме возврата и изменения Конституции рано или поздно государство будет приходить. Здоровое государство находит способы, чтобы не менять Конституцию в угоду тому или иному политическому лидеры, изначально создавать ее так, чтобы она отражала интересы народа. Здоровое государство соблюдает Конституцию, не нарушая ее законы. К большому сожалению, у нас есть проблемы по всем пунктам, которые я оговорил, особенно по последнему. Поэтому наверное не Конституцию менять надо, а отношение, убеждения, воспитание людей, которые имеют некие коммуникативные отношения с Конституцией и не следуют ее положениям или считают, что она создана для других.
Что касается неких изменений, будь то политической строй, уклад, то такие коррективы вносятся небольшими поправками. Но это должно происходить с обсуждением народа».
Комментирует политолог Аббас Галлямов:
«Нужно переходить от президентской формы правления к парламентской. Переход поможет нащупать компромисс между сторонниками Кремля и его противниками. Он обеспечит мягкий и максимально бесконфликтный транзит власти в 2024 году и большую инклюзивность режима, который придёт на смену нынешнему».
Президентская профориентация
В Ярославле прошел форум профессиональной навигации «Проектория». Владимир Путин провел для молодых ребят открытый урок «Направления прорыва», где рассказал о важности ранней профориентации, о качествах необходимых для работы президентом, о работе в бизнесе не ради денег, а ради более высших целей. Вообще в последнее время все чаще проходят крупные форумы с участием старшеклассников и студентов, к которым приковано пристальное внимание Кремля и президента. Интересно, что самые активные попытки выстроить диалог власти с молодежью приходятся на четвертый срок Владимира Путина. С чем это связано?
Комментирует политолог Анна Федорова:
«На самом деле тема работы с будущим в широком смысле для Путина была актуальна всегда. Он всегда об этом говорил. Просто в последнее время вся система работа с талантами, молодыми людьми приобретает системный вид, стройность. Проектов подобных много. Задумка в том, чтобы выстроить целостную работу с талантливыми людьми, которые хотят работать. Система просто сейчас складывается и возникает ощущение, что об этом всем из каждого угла говорится. Так и должно быть на самом деле. Это одна из принципиально важных вещей для государства и общества. Без системной работы с талантливой молодежью у страны не может быть будущего».
Комментирует директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин:
«Пока это скорее борьба с условным Навальным. Молодежь наша демонстрирует все большую политическую активность. Эта активность на последних выборах была гораздо выше, чем на предыдущих электоральных циклах. Политическая активность молодежи растет, потому что растут запросы более старших групп населения, а молодежь это чувствует и это недовольство на нее транслируется. С другой стороны, все больше закрываются каналы вертикальной и социальной мобильности. Молодежи все труднее делать успешную карьеру. Власть с помощью подобных конкурсов пытается имитировать наличие каналов социальной мобильности, удоволетворить соответствующий запрос молодежи и отвести его от привилегированных профессий. Настоятельно доносится мысль, что можно быть успешным, работая медсестрой, токарем, волонтером, и не надо при этом целиться на должности в «Газпроме» и других сырьевых компаниях или силовых структурах. Это попытка сместить акценты: «Ребята, самые сладкие места распределены, а вы давайте работайте там, где денег немного, зато это очень престижно».
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»