Общество
Общество
Пермский край
0

«В ручном режиме». Мусорный апокалипсис прошел мимо Прикамья

Мусор увозили в штатном режиме
Мусор увозили в штатном режиме

С 1 января в Пермском крае сбор и утилизация твердых коммунальных отходов (ТКО) перешли в статус коммунальной услуги. Предстоящая смена правил и передача полномочий от одних организаций другим породила волну слухов и прогнозов о мусорном коллапсе по аналогии с регионами, где это превратилось в значимую проблему. «ФедералПресс» разбирался, как получилось на самом деле.

Смена статуса

В соответствии с федеральным законодательством с начала 2019 года услуга по сбору и переработке ТКО перешла из разряда жилищной в статус коммунальной. Эту историю обосновывали в том числе необходимостью сменить непрозрачную модель оборота ТКО на ту, которая не будет генерировать столь раздражающие людей несанкционированные свалки мусора.

В ноябре прошлого года прикамским оператором, обеспечивающим сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение бытового мусора, стало ПКГУП «Теплоэнерго». Региональный оператор в свою очередь объявил торги по одиннадцати лотам на 2,2 млрд рублей. Девять подрядчиков уже отобраны, в двух территориях заключены временные контракты. Из двухсот участников рынка сохранились одиннадцать организаций, максимально отвечающих новым повышенным требованиям.

Цена вопроса

В прикамском министерстве тарифного регулирования и энергетики рассказали, что в регионе был установлен один из самых низких тарифов на вывоз ТКО в Приволжском федеральном округе. Рост тарифа был сдержан за счет его дифференциации для ИЖС и МКД (многоквартирных домов). Ежемесячная плата для жителей будет определяться утвержденными краевой РСТ нормативами накопления мусора в 10,6 кг/год для МКД и 224 кг/год на одного проживающего в своем доме. Например, при площади квартиры 50 кв. метров сумма ежемесячного платежа составит порядка 169 рублей. В частном секторе ежемесячный платеж с одного проживающего составит около 71 рубля.

Жители и раньше платили за вывоз мусора в составе содержания жилого фонда. При этом УК и ТСЖ зачастую оплачивали эту услугу по остаточному принципу, формируя задолженности и провоцируя задержки с вывозом мусора. В Министерстве тарифного регулирования отметили, что для прикамцев новогоднее увеличение коммунальных платежей не превысит 4 %. Решено, что в качестве меры социальной поддержки домовладение в ИЖС будет получать счета на оплату вывоза мусора максимум на двух человек, что ограничивает ежемесячные расходы суммой в 143 рубля.

Переходный период

Мусорные свалки в прошлом году превратились в части регионов в значимый фактор внутренней политики. Вот и в Прикамье звучали апокалиптические прогнозы с описаниями мусорного коллапса. Неудивительно, что губернатор Максим Решетников в ноябре и декабре дважды начинал свои пресс-конференции в «Инстаграме» именно с вопроса новых правил оборота ТКО. Глава региона четко дал понять, что непростой переходный период, накладывающийся на новогодние праздники, будет пройден в ручном режиме, а сформированные при прежнем губернаторе Басаргине болевые точки, как, например, мусорный полигон в Чернушке, будут пересмотрены.

«Мы входим в реформу максимально собранными и внимательными. Учли опыт других субъектов, риски и необходимость обезопасить жителей от перебоя коммунальных услуг», – утверждал осенью губернатор. Власти, признавая, что при глобальной смене системы сбои неизбежны, для их оперативного решения создали специальный штаб, отменили новогодние отпуска и выходные у всех ответственных сотрудников, а в «Теплоэнерго» и районных администрациях краевой столицы организовали горячие линии, на которые можно было сделать заявления о проблемах с вывозом ТКО. За восемь дней поступило 752 звонка на горячую линию «Теплоэнерго» и муниципалитетов. Основная часть обращений пришлась на краевую столицу.

В ручном режиме

Первую из девяти инспекционных поездок провел 3 января глава Перми Дмитрий Самойлов. Он оценил обстановку с вывозом мусора как штатную, без системных сбоев. Вместе с тем неудовлетворительной была признана обстановка в микрорайонах Крохалева и Октябрьский, где зафиксированы переполненные контейнеры и складирование мусора. Ситуацию исправили в течение суток.

В ходе инспекции, проведенной 6 января региональным оператором «Теплоэнерго», была обнаружена еще одна проблемная точка – в микрорайоне Грибоедовский. Замдиректора ПКГУП «Теплоэнерго» Андрей Красников объяснил это особенностями проезда на территорию.

«Управляющая организация не предоставила доступ к контейнерам на мусорных площадках. Территория заставлена личными автомобилями, поэтому спецтранспорту было проблематично проехать к бакам, – рассказал Красников. – Такие вопросы решаются в ручном режиме, региональный оператор отдельно договаривается с управляющей компанией и перевозчиком на дополнительный рейс, к вечеру подобные ситуации устраняются».

В связи с этим глава Мотовилихинского района Александр Хаткевич пообещал провести встречу с председателями ТСЖ в районе Грибоедовского и вместе с ними решить вопрос доступности мусорных баков для подрядчиков.

Вывезли все

Подводя итоги работы в период с первого по восьмое января, «Теплоэнерго» заявило о вывозе 7 тыс. тонн ТКО – всех ста процентов бытового мусора в регионе. «Мы установили усиленный режим в праздники. Если в предыдущие годы мусор мог копиться неделями, то в 2019 году время реагирования составило всего шесть часов», – рассказал и. о. директора ПКГУП «Теплоэнерго» Алик Башаев.

«Никаких изменений в графике вывоза мусора мы не заметили. Мусоровозки приезжали ежедневно в обозначенное время, фиксируя свою работу фотографиями», – подтвердил отчет «Теплоэнерго» председатель ТСЖ «Ивановская, 14а» Илья Патласов.

«Третье января – единственный день, когда у нас произошло переполнение контейнеров, но уже четвертого числа это было оперативно устранено. В целом праздничные дни с точки зрения вывоза мусора прошли неплохо», – рассказал председатель ТСЖ «Макаренко, 18» Сергей Патраков.

В «Теплоэнерго» согласились с тем, что ситуация нормализовалась к 3 января. После этого дня количество жалоб сократилось, а повторные обращения составили всего 4 % от числа всех звонков на горячую линию оператора. В большинстве случаев проблемы были вызваны тем, что подрядчик не мог добраться до мусорных баков во дворах из-за личного автотранспорта. Кроме того, не раз пришлось актуализировать точные адреса контейнерных площадок, находящихся в ведении управляющих компаний. Там, где УК не занимались их содержанием, эти непрофильные функции брал на себя подрядчик, чтобы не допустить захламленности территории и создания антисанитарных условий. Сейчас такими горе-управляйками займутся местные власти и надзорные органы.

Фото: ФедералПресс / Елена Мицих

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1