В России главы регионов все чаще стали ходить в народ по «цифровой дорожке». Всего за месяц губернатор Алтайского края Виктор Томенко собрал в своем аккаунте в Instagram 14 тысяч подписчиков. Как власти используют этот канал коммуникации с обществом и почему соцсети лучше вести лично, а не доверять пресс-службе, в материале «ФедералПресс».
Вынужденная открытость
После расширенного заседания президиума Государственного совета, которое прошло 23 ноября 2018 года, президент России Владимир Путин утвердил перечень показателей для оценки эффективности губернаторов. Первым номером в списке из пятнадцати пунктов – уровень доверия главе государства и руководителям регионов. Один из инструментов повышения этого критерия – информационная открытость.
Чтобы не проваливаться в рейтингах, губернаторы вынуждены «становиться открытыми», убеждена доктор политических наук Ярослава Шашкова. «Эта позиция – одна из важнейших при оценке деятельности глав регионов, в частности, прокремлевскими фондами, на которые ориентируется администрация президента. А для открытости необходимо наличие информационных ресурсов», – отметила Шашкова.
Относительно новым по историческим меркам каналом взаимодействия государства с гражданами являются социальные сети. По мнению сибирского политолога Василия Дамова, полностью контролировать эту часть интернета не получается, поэтому работать в соцсетях чиновникам приходится по принципу «если хочешь избежать революции – возглавь ее».
«Власть уже сделала российские площадки лояльными, теперь она пытается работать с аудиторией. Получается сложно: «залить деньгами», как в случае со СМИ, не представляется возможным, а работать точечно власть или не умеет, или не хочет, или и то и другое. При этом в рекомендации всех специалистов по соцмедиа, которые говорят «просто начните разговаривать с людьми», власть верить не хочет. Разговаривать с людьми? Убеждать их в чем-то? Глупость какая, мы тут власть или кто? В итоге, как я все время говорю, власть пытается работать с соцсетями как с телевизором и каждый раз искренне удивляется, почему у нее это не получается», – высказался Дамов.
Оперативность ведет к фурору
Правильная работа чиновников в соцсетях заключается в тонком учете контекста этой свободной от официоза среды. В ней люди следят за интересными личностями, а официальные новости читают на специализированных сайтах, убежден арт-директор и партнер брендингового агентства Punk You Brands Данил Снитко.
«С этой позиции правильнее строить контент-план и стиль изложения менее официально, добавлять больше личных мыслей, иногда удивлять, иногда подкидывать повод посмеяться – но ни в коем случае не превращать свой личный аккаунт в еще один канал сухого официоза», – поделился мыслями Снитко.
Аккаунт в соцсетях – это, безусловно, отражение личности, в этом смысле он не может не быть интересным для аудитории, акцентировал внимание гендиректор performance-агентства KINETICA Алексей Самойлов. Впрочем, добавил эксперт, стоит учитывать, какая аудитория полезна и для каких целей. Для политиков, например, важно мнение начальства и электората.
«От чиновника любого ранга мы ждем проактивной позиции и помощи по любым, в том числе локальным, вопросам. Поэтому пост про посещение нового кабинета в больнице или про помощь одинокой пенсионерке будет воспринят подписчиками позитивно: да, вот так и нужно вникать в каждую мелочь! А оперативные ответы на вопросы комментаторов вообще создадут фурор: какой неравнодушный человек, найдет время на каждого!» – уточнил Самойлов.
«Зимин не давал фидбэка»
В сибирских регионах власть работает в социальных сетях с разной степенью успешности. Примеры на обоих «полюсах эффективности», по мнению Дамова, можно найти в Хакасии. Кейс, близкий к идеальному, – аккаунт в Instagram Михаила Развожаева в его бытность врио главы республики.
«За полтора месяца Развожаев превратил аккаунт в реальный инструмент работы с общественным мнением. Причем ему самому это, по всей видимости, не доставляло излишних неудобств: его команда рассказывала, как он сам ночью читал комментарии, отвечал на них и тут же, ночью, раздавал поручения членам правительства, что и как нужно делать по итогам этих диалогов. Плохой кейс – Хакасия и Зимин. Абсолютно чиновничий язык, никакого личного фидбэка, никакой вовлеченности главы в эту работу. Соцсети, которые «потому что должны быть». Результат мы все видели», – напомнил Дамов.
С этой стороны оценивать работу руководителя Алтайского края Виктора Томенко пока рано – до недавнего времени он не присутствовал в социальных сетях. Однако, став губернатором, у Томенко появилась потребность и в таком виде обратной связи, сообщил начальник департамента администрации губернатора и правительства региона по информационной политике Дмитрий Негреев. Аккаунт в Instagram Томенко завел в середине декабря 2018 года. Сейчас у него уже больше 14 тысяч подписчиков.
«Губернатор ведет Instagram сам, поэтому постов у него не очень много. Он считает, что лучше делать нечастые интересные посты самому, чем поручать ведение аккаунта помощникам, которые будут выставлять по несколько постов в день. Комментарии в постах – дополнительный источник информации. По некоторым из них, содержащим серьезные конкретные вопросы, губернатор дает задания министерствам и управлениям», – объяснил принцип работы губернатора в соцсетях Негреев.
«Нытикам отвечают резко»
Заниматься социальными сетями самому или поручить это дело преcс-службе – вопрос дискуссионный. Здесь есть и свои плюсы, и свои минусы. Вариант с помощниками проще, для него нужно меньше времени и усилий. Но в таком случае это будет уже не личный аккаунт, а ширма – «фальшивая попытка сыграть в открытость», считает директор студии интернет-решений «Сибирикс» Владимир Завертайлов.
«Вариант самостоятельного ведения аккаунта крупным политиком тоже не без сложностей. Всегда найдутся недовольные граждане или тролли, на которых нужно будет реагировать в публичном поле. Это трудозатратно, портит настроение, отвлекает от важного. Руководители, находящиеся в режиме цейтнота, вряд ли будут сюсюкаться с нытиками. Могут ответить резко. И получить еще больше обиженных. А это вредно для имиджа и для дела», – оценил риски Завертайлов.
В качестве удачного примера поведения политика в соцсетях можно привести твиттер президента США Дональда Трампа. Сам ли он пишет твиты, достоверно неизвестно, но очень похоже, что сам, предполагает Снитко и высказывает мнение, что аккаунт целиком отражает образ Трампа как личности: противоречивой, эксцентричной, резкой, но в то же время с чувством юмора и мгновенной реакцией на какие-то события.
«В конечном счете каждый политик или его имидж-консультант выбирает для себя стратегию поведения и то, чего должно быть больше – сухих сводок или личностных измышлений. Но я бы все же при выстраивании работы в соцсетях держал в уме факт, что это не трибуна на официальном мероприятии. Тогда все будет органично и к месту», – резюмировал Снитко.
Фото: altairegion22.ru