Из года в год с сентября по май дальневосточники обсуждают одну тему – билеты в Москву. Поводов несколько: начали продажу субсидированных билетов, закончили продажу субсидированных билетов, 110-му человеку в очереди не удалось поместиться внутри здания касс «Аэрофлота». Почему билет с Дальнего Востока на запад России стоит столько и как можно упростить жизнь каждому из нас – в материале «ФедералПресс».
Кто не успел, тот улетел дороже
Сейчас все авиабилеты с Дальнего Востока в Москву делятся на три категории: льготные для тех, кому «повезло» быть молодежью, пенсионером, инвалидом или многодетным родителем; плоские – для тех, кто готов жертвовать любым комфортом; и остальные – для «богачей».
Разброс по ценам солидный. Если льготники могут улететь из Владивостока в Москву за 7500 рублей, то тем, кто летит по плоскому, самому дешевому из возможных, тарифу, придется отдать минимум 11 тысяч. Для шикующих ценник начинается от 30 тысяч рублей.
Надо ли говорить о том, что скидка в три с половиной тысячи рублей в каждую сторону существенна для большинства людей? Поэтому объявления о начале продаж субсидированных билетов ждут как новости о том, что начали продавать чешскую мебель в СССР. Очереди размера и масштаба тех, советских, времен собираются моментально. На этот раз деньги закончились через неделю после старта продаж. Люди занимали места в очереди к кассам «Аэрофлота» за несколько часов до открытия. За один день купить билет удавалось не каждому желающему.
Сейчас Дальний Восток и все, кто распланировал свою жизнь на год вперед, замерли в ожидании: Минтранс запросил несколько дополнительных миллиардов для того, чтобы продолжить продажу дешевых билетов.
Равнение на МРОТ
Вместе с радостью от покупки долгожданного билета каждый, кто хоть раз покупал субсидированный билет в кассе, получал испорченное настроение и кучу вопросов. Например – почему так дорого? Или – неужели нельзя сделать продажу билетов удобнее для людей? «ФедералПресс» задал эти вопросы экспертам, которые высказали свое мнение насчет билетной темы.
По мнению президента Лиги финансовых институтов Александра Ивашкина, цены на билеты даже по плоским тарифам очень высокие:
«По моему мнению, с учетом средней зарплаты и потребительской корзины в регионе цена авиабилета в Москву не должна превышать одного МРОТ. В Приморье величина МРОТ на сегодня составляет 11 280 рублей. Вразумительного ответа на вопрос, из чего складывается цена билетов в «Аэрофлоте», нет, так как понятие «себестоимость» – это корпоративный секрет любой компании и тайна за семью печатями, что вполне справедливо».
Финансист также отметил, что на сегодняшний день «Аэрофлот» – единственная авиакомпания, которая выполняет рейсы между Владивостоком и Москвой по субсидированным тарифам.
«Пользуясь своей «привилегией» монополиста за 4 дня (с 12 по 16 января) авиакомпания смогла освоить 2,8 млрд рублей, выделенных ей на субсидирование полетов с Дальнего Востока. А если ко всему этому «освоению» прибавить бардак с очередями за покупками тех самых билетов (и это в век интернета), то эмоций у моих земляков-дальневосточников, желающих полетать по льготе, всегда будет предостаточно!» – отметил Александр Ивашкин.
По мнению общественного деятеля, первого секретаря Владивостокского отделения КПРФ и депутата Законодательного собрания Приморского края Артема Самсонова, вопрос о том, можно ли назвать билеты по 11 тысяч рублей дешевыми в условиях сегодняшней экономической ситуации, вообще не должен так стоять.
«Здесь неприменимо понятие «современные реалии». В 2013 году я покупал билеты за 11000 рублей без проблем. Можно было поймать момент и купить билеты и за 7000 рублей (Владивосток – Москва – Владивосток), но тогда на Дальний Восток летало три компании. Основная причина роста стоимости – отсутствие конкуренции», – считает политик.
Дайте компаниям конкуренцию
Разумеется, у политика и финансиста, которые обсуждали с «ФедералПресс» проблему билетов на самолет с Дальнего Востока и обратно, есть свои мысли, как улучшить ситуацию.
«Вы спрашиваете, как эта процедура могла бы быть удобной для дальневосточной категории льготников? У каждого человека есть единый документ – «паспорт» называется. В паспорте указано, сколько человеку лет, вот и все. Вбиваете данные из паспорта и покупаете билет на сайте перевозчика, да через те же «Госуслуги». В конце концов, в эту схему можно включить и Фонд социального страхования, который является специализированным финансово-кредитным учреждением при правительстве Российской Федерации и в задачу которого входит обеспечение гарантированных государством пособий, льгот, преференций», – объяснил Александр Ивашкин.
Как отметил эксперт, на всем Дальнем Востоке живет не так много людей, всего восемь миллионов с учетом Забайкальского края и Бурятии. В существующей сейчас так называемой «дотационной» схеме покупки льготных билетов всегда будут проблемы: кому-то не хватит авиабилетов, кто-то не успеет их купить или просто, как сейчас: дотация кончилась не вовремя.
«Кроме того, предугадывать на полгода вперед, что ты полетишь в Москву или еще куда-то такого-то числа, очень сложно, это и жизненные планы, и каникулы домочадцев. Да мало ли! На мой взгляд, было бы эффективнее и справедливее давать возможность каждому «льготному» дальневосточнику раз в год летать на запад и обратно по сниженной цене. И все вопросы отношений государства и авиакомпании нас касаться не должны. Надо просто кому-то захотеть», – резюмировал Александр Ивашкин.
Помогайте людям, а не авиакомпаниям
По мнению Артема Самсонова, в России необходимо полностью пересмотреть систему субсидирования авиаперевозок. Как минимум сделать покупку билетов на самолеты для льготников похожей на систему покупки путевок в лагеря или на поезд: люди покупают билет на нужный рейс, платят всю сумму. После государство возвращает часть денег: в случае с покупкой билетов Владивосток – Москва – Владивосток эта сумма должна быть минимум семь тысяч рублей.
«Субсидировать надо именно граждан, а не авиакомпании. И дополнительно в государстве должны работать антимонопольные механизмы. Нельзя, что бы из столицы Дальнего Востока в Москву летали самолеты только одной авиакомпании. Необходимо создать условия для прихода на рынок других компаний. У меня же складывается впечатление, что сейчас, наоборот, создаются условия, чтобы на этих линиях остался только один крупный игрок», – отметил депутат.
Фото: pixabay.com, ФедералПресс / Елена Майорова