Политическая повестка кипит на радость аналитикам. На уходящей неделе в Кремле состоялись переговоры президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, которые не поставили точку в проблеме Курильских островов. В это время Госдума приняла в первом чтении законопроекты о защите основ государственности, символа страны, органов госвласти от публичных оскорблений, пошлости и уничижения, а также законопроект о фейковых новостях. Документы уже стали резонансным, однако большинство депутатов Госдумы дали ему зеленый свет. Депутаты же региональных заксобраний устроили настоящий флешмоб. Они просят федеральный центр вслед за Чечней простить их субъектам долги по газу. Разбираем главные смыслы недели с ведущими политологами страны.
Решения пока нет
Внимание мировой общественности было приковано ко встрече президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Ожидалось, что в вопросе статуса Курильских остров появится какая-то ясность. Но этого не произошло. Путин по итогам встречи заявил, что обе страны продолжают активно развивать экономические отношения, а курильская проблема должна обсуждаться с гражданами России и Японии. Очевидно, что главам государств предстоит еще не один раунд переговоров, и вся эта история может затянуться надолго. Какой главный вывод можно сделать по итогам переговоров и есть ли объективный выход из сложившейся ситуации?
Комментирует дипломат Николай Платошкин:
«Для меня главное, что в заявлении Путина другим вопросам, не касающимся мирного договора, было посвящено 7/8 выступления. Вопрос мирного договора был в самом конце. Поверьте мне как дипломату – это многое значит. Ключевая фраза, которая меня успокоила, заключается в том, что любое решение проблем с Японией должно быть поддержано общественностью обеих стран. Насчет мнения общественности у меня сомнений нет. Оно было четко проявлено в эти январские праздники – никакой передачи островов ни в каком виде быть не может. Если японцы будут продолжать на этом всем настаивать, то я могу сказать, что с 1960 по 1991 годы Советский Союз не вел с ними никаких переговоров по этому вопросу. Отношениям и торговле это никак не мешало. Я драматизма вокруг этой ситуации не понимаю. С Германией мирный договор так и не заключен. И что? Вы чувствуете какой-то тупик, из которого надо войти?».
Комментирует политолог Сергей Марков:
«Мне представляется, что, возможно, будет опубликована дорожная карта решения конфликта. Она будет включать в себя несколько вещей. Первое – она будет действовать, если будет поддержана общественным мнением России и Японии. Второе – Япония признает итоги Второй мировой войны в полном объеме, включая суверенитет России над всеми четырьмя островами гряды. Третье – Япония откажется от претензий на Кунашир и Итуруп. Что касается Хамомаи и Шикотона, то Россия передает Японии часть суверенитета над этими островами. Будут искаться конкретные формулы, но я бы сказал так – 70% суверенитета Японии, 30% – российского. Там может быть размещена российская военная база. Этот договор включает в себя неразмещение никаких других военных объектов или полную демилитаризацию этих островов.
России очень важно, чтобы не было полного суверенитета Японии над территориальными водами вокруг этих островов. Возможно, эти воды будут признаны совместными».
Первый фильтр пройден
Госдума в первом чтении приняла законопроекты о защите основ государственности и фейковых новостях. Документы за авторством сенатора Клишаса уже получили статус скандальных и ожидаемо вызвали обостренные дискуссии среди депутатов. Но подавляющая часть из них считает, что нормы, действующие «оффлайн», должны также работать и в сети. При этом речь не идет о запрете критики органов власти в интернете. Законодатели отмечают, что предлагаемые нормы гораздо мягче аналогичных в Европе, где за оскорбительные высказывания, направленные против символов государства и органов власти, могут посадить в тюрьму. Эксперты уверены, что законопроекты еще подвергнутся изменениям в ходе последующих чтений, потому что пока они содержат много субъективистики.
Комментирует политтехнолог Дмитрий Фетисов:
«Поправки могут быть, и могут быть достаточно серьезными. Текущий созыв Госдумы внимательно относится к законопроектам, которые имеют статус скандальных. Будет еще какая-то дискуссия вокруг документа. При этом видно, что законопроект проходил достаточно тяжело. Самого Клишаса не было в Госдуме. Говорить об оценке законопроекта сложно сейчас. Он пока неоднозначный.
C юридической точки зрения ни о чем не говорит то, что Госдума приняла законопроект в первом чтении. Лично я думаю, что будут внесены существенные изменения».
Комментирует политтехнолог Алексей Куртов:
«Не очень понятно, кто будет оценивать информацию. Когда у нас министр здравоохранения или вице-премьер выступает и говорит, что у нас в медицине выросли зарплаты, то медики могу встать и сказать: «Это неправда, это фейковая новость, за которую нужно наказывать». Кто будет разбираться в таких вещах, когда правда не всегда очевидна? В СМИ правда ищется путем сопоставления разных мнений. Если я считаю, что определенный чиновник не чист на руку, то почему бы мне об этом не сказать? Если это мнение будет считаться позорящим достоинство власти, то это будет печально и грустно. Я считаю, что этот закон не продуман».
Цепная реакция
После того, как суд удовлетворил иск Чеченской республики к «Газпрому» о списании долгов за газ в размере около 10 млрд рублей, в остальных регионах России «участи» Чечни позавидовали. Депутаты из законодательных собраний Чувашии, Башкирии, Красноярска, Астраханской, Самарской, Ростовской, Курской, Свердловской и Смоленской областей также стали предлагать рассмотреть вопрос о списании коммунальных долгов в их регионах. Некоторые эксперты увидели в этом демарш губернаторов, которые устами депутатов выражают свое недовольство особым статусом Чечни. Насколько эта цепная реакция опасна для федерального центра? Или же это просто попытка местных депутатов пропиариться?
Комментирует политтехнолог Алексей Куртов:
«Я не думаю, что это – демарш со стороны регионов. Мне кажется, что это – забавы местных депутатов. Главы регионов прекрасно представляют себе правила игры, по которым чеченцы могут списывать такие вещи, а смоляне нет. Возмущаться открыто или закрыто они не будут, потому что они знают, каким образом принимаются эти решения. А депутатский корпус привлекает к себе внимание на такой неоднозначной информации».
Комментирует политтехнолог Андрей Колядин
«Ситуация очень простая. Дело в том, что такие варианты решения своих экономических проблем очень внимательно оцениваются на уровне правительства и администрации президента. Люди, работающие в этих структурах, стараются активно включаться в такие проекты, чтобы это не вызвало цепную реакцию и не развалило ЖКХ страны в целом. Нельзя в нашей стране в отдельном регионе повысить в два раза пенсии или увеличить зарплату бюджетникам. Все это регулируется федеральным законодательством. То, что это было инициировано в Чечне, показывает, что люди, инициировавшие судебное решение, не подумали и не увидели возможных последствий. Эти последствия мгновенно нашли отражение в публичной плоскости, потому что люди со всех территорий тоже стали требовать списания долгов. Если списания долгов пойдут по всей стране, то люди просто перестанут платить за ЖКХ. Я не могу сказать, что у нас очень справедливая система обложения выплатами за ЖКХ, но это не значит, что не нужно платить за газ, воду и свет».
Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»