«Курганмашзавод» пытается вернуть себе репутацию надежного партнера. На фоне многочисленных судебных разбирательств, форс-мажора прошлого года и проблем с кадрами предприятие заявило о кардинальных переменах. Сможет ли «Курганмашзавод» выйти из крутого пике – в материале «ФедералПресс».
«Много лет заводом никто не занимался»
«Курганмашзавод» пытается выбраться из глубокого кризиса, в котором очутился в предыдущие годы, находившись в составе концерна «Тракторные заводы». В рядах концерна завод находился с 2005 года до середины 2018 года. За 13 лет коллектив предприятия сократился почти на две трети, а сам завод оказался на грани банкротства. К примеру, по данным бухгалтерской отчетности, которая приводится на сайте завода, убыток 2017 года превысил убытки 2016 года в 30 раз и составил 108 млрд рублей.
«Много лет заводом никто не занимался. Это привело к развалу, – вспоминает руководитель экспертного совета при «Курганмашзаводе» Валентина Балахнина. – Мы не могли делать заказы, у нас были проблемы с комплектующими. Все 13 лет новое оборудование практически не закупалось».
С 15 июня прошлого года в ОАО «Курганмашзавод» сменилась управляющая компания, ею стало АО «РТ-Курганмашзавод» госкорпорации «Ростех». Именно новому собственнику завода и придется решать накопленные прошлыми хозяевами проблемы.
На предприятии заявляют: с приходом нового владельца началась реализация сценария оздоровления предприятия. «Выделенные ГК «Ростех» средства позволили наладить операционную деятельность. Сегодня обеспечена ритмичная поставка необходимых для производства комплектующих и материалов, без задержек отчисляются налоги в бюджеты всех уровней, осуществляются платежи за потребленные энергоресурсы. За счет внешнего финансирования ГК «Ростех» и Рособоронэкспорта в текущем году в срок выполнен контракт с инозаказчиком, налажено сотрудничество с предприятиями-комплектаторами», – сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе завода.
Кроме того, «Курганмашзавод» заявил о выполнении обязательств в рамках гособоронзаказа 2018 года. По информации предприятия, Минобороны были отгружены все контрактные партии БМП-3 и БТР-МДМ. Однако без сложностей не обошлось: непростая ситуация возникла с исполнением контракта по поставкам БМД-4М из-за санкций европейских государств в отношении России.«Торгово-промышленная палата РФ признала эти обстоятельства форс-мажорными, поэтому к заводу не будут применяться штрафные санкции Министерства обороны РФ. Контракт на поставку БМД-4М продлен и будет выполнен в 2019 году с использованием импортозамещающей продукции российского производства. Часть машин отгружена уже в декабре», – сообщили в пресс-службе завода.
При этом, что касается гособоронзаказа текущего года, по информации предприятия, «Курганмашзаводу» обеспечена стабильная загрузка.
Диверсификация производства, поиск рынков сбыта и техперевооружение
Эксперты говорят, что все не так радужно, как выглядит на первый взгляд и как рапортуют на предприятии.
«Несколько лет назад заявлялось о загрузке КМЗ до 2020 года. Но в 2018 году заказов у завода хватило на 9 месяцев. Что будет в наступившем году? Трудно сказать, планы не разглашаются», – говорит исполнительный директор КРО «Российский союз промышленников и предпринимателей» Алексей Симанов.
«В последние несколько лет в отечественном оборонно-промышленном комплексе наглядно проявилась тенденция к снижению зависимости его предприятий от государственного заказа, поскольку он не всегда может обеспечить полную загрузку их мощностей и масштабное развитие. Неудивительно, что они стали браться за гражданские заказы, – констатировал промышленный эксперт Леонид Хазанов. – Например, недавно расположенная в Санкт-Петербурге «Северная верфь», специализирующаяся на строительстве военных кораблей, договорилась с группой «Норебо» о закладке 4 морозильных траулеров-процессоров. И на сегодняшний день портфель гражданских заказов «Северной верфи» включает в себя 14 рыболовных судов».
По всей вероятности, «узкие места» видят и на самом заводе. Там разработали и приступили к реализации Стратегии развития направления гражданской продукции и реконструировали сборочно-сдаточное производство. Отметим, что традиционно на предприятии развиваются два направления: быстроходные гусеничные машины и многофункциональные мини-погрузчики с бортовым поворотом. На «Курганмашзаводе» отмечают, что в 2019 году будет создан опытный образец универсального гусеничного шасси. Его разработкой уже занимаются.
Но есть еще одна сложность, с которой придется справиться новым собственникам завода на пути к светлому будущему, – рынки сбыта.
«В непростые для завода предыдущие годы рынки сбыта были потеряны. Сейчас, на мой взгляд, заводу нужны инновации, чтобы совершить прорыв», – рассказал «ФедералПресс» Алексей Симанов.
«Рынки сбыта, действительно, были утрачены», – подтверждает глава экспертного совета Валентина Балахнина.
«Курганмашзаводу» предстоит вернуться, точнее, активизировать деятельность по производству и продвижению гражданской продукции. Собственно, он и ранее занимался конверсией своей продуктовой линейки, но, скажем, сильным и заметным игроком на российском рынке автомобильных прицепов я бы его не назвал. Здесь до сих пор значительную роль играют иностранные бренды – Schmitz, Krone, Wielton, Kässbohrer и др. Поэтому, изготавливая автомобильные прицепы хорошего качества и с адекватной ценой, «Курганмашзавод» имеет возможности для увеличения своей доли на рынке. Производственная база у него есть», – прогнозирует Леонид Хазанов.
Новому руководству предприятия, помимо всего прочего, нужно решить и проблему неиспользуемых площадей и оборудования. «На охрану и содержание всего этого требуются немалые деньги», – отметил в беседе с «ФедералПресс» Алексей Симанов.
Долги в нагрузку
Нельзя списывать со счетов и то, что возродить производство на КМЗ пытаются на фоне многочисленных судебных разбирательств. Речь идет о долгах, доставшихся новому собственнику «в наследство» от старых владельцев.
К примеру, по данным Арбитражного суда Курганской области, еще в 2017 году госкорпорация «Банк Развития и Внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» просила признать КМЗ банкротом из-за долга в 68,5 млрд рублей. В октябре прошлого года между Внешэкономбанком и дочерней компанией «Курганмашзавода» – ООО «КТЗ» был заключен договор уступки прав кредитора. В январе этого года арбитраж рассмотрел ходатайство КТЗ о замене кредитора, оно было удовлетворено.
В ноябре прошлого года суд удовлетворил иск акционерного общества «Сбербанк Лизинг» с претензией на 67 млн рублей. 10 января текущего года ООО «ПромКомплектЦентр» подало иск в арбитражный суд с просьбой взыскать с КМЗ более 1 млн рублей. А 24 января зауральский арбитраж отказал требованиям Минского механического завода им. Вавилова – управляющей компании холдинга «БелОМО» (Белоруссия) по признанию «Курганмашзавода» несостоятельным. Истец предъявлял КМЗ в качестве долга более 200 млн рублей.
Кроме того, отложено на 13 февраля рассмотрение иска публичного акционерного общества специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы» о признании КМЗ несостоятельным. Истец просит признать обоснованной задолженность в размере 24 млн рублей.
«Хотя уровень долговой нагрузки у «Курганмашзавода» колоссальный, справиться с ней он может, правда, при помощи «Ростеха», прикладывающего большие усилия для сохранения предприятия. К тому же, в стабильности на «Курганмашзаводе» заинтересованы и федеральные органы власти, и администрация Курганской области – он продолжает оставаться стратегическим предприятием, и его банкротство и ликвидация нанесут ущерб национальной безопасности страны. Поэтому вся необходимая помощь по реструктуризации долгов ему будет предоставляться, – считает Леонид Хазанов. – Естественно, что и самому коллективу «Курганмашзавода» предстоит немало потрудиться для вывода его из кризиса».
Кадры решают всё?
Еще одна сложность – квалифицированные кадры. Впрочем, острый дефицит высококвалифицированных специалистов – трудность не только КМЗ, а всей промышленности региона.
Валентина Балахнина подтвердила, что кадровый вопрос – это действительно «узкое место». По ее словам, на завод приходят недостаточно подготовленные молодые специалисты, потому что в КГУ на технические специальности идут слабые школьники. Те, что посильнее, уходят обучаться иным профессиям, более популярным.
В регионе помнят времена, когда численность сотрудников на «Курганмашзаводе» превышала 13 тысяч человек, сегодня на предприятии работает 7,5 тысячи специалистов.
На самом предприятии при этом кадровый вопрос проблемой не считают. «С учетом естественного движения персонала – кто-то устраивается, кто-то увольняется – она находится примерно на одном уровне в последние два года. Увеличение штата предприятия в ближайшее время не планируется», – сообщили в пресс-службе предприятия.
О будущем можно спорить
Эксперты о перспективах завода во мнениях расходятся. Алексей Симанов в прогнозах сдержан: «У завода есть потенциал – те мощности и те специалисты, что уже имеются. Но КМЗ, прежде всего, нужны новые идеи. Они необходимы, чтобы выполнить указ президента о доведении доли гражданской продукции до 50 %. Имея такие идеи, предприятие могло бы целенаправленно обновлять оборудование, технологии. Но пока об идеях молчат, поэтому говорить о перспективах, я считаю, рановато».
Валентина Балахнина, напротив, считает, что у завода с новым собственником появился шанс на успех. Эксперт говорит, что даже при уже имеющихся образцах гражданской продукции завод все сможет наверстать: «Это проверенная продукция, созданная профессионалами высокого класса, надежная в работе. И если выпуском техники, подобной МКСМ, занимаются и другие предприятия, то снегоболотоход – уникален. Да, рынки сбыта утрачены, но восстановить их возможно, я уверена».
Промышленный эксперт Леонид Хазанов, в свою очередь, уверен, что предприятию «вполне по плечу» активное развитие, но впереди много работы.
«Ближайшие годы пройдут для «Курганмашзавода» под знаком жесткой финансовой политики, направленной на снижение долговой нагрузки и увеличение его выручки и прибыли. Ему предстоит сохранить профессиональные кадры, поскольку работать на подобном предприятии абы кто не может. И главное: «Курганмашзаводу» предстоит резко нарастить объемы производства продукции гражданского назначения, – прогнозирует Леонид Хазанов. – Вот тут-то для него открывается широкое поле деятельности благодаря проводимой в России политике импортозамещения и системе преференций и льгот, сформированной на федеральном и региональном уровне. Ему вполне по плечу активное развитие производства коммунально-строительной и автомобильной техники и укрепление сотрудничества с потребителями из самых различных областей – от ЖКХ и дорожного строительства до нефтегазовой отрасли. В принципе, он может и заниматься изготовлением иной продукции, будь то металлоконструкции или емкостное оборудование и фасонное литье. Предприятие, подобное «Курганмашзаводу», может делать все что угодно».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева