Строительный бизнес Уральского федерального округа испытывает тотальный дефицит. К такому выводу пришли аналитики Уральского объединения строителей после проведенного исследования. В Зауралье к этому прибавляют неплатежеспособность и административные барьеры. О проблемах строительного рынка УрФО в целом и Зауралья в частности – в материале «ФедералПресс».
УрФО: борьба за качество
Для строительной отрасли Уральского округа наступают непростые времена. Об этом говорят результаты исследований, проведенных Уральским объединением строителей осенью 2018 года и в начале 2019 года. Участие приняли двадцать компаний-заказчиков из Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, ХМАО, а также строительные компании Зауралья. Исследование проводилось путем анкетирования.
В частности, две трети респондентов заявили, что заказов сегодня достаточно, но уровень прибыли ниже, чем два года назад. Игроки рынка объясняют это тем, что стоимость услуг и рыночная стоимость объектов остаются на прежнем уровне, но увеличились издержки на формирование структур, оплату труда, выросла стоимость материалов и себестоимость работ.
Тенденцию нам подтвердили в Уральской палате недвижимости. Руководитель аналитического отдела палаты Михаил Хорьков говорит, что выиграет тот, кто сумеет не переложить полностью рост затрат на цену продаж: «Следует учитывать, что реальные доходы населения не растут, это ограничивает спрос на рынке жилья. Там, где издержки будут расти существенно, девелоперы будут сворачивать свои проекты или откладывать их на поздние сроки».
Как ожидают заказчики, до 2020 года в регионах Уральского округа будет сокращаться спрос на жилую недвижимость. Это связано с понижением покупательской способности и ростом ипотечных ставок.
В Уральской палате недвижимости добавляют, что рынок нового жилья в ближайшие два года станет более дробным и контрастным, – ситуация в крупных и малых городах будет различной. «Однако для общего фона будет характерен рост себестоимости жилья, объем предложений на рынке будет ниже, поскольку рост цен ограничит покупательский спрос», – считает Михаил Хорьков.
Однозначное отрицательное отношение к изменениям в законе о долевом строительстве выразили 100 % заказчиков. Они предполагают, что небольшие застройщики уйдут с рынка, а это, в свою очередь, отрицательно скажется на развитии конкуренции.
Среди проблем, характерных для всех регионов УрФО, аналитики по результатам опроса выделили несколько наиболее острых: несоответствие рыночной зарплаты рабочих-строителей и той, что декларируется в муниципальных контрактах, нехватка квалифицированных кадров, проблемы с поиском проектных организаций и качество стройматериалов.
Зауралье не теряет оптимизма
В Курганской области, помимо общих по УрФО проблем, есть и ряд своих, специфических. Так, 78 % опрошенных зауральских строительных компаний полагают, что идет падение объемов строительного рынка, 11 % оценили ситуацию как стабильную, еще 11 % заявили о росте объемов.
По данным Свердловскстата, в 2018 году в Курганской области за счет всех источников финансирования введены в эксплуатацию 3124 квартиры общей площадью 230 тыс. кв. м, что составляет 85 % к уровню 2017 года. При этом из общего ввода жилой площади 65 % – дома индивидуальных застройщиков.
Как рассказал «ФедералПресс» начальник управления строительства и государственной экспертизы Курганской области Сергей Цуканов, доля жилищного строительства действительно снизилась: «У нас в 2018 году не было ряда федеральных программ. Одни программы федеральные закончились, другие еще не начались», – пояснил Цуканов.
По результатам анкетирования, острейшая проблема в строительной отрасли Зауралья – это дефицит квалифицированных кадров: 78 % респондентов сталкиваются с трудностями в поиске специалистов.
Востребованность кадров подтверждают и цифры, предоставленные «ФедералПресс» главным управлением по труду и занятости населения региона. За 2018 год в службу занятости работодателями было заявлено 1526 вакансий в сфере строительства, это 4,4 % от общего числа всех заявок. Сейчас в сфере строительства наиболее востребованы машинист экскаватора, машинист автогрейдера, механик, штукатур.
В отделе кадров одного из крупных застройщиков – ГК «Сибирский газовик» – нам подтвердили, что дефицит кадров в отрасли серьезный.«Нам нужны любые кадры. Эта проблема у всех застройщиков одинаковая – хоть воруй работников. Главные причины дефицита – отток в другие регионы и работа зауральцев вахтовым методом. К примеру, машинисты башенного крана – они ходят по кругу, от одного работодателя к другому. Нужны монтажники, каменщики. Летом особенно остро чувствуется их дефицит – они уходят на строительство коттеджей. Гастарбайтеры ситуацию не спасают, хотя это неплохие кадры – подсобные рабочие, каменщики. Если говорить о нехватке ИТР, то здесь еще одна сложность, ведь нам нужны кадры с опытом работы именно в отрасли», – отметила в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» специалист по кадрам Елена Костко.
На втором месте в рейтинге проблем строительной отрасли – неплатежеспособность заказчиков: 67 % указали на это. Не стали отрицать эту сложность и в управлении строительства и государственной экспертизы Курганской области.
О высоком уровне административных барьеров заявили 44 % респондентов. Примечательно, что большинство компаний называют это «привычной ситуацией» и «обычной историей». Однако опрошенные «ФедералПресс» игроки рынка, по всей вероятности, опасений не разделяют. Так, например, директор компании «Кургансельстрой» Евгений Соснин отметил, что с серьезными административными барьерами на уровне региона не сталкивался. «Я бы отнес проблему к сфере федерального законодательства, когда у нас законы для строителей меняются по несколько раз в год», – пояснил он.
Довольно широкий круг проблем, как ни странно, не сформировал пессимизма в строительном сегменте Зауралья. Аналитики отмечают позитивный настрой компаний. Только треть участников рынка прогнозирует падение объемов строительства на ближайшие два года, 28 % ожидают стабильности, а 45 % предполагают рост. Многие увязывают возможные позитивные перемены в строительном бизнесе с врио губернатора Курганской области Вадимом Шумковым и его приходом. В частности, выражают надежду, что он поможет сократить административные барьеры. Кстати, об этом намерении новый глава региона заявлял не раз.
Фото: ФедералПресс/Елена Майорова