В конце прошлого года в силу вступили поправки в федеральный закон о микрофинансовой деятельности, которые устанавливают ряд ограничений на начисление пеней, процентов и продажу долга коллекторам. Проблема назрела давно. Нередки случаи, когда люди, получив отказ от банка, набирают микрокредиты, а потом годами не могут выплатить огромные проценты и страдают от преследования коллекторов. Изменят ли ситуацию к лучшему поправки в закон, покажет время. А пока «ФедералПресс» узнал, кто и почему из жителей тюменской «матрешки» брал кредиты под сотни процентов годовых.
Долговое рабство
В тюменской «матрешке» больше всего микрофинансовых организаций в самой Тюмени. На втором месте идут города Югры. Меньше всего таких контор на Ямале, однако и там люди умудряются пользоваться их услугами, в том числе во время поездок в крупные города.
Многие опрошенные «ФедералПресс» жители тюменской «матрешки» заявили, что среди их знакомых нет и не может быть людей, которые берут микрокредиты. Некоторые уверены, что такие заемщики – необразованные и даже маргинальные граждане, страдающие по большей части алкоголизмом. Однако оказалось, что это далеко не так.
Одна их заемщиц, с которой удалось пообщаться корреспонденту, – 26-летняя Яна (здесь и далее имена заемщиков и коллектора изменены). Живет в Тюмени, имеет высшее гуманитарное образование. По ее словам, «эпопея» с микрокредитами началась у нее год назад. Только сейчас девушке удалось полностью от них избавиться.
«Началось все с того, что я завела кредитную карту, чтобы купить себе шубу. Хотела быстро ее закрыть, но не получилось: брала деньги на разные нужды, в том числе на еду, кафе, одежду и прочее. Истратила всю карту, и денег стало катастрофически не хватать. Тогда я взяла свой первый микрокредит на 15 тысяч, так как в банках мне отказали», – рассказала Яна.
Как раз в этот момент ей начали задерживать зарплату на работе. Девушке пришлось взять другой микрокредит, чтобы закрывать выплаты по первому. Так Яна стала брать быстрые займы снова и снова, чтобы закрывать прошлые кредиты, платить за жилье и покупать продукты. Дошло до того, что на ней повисло пять кредитов, каждый из которых – на 30 тысяч рублей. При этом проценты росли с бешеной скоростью. Только за продление одного из займов на 21 день Яна заплатила семь тысяч.
«Чтобы наконец расплатиться с долгами, я продала iPhone 7 за 15 тысяч, который также покупала в кредит. Потом я переоформила кредитную карту в обычный кредит, потому что по-другому не могла за нее платить. Но больше всех помог папа. Когда он узнал про мои долги, он сам закрыл оставшуюся часть долга», – рассказала Яна, добавив, что больше никогда не обратится в микрофинансовые организации.
Впрочем, далеко не всегда микрозаемщики попадают в «долговое рабство». Житель Ханты-Мансийска 30-летний Юрий заявил, что если брать такой заем на пару дней у проверенных контор и грамотно рассчитывать свои силы, то проблем возникнуть не должно. Свой микрозаем он взял во время поездки в Москву. Мужчина назвал свои паспортные данные и получил на руки 10 тысяч. Деньги ему нужны были срочно, чтобы заплатить за съемную квартиру. Вернувшись в Ханты-Мансийск через три дня, Юрий рассчитался с организацией. По его словам, никаких проблем при этом не возникло.
«Проценты были из серии: берешь 5 тысяч – через месяц отдаешь 9. Но деньги понадобились срочно, поэтому меня не смущало, что я так переплатил. К тому же, я прочитал в интернете отзывы про эту организации – негативных комментариев и историй про выбивание долгов не было. Но вот брать там на месяц или для того, чтобы закрыть другой кредит, я бы не советовал. При возможности лучше у знакомых занять», – отметил Юрий.
Жертва коллекторов
Обычно микрофинансовые организации тесно связаны с коллекторскими агентствами. МФО часто приходится обращаться за помощью, чтобы выбить долги со своих клиентов. При этом жертвами вымогателей нередко становятся люди, которые никогда не обращались за микрокредитами.
Своей историей поделилась жительница Сургута Дарина, одноклассник которой взял более 30 тысяч в такой конторе и, судя по всему, не вернул.
«В том году мне позвонили и спросили, знаю ли я такого-то мужчину. Я испугалась, мало ли, что с ним случилось, и сказала, что знаю. Мне пояснили, что звонят из микрозаймов, и попросили передать ему информацию – номер телефона и дальнейшие действия. Я так и сделала. Но на этом все не закончилась. Полтора месяца мне названивали по 20 раз каждый день с разных номеров и спрашивали, знаю ли я этого человека», – рассказала Дарина.
Сначала девушка честно говорила, что знает его, так как хотела помочь. Потом начала отвечать, что не в курсе, кто это, и просила перестать звонить, но это не помогло.
«В какой-то момент я поняла, что уже мне самой угрожают. Мне говорили: «Если вы не передадите ему, чтобы он оплатил, или не заплатите сами, к вам придет наша служба безопасности». То есть пошли прямые угрозы. Причем люди знали мое имя, фамилию, отчество. Я спрашивала у одноклассника, зачем он давал такую информацию обо мне, мы же не общались уже много лет. Он утверждал, что ничего не говорил им, якобы они сами как-то узнали. Не знаю, правда это или нет», – говорит Дарина.
Жительница Сургута блокировала номера, но ей каждый раз звонили с новых. Девушка не могла сменить номер, так как использовала его по работе, поэтому в какой-то момент она позвонила во все конторы по микрозаймам в Сургуте и потребовала, чтобы ее номер удалили из баз. Во всех организациях ей ответили, что ее данных у них и нет. Только в «Быстро Деньги» эту информацию нашли, а на следующий день прислали СМС, что номер удалили из базы.
«Но звонки на этом не закончились. Обманывали, что звонят из «Быстро Деньги», но ведь оттуда мой номер удалили. Я уже хотела идти в прокуратуру, хотя не знала даже, на кого писать заявление. Но внезапно с этого года все звонки прекратились. С одноклассником не общалась, не знаю, оплатил он долг или нет», – заключила Дарина.
Внутренняя «кухня»
«ФедералПресс» удалось пообщаться с бывшим сотрудником коллекторской компании Борисом. Он рассказал, что их фирма покупала портфели должников, куда попадали в том числе и клиенты микрофинансовых контор.
«Наш отдел занимался именно розыском. Сначала мы бегло изучали анкету заемщика, потом по спецбазам пробивали Ф. И. О., дату рождения, прописку по паспорту. Всю эту информацию предоставляют сами люди, когда берут кредит. Далее искали по базам, кто зарегистрирован по этому адресу. Схожие фамилии указывают на то, что это родственники заемщика. Их мы тоже брали в работу, смотрели, где живут и есть ли номера телефонов. А дальше начиналось шоу. Если есть телефон только дальнего родственника или друга, то звонили ему, представлялись всеми – от телевизионной компании или программы «Жди меня» до армейского друга. Как-то я слышал, что назывались сотрудником полиции. Так мы получали номер должника, который мы передавали в другой коллекторский отдел», – рассказал Борис.
По его словам, искали должников и их родственников также по соцсетям. Для этого коллекторы регистрировали фейковые аккаунты, максимально приближенные к оригиналу. Там также писали друзьям заемщика с просьбой дать телефонный номер.
«Например, пишешь: «Антон, привет! Дай, пожалуйста, номер телефона Валеры Иванова, он мне срочно нужен, а контакты потерял». Или родственнику сообщаешь, что должник выиграл в розыгрыше», – говорит Борис.
На вопрос, нравилась ли ему работа, определенно ответить он не смог.
«Трудно сказать. У нас, помимо всего этого, были и другие задачи. Работа как работа. Но из-за многих новых законов нам урезали зарплату. Да и я просто перегорел, поэтому ушел», – заявил Борис.
Заемщики – не маргиналы
Психолог Елена Турлина опровергла мнение некоторых жителей тюменской «матрешки», что микрокредиты берут люди из маргинальной среды. По ее словам, большинство клиентов – благополучные люди, зачастую с высшим образованием и работой, но имеющие определенные личностные особенности.
«Не будем рассматривать те случаи, когда у человека произошла какая-то патовая ситуация и срочно надо взять маленькую сумму. Такое бывает редко. У большинства клиентов таких организаций есть другая проблема – финансовая неорганизованность. То есть это люди, которые совершенно не умеют планировать свои доходы и расходы. Например, человек получает зарплату и тут же ее просаживает на какие-то сиюминутные цели. В какой-то момент оказывается, что деньги кончились и не остается средств на ежедневные нужны. И тогда у человека возникает мысль взять маленькую сумму до следующей зарплаты», – объясняет Елена Турлина.
По ее словам, финансово организованный человек, даже если неожиданно потерял работу, всегда найдет другое решение проблемы – возьмет у знакомых или воспользуется услугами банка, но не пойдет в микрокредитную контору. При этом, говорит психолог, он будет планировать относительно своих будущих доходов, когда и как будет отдавать.
«Напротив, человек, который берет микрокредит, нередко занимается самообманом. Он думает, что отдаст через 5–10 дней, но чаще всего этого не происходит. Процесс затягивается, и заемщик отдает в итоге еще больше или не возвращает вообще, тогда и начинаются все эти истории с коллекторами», – отметила Турлина.
По словам психолога, к тому же, у таких людей чаще всего есть волевые нарушения. То есть, объясняет специалист, у них слабо сформированы такие навыки, как целеполагание и самопланирование. Как отмечает Елена Турлина, это сказывается и на других вещах, например, на работе или учебе, так как такие люди не могут длительное время самостоятельно выполнять задания.
«Более того, они склонны винить в своих неудачах кого-то другого – от близких и начальников до всей России и Путина. Вот взял он микрокредит, а виноват оказывается весь мир. В психологии это называется «внешний локус контроля», – объяснила Турлина.
Она подчеркнула, что если человек заметил за собой эту черту и готов измениться, то, значит, внешний локус контроля уже не так сильно запущен, а это значит, что проблему можно решить.
«Сделать это можно при помощи специалиста или самостоятельно, используя различные методы по тренировке волевых навыков, которых у него недостает», – заключила психолог.
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин, ФедералПресс/Дмитрий Барков,ФедералПресс/Елена Майорова.