Жители регионов обсуждают в соцсетях приписки в российских больницах. Если раньше пациенты могли о них только догадываться, то сейчас достаточно зайти на сайт «Госуслуги» и получить всю информацию о визитах к врачу, в том числе тех, которые вы не совершали. Почему так происходит и как нужно реагировать на такой неприкрытый обман – в материале «ФедералПресс».
Фиктивная диспансеризация
Всем известно, что в российских поликлиниках периодически лечат «мертвые души». Эту порочную практику связывают с тяжелым финансовым положением медучреждений и низкими зарплатами врачей. Раньше об этом становилось известно после проверок надзорных органов. Теперь же поймать докторов за руку может любой пациент. Для этого ему достаточно зайти на портал «Госуслуги» и запросить информацию из территориального фонда медстрахования.
Так и сделала жительница Саратова Ксения. Познакомившись с выпиской, она обнаружила, что, сама того не ведая, прошла диспансеризацию в поликлинике № 10. «Вот оттуда-то я и узнала, что летом прошлого года прошла диспансеризацию в поликлинике по месту жительства, получила неутешительную группу здоровья и прямо-таки жуткий диагноз. Диагноз связан с почками, не с головой. Поэтому мне не на что свалить свои провалы в памяти», – написала девушка в «Фейсбуке».
Ее подписчики тоже решили проверить данные из ТФОМС, и некоторые тоже обнаружили в базе визиты к врачам, о которых они не помнят. Чаще всего граждане «заочно» проходят диспансеризацию. Например, Наталья, к своему удивлению, обнаружила, что в мае прошлого года обращалась в саратовскую больницу дважды, хотя в то время находилась за границей. Она написала жалобы в медучреждение, минздрав, ТФОМС.
Отметим, что такие методы характерны не только для саратовской медицины. «ФедералПресс» ранее писал о похожей истории, произошедшей в Волгоградской области. Местная жительница Наталья Заброда узнала на портале, что посещала Калачевскую ЦРБ 10 раз в год, хотя на самом деле обращалась туда 3–4 раза. «Абсурдно выглядит то, что в один день я обращалась к трем разным врачам-терапевтам», – рассказывала она. Фиктивные услуги таким же образом выявлялись в Москве, Башкирии и других регионах.
Нарушение прав
Записи о фиктивных приемах на «Госуслугах» могут быть свидетельством либо путаницы, либо воровства бюджетных денег, полагают пациенты. Ни то, ни другое доверия к медицине не добавляет. Только один прием у терапевта стоит больше 1 тысячи рублей. Учитывая массовость явления, можно себе представить, сколько могут зарабатывать больницы на ничего не подозревающих пациентах.
«Приписки нужны, потому что врачи оказывают медицинскую помощь по планам, план спускается на город, делится по учреждениям, далее по отделениям. Приписок – тысячи, а фонды проверяют лишь 5 %. Диспансеризация – главное знамя поликлинической медицины сегодня. Идет выполнение плана», – объяснил «ФедералПресс» ситуацию медицинский адвокат Сергей Гришин.
В организациях, использующих электронные медкарты и электронный личный кабинет пациента, такой вариант практически невозможен, считает юрист. Пациент может легко определить ложность сведений и сообщить о подлоге в правоохранительные органы. Другое дело – сельская местность, куда такие технологии еще не дошли.
С первого взгляда может показаться, что приписки не касаются граждан, – оплачивают несуществующие услуги не они, а страховщик или фонд ОМС. Но представитель «Лиги защитников пациентов» в Саратове Наталья Биюн считает, что фиктивные записи нарушают и их права в том числе. На лечение тратятся ваши же деньги, которые попадают в бюджет в виде социальных взносов.
«Если я не обращалась за помощью, а мне ее пишут – это нарушение моих прав. Значит, за это списали деньги с ОМС. Думаю, с такими ситуациями надо разбираться, потому что это моя история болезни. В карточке будет накапливаться информация, которая не имеет ко мне отношения, а потом я приду с реальными заболеваниями, а мне будут показывать, что у меня все нормально», – сказала Биюн.
Сергей Гришин подтверждает: согласно закону № 323-ФЗ такая практика является нарушением прав пациента. Добиваться справедливости граждане могут в страховых компаниях, фондах ОМС и судах. «Никто не отменял моральный вред, причиненный гражданину постановкой несуществующего диагноза», – отметил адвокат. Потерпевшими могут считаться также страховые организации, перечисляющие деньги медучреждениям, и работодатели.
Ответит ли кто-нибудь?
За фальсификацию данных врачам грозит серьезная ответственность, вплоть до уголовной. Однако это происходит в том случае, если на их действия обратили внимание правоохранительные органы. Смогут ли добиться наказания обычные граждане?
В министерстве здравоохранения Саратовской области посоветовали пациентам самим заняться расследованием подобных случаев: «Для этого необходимо обратиться к главврачу медицинского учреждения, сделавшего запись. Кроме того, у пациента есть право и возможность обратиться в страховые медицинские компании и территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Минздрав готов подключиться к каждой такой ситуации, и, если факты приписок будут установлены и подтверждены, руководителя организации неминуемо ждет наказание».
«ФедералПресс» направил запросы также в Минздрав России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Координатор Центра ОНФ по общественному мониторингу качества и доступности здравоохранения, депутат Госдумы Николай Говорин не считает приписки на «Госуслугах» случайными. Он предположил, что они используются для «повышения» эффективности диспансеризации, потому что этой теме Минздрав уделяет особое внимание.
«С одной стороны, мы должны повышать мотивацию граждан, чтобы они проходили диспансеризацию, на которую тратятся деньги. А с другой стороны, мы должны делать все возможное, чтобы эта диспансеризация была на самом деле очень качественной и доступной для населения. Это стратегия, но на местах, вероятно, все до конца не отработано, и кто-то может, к сожалению, совершать такие подлоги», – отметил Говорин.
Общественник считает, что со всеми случаями подобных приписок необходимо разобраться: «Мне кажется, что, с одной стороны, должен жестко отреагировать Фонд медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования. Руководство этих фондов в регионах должно провести серьезные совещания с главными врачами и руководителями лечебных медицинских организаций с привлечением медицинских страховых организаций о том, что такие случаи есть. А конкретные случаи должны быть, конечно, предметом серьезного служебного расследования и должны получить, естественно, и правовую оценку».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Екатерина Кириченко