В Сургуте разворачивается скандал вокруг местного приюта для бездомных животных «Берегиня». Бывшие волонтеры пункта содержания обратились за помощью в «Молодую гвардию Единой России» (МГЕР), заявив, что условия содержания собак там не ответствуют элементарным санитарным нормам. Животным не хватает вольеров, часть из них находится на самовыгуле. Собаки болеют и умирают. На землю, где расположился приют, нет документов. Инициативная группа совместно с «молодогвардейцами» уже написала коллективное письмо в прокуратуру города, ветеринарный надзор, депутату округа, на котором расположена земля. Между тем руководитель приюта обвиняет зоозащиту и СМИ города в травле и считает, что ей нужно оказать поддержку. На чьей стороне правда в этом конфликте, разбирался корреспондент «ФедералПресс».
Травля приюта в Сургуте
В редакцию «ФедералПресс» обратилась сама руководитель скандального приюта для бездомных собак «Берегиня» Ангелина Болтовская. Она рассказала, что все вольеры были построены на пожертвования россиян и личные средства волонтеров. Сейчас в приюте находится более 100 собак. Поддержки от города пункт содержания, несмотря на просьбы, не получил, говорит Ангелина.
При этом, по ее словам, ситуацию усугубляет постоянная травля в отношении данного приюта. Она объясняет это желанием устранить их волонтерскую группу, так как она занимает принципиальную позицию в отношении действий организации по отлову в Сургуте – ИП Давлетов. Бизнесмен победил в конкурсах на содержание пункта отлова в 2018 и 2019 годах. В прошлом году контракт администрации привел к скандалу. Согласно документу мэрия оплачивала только десять дней содержания в приюте. После этого, рассказывали зоозащитники, всех собак убивали. Сам Константин Давлетов отрицал эту информацию, утверждая, что всех здоровых псов содержал после 10 дней за свой счет, пока им не находили хозяев.
Ангелина Болтовская же заявила, что не верит предпринимателю, и обвинила его в дружбе с мэрией. Этим, по ее словам, объясняется «травля и гонения» на ее приют.
«Все это касается вопроса финансирования будущего приюта, на который сейчас планируется выделение средств из бюджета в связи с положениями нового закон (закон «Об ответственном обращении с животными», вступивший в силу с января 2019 года. – Прим. ред.). В нас видят конкурентов. Нас хотят устранить», – заявила Ангелина Болтовская.
По словам руководителя приюта, в целенаправленной кампании против нее участвуют и журналисты города, и зоозащитники, и бывшие волонтеры, и сургутское отделение МГЕР, и даже известный своей неравнодушной позицией к зоозащитным вопросам депутат городской думы Ринат Айсин. Как отмечает Ангелина Болтовская, никто из этих людей ничего не сделал для спасения животных.
«Собаки их не интересуют. Журналисты не поднимали вопросы о преступлениях отлова. Ни зоозащитные организации, ни МГЕР не участвовали в спасении, лечении и содержании этих собак. Поэтому тем более цинично и подло звучат их обвинения. Мы всегда открыты для помощи и сотрудничества с теми, кто готов помочь собакам», – говорит она.
Зоозащитница отметила, что пыталась сама участвовать в конкурсе на получение муниципального контракта по отлову животных, но не смогла выполнить условия тендера.
На вопрос о содержании собак, который как раз и вызывает много критики, Ангелина сообщила, что они получают ежедневное питание, большей частью привиты и стерильны. По ее словам, по периметру приюта расположена система видеонаблюдения.
«Откровенная ложь» зоозащитницы?
В своей группе в социальных сетях «Помощь собакам усыпалки в Сургуте» Ангелина, которая жалуется на травлю, сама ведет агрессивную пропаганду против индивидуального предпринимателя Константина Давлетова. В той же группе в рамках этой кампании был создан хэштег #давлетовубийца.
Константин Давлетов рассказал «ФедералПресс» о своем видении конфликта. Он признался, что настоящие причины такой массированной информационной атаки на него ему неизвестны, однако предположил возможность финансового или политического интереса приюта.
Предприниматель заявил, что вновь созданному приюту «Берегиня» нужны были деньги и огласка для пристройки животных, поэтому объектом нападок был выбран именно он. Например, после Нового года в социальной группе появилось сообщение о массовом убийстве собак в конце 2018-го, что Давлетов назвал откровенной ложью. И это, по его словам, не единственный случай дезинформации со стороны «Берегини».
Как рассказал бизнесмен, в течение прошлого года сургутский «отлов» принимал проверки от множества организаций: полиция, ветеринарный надзор, ОБЭП проверяли и работников, и договоры на землю. Все недочеты, найденные при проверках, Давлетов устранял. Никаких серьезных нарушений в ходе проверок найдено не было.
Руководитель зоозащитной «Группы добровольной помощи 911 Сургут» Анастасия Рындина подтвердила информацию Давлетова. Она сообщила, что предприниматель готов идти на диалог с зоозащитой и все делать в соответствии с законом и правилами.
Что касается ситуации с приютом «Берегиня», Анастасия подтвердила слухи о ненадлежащих условиях содержания собак в нем, а также о некорректном отношении руководителя приюта к работающим с ней волонтерам. Два эти обстоятельства, по ее мнению, и привели к появлению жалобы защитников животных в сургутское отделение МГЕР.
Грязь, конфликты с волонтерами и подделка подписи
Корреспонденту «ФедералПресс» удалось связаться с бывшей сотрудницей приюта Надеждой Крыгиной. Она рассказала об условиях содержания собак: грязи, неубранных экскрементах, явном недостатке вольеров, болезнях и смерти животных. Отдельно она отметила, что предлагаемую волонтерами помощь Ангелина сама воспринимает в штыки и совершенно не идет на контакт. Например, неоднократно другими зоозащитниками вносились предложения по оборудованию вольерами территории, на которой размещены собаки, тем более, по ее словам, нужная сумма денег была собрана. Но несмотря на все усилия, вольеры так и не были построены.
Но на этом претензии бывшего волонтера к руководителю приюта не заканчиваются. Надежда рассказала, что в начале июля 2018 года, когда еще не начала помогать приюту, Ангелина попросила переслать ей копию паспорта с пропиской, заявив, что он требуется для регистрации в какой-то московской зоозащитной организации.
Позже выяснилось, что Надежда стала соучредителем «Берегини», что подтверждается письмом от управления Минюста России по ХМАО. В том же письме указано, что в протоколе имеются подписи всех учредителей. Никакой подписи Надежда, естественно, не ставила, поэтому сделала вывод, что Ангелина ее подделала. Девушка уже подала заявление в полицию Сургута.
Ликвидация приюта?
Ситуацию с сургутским приютом прокомментировал заместитель начальника штаба сургутского отделения МГЕР Владислав Брылеев, к которому обратились за содействием бывшие волонтеры приюта «Берегиня», неравнодушные к судьбе собак, которые, по их мнению, содержатся в ненадлежащих условиях, мало едят и умирают.
«В первый наш визит мы ехали с целью определить, какую помощь можем оказать. По факту оказалось, что ситуация, действительно, плачевная. Нет ни одного документа по данному «приюту» – ни на землю, ни на ветеринарные проверки, ни по вакцинированию животных. Кроме того, отсутствуют штатные сотрудники. Большую часть времени – около 18–20 часов в сутки – собаки предоставлены сами себе. Многим из них не нашлось места в вольерах. Соответственно, мы имеем потенциально больных животных, свободно бродящих в черте города», – рассказал Владислав Брылеев.
По его словам, ветеринарная служба неоднократно делала запрос в «Берегиню» на предоставление необходимых документов, но они так и не были получены. 21 февраля 2019 года специалисты провели проверку в «Берегине», но результаты станут известны только на следующей неделе. Также повторный визит запланирован на 25 февраля.
Владислав Брылеев сообщил, что если приют в итоге закроют, собак частично разместят на частных передержках. Сейчас уже 23 человека готовы принять животных. Оставшихся псов волонтеры будут держать на базе существующего приюта, соблюдая нормы санитарной обработки и условия содержания собак.
«Если же будет принято решение о немедленной ликвидации приюта как строения, то существуют запасные варианты, о которых сейчас не могу говорить, так как все в стадии переговоров», – заключил Брылеев.
Фото: ФедералПресс/Полина Петренко