В Нижнем Новгороде идет еще одно судебное разбирательство, связанное с конкурсом по выбору единственного поставщика питания в школах и детских садах. В суд поступил иск о признании недействующим постановления мэрии о порядке организации школьного питания, по которому конкурс и был проведен. Правовой акт ранее вызвал вопросы у антимонопольной службы, но замечания были устранены, чего не сказать о самом конкурсе, результаты которого аннулировала ФАС России. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода рассматривает административный иск о признании недействующим постановления городской администрации от 19.07.2018 № 1848, которым утвержден порядок организации питания в общеобразовательных организациях города путем проведения открытого конкурса. Истцом является физическое лицо – Мария Юрьевна Шилова, обратившаяся в суд за защитой своих прав и прав несовершеннолетнего ребенка, нарушенных, по ее мнению, изданным постановлением.
Как следует из озвученных судом материалов дела, истец обосновала свое заявление тем, что документ принят с нарушением закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ, который определяет особенности закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями. Если бы бюджетные учреждения при проведении конкурса применяли 44-ФЗ, качество предоставляемых услуг не снизилось бы, но цена на питание для учащихся была бы уменьшена, пояснил в суде представитель истца.
Кроме того, по оспариваемому постановлению администрация города передает конкурсную документацию в уполномоченный орган. «Но у нас есть статья 28 Закона об образовании, в которой сказано, что именно муниципальные учреждения должны осуществлять деятельность по предоставлению всех условий для нормальной образовательной деятельности учеников, в том числе и создания условий для питания», – сказал представитель истца.
Директор департамента правового обеспечения администрации Нижнего Новгорода Светлана Киселева поправила его, уточнив, что конкурс проводился не по 223-ФЗ, а в соответствии с Гражданским кодексом. Как указали в мэрии, проведение конкурсных процедур к снижению цены не приведет, поскольку есть другое, более раннее постановление администрации от 2015 года, устанавливающее фиксированную стоимость питания. И, кроме того, как следует из конкурсной документации, цена в конкурсе роли не играет. Потенциальным организаторам питания предъявляются требования к качеству предоставляемых услуг, они не приведут к повышению стоимости питания для учеников, сказали «ФедералПресс» в администрации.
Заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти и процедур торгов Нижегородского УФАС Диана Калинина в свою очередь напомнила, что в связи с изданием постановления об организации школьного питания УФАС ранее выдавало администрации предупреждение, и оно было исполнено в полном объеме: службе были представлены документы, что в рамках постановления не задействованы бюджетные средства, только родительские. «Однако в дальнейшем, когда начали утверждать конкурсную документацию, бюджетные средства «всплыли». Они были опосредованные – в виде субсидий тому, кто будет кормить детей-льготников. В положении мы этого не видели, а по факту, когда провели конкурс, они были заложены», – сказала она «ФедералПресс».
Добавим, что именно этот конкурс по выбору единого организатора питания в муниципальных образовательных учреждениях Нижнего Новгорода стал предметом спора между городской администрацией и антимонопольщиками. В конкурсе победило МП «Единый центр муниципального заказа» (ЕЦМЗ). Однако в ноябре по жалобе ООО «Грин Рум», которое в конкурсе не участвовало, ФАС России аннулировала его результаты, согласившись, что мэрия неправомерно осуществила определение поставщика услуг не в соответствии с 44-ФЗ. Теперь администрация города обжалует решение ФАС России в арбитражном суде Москвы, следующее заседание назначено на 26 марта. При этом столичный арбитраж отказал мэрии в приостановлении аннулирования итогов конкурса до вступления в силу решения по делу. В нижегородской администрации заверяли, что кормить школьников с 1 декабря будут ЕЦМЗ и ТД «Народный», которые делали это ранее.
Еще одной точкой напряженности во взаимоотношениях антимонопольной службы и ЕЦМЗ стала инспекция ФАС России, которая 21 февраля проверяла проведение и участие предприятия в торгах на закупку питания для детских садов и школ. В ФАС России заявляли, что сотрудники ЕЦМЗ оказали противодействие при проверке, в свою очередь на предприятии инспекторов обвинили в блокировке работы.
Рассмотрение дела в Нижегородском райсуде продолжится 14 марта.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин