В преддверии пятилетия Крыма в составе России Севастополь подводит итоги в социальной и экономической сферах. Например, индекс промышленного производства в городе с 2014 года вырос в 2,6 раза, а резиденты Свободной экономической зоны инвестировали в экономику региона около 5 млрд рублей и создали 7,5 тыс. рабочих мест. Но за цифрами и рапортами об успехах стоят живые истории и реальные люди. О наиболее успешных инвестиционных проектах и ярких преобразованиях севастопольских компаний рассказали сами владельцы предприятий. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Как в «Яндексе», но рядом с морем
Технопарк «ИТ КРЫМ» – первый инновационный IT-кластер в Севастополе и один из наиболее успешных инвестиционных проектов, который курирует правительство города. В перспективе он займет три многоэтажных здания в центре, одно из которых станет бизнес-инкубатором. Пока что ремонт активно идет только в главном корпусе, расположенном рядом с ТРЦ «Муссон». Здесь полностью заменят коммуникации и лифты, проведут новые инженерные сети, обновят устаревший фасад времен советского конструктивизма и внесут элементы хай-тека во все пространство. Запустить в работу первые три этажа департамент экономического развития и руководство технопарка планируют уже в апреле.
«Мы хотим создать идеальную современную площадку для IT-сообщества, комфортную среду для работы и отдыха с фан-зонами и лаундж-зонами. Как в «Яндексе» в Москве, но только там это офис одной компании, а мы планируем сделать «солянку» из компаний, которые будут работать над оригинальными проектами и стартапами», – рассказывает исполнительный директор технопарка «ИТ КРЫМ» Олег Королев.
Рядом со вторым корпусом планируют построить бассейн, спортивную и волейбольную площадки и для мини-футбола. Кроме того, на территории технопарка будут зеленые зоны для прогулок, а в самих зданиях – настольный теннис и футбол, бильярд и даже рояль. «Ну вдруг кому-то захочется поиграть в перерыв», – улыбается Королев.
По мнению директора севастопольского IT-парка площадка привлечет бизнесменов не только комфортно организованным пространством, но и теплым крымским климатом и близостью моря. Например, интерес к проекту уже проявили компании из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Красноярска.
На заход в Севастополь резидентов из Европы здесь не рассчитывают, но планируют привлекать компании из тех стран, которые не боятся санкций. Это, прежде всего, Азия, Ближний Восток, Северная Африка и СНГ.
Сейчас в технопарке, который рассчитан на 700–800 рабочих мест, уже работают три резидента. Компания Королева совместно с коллегами создает новый программный продукт – российский аналог американского сервиса автоматизации бизнес-процессов. «Все активно используют американский сервис, он успешен. Но мы хотим создать свой продукт, российский», – отмечает Королев.
Как считает экономический эксперт, генеральный директор Ассоциации предпринимателей Крыма и Севастополя Гирей Бекиров, IT-технопарк может стать одним из наиболее привлекательных инвестиционных проектов.
«Цифровая экономика и IT-сфера это очень важное направление. В Севастополе были серьезные IT-профессионалы международного класса. После присоединения Крыма к России, их продажи упали, доля присутствия на мировом рынке сократилась. Но они не покинули город. Сейчас они начали переориентирование своих контрактов в сторону Евразии, так как IT-парк это перспективное направление. В этой сфере в регионе однозначно будет рост», – отмечает эксперт.
Раньше продавали алкоголь и ювелирку
«Судоремонтный завод Персей», вошедший в Свободную экономическую зону Севастополя одним из первых, специализируется на ремонте и достройке маломерных судов. Он был основан в 1976 году как сдаточная база для боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, это самый молодой завод города. В украинский период «Персей» долгое время простаивал без заказов, а на его территории, которая сдавалась в аренду, располагались склады, предприятия и магазины.
«В 2014 году завод не работал по профилю. Арендаторы были различные – начиная от предприятий, которые занимались продажей алкоголя, и заканчивая предприятиями, которые производили ювелирные украшения», – рассказывает директор судоремонтного завода «Персей» Константин Чибисов.
Сегодня завод полностью восстановил производственный потенциал: он является базой достройки малотоннажных судов для нужд Министерства обороны и частных клиентов. Здесь работают чуть менее сотни человек, а средняя зарплата составляет более 30 тыс. рублей. За пять лет на предприятии отремонтировали около 40 судов.
Предприятие потратило на «реанимацию» более 25 млн рублей, это без учета большого количества затрат для интеграции завода в правовое поле России. На сегодня оно рентабельно, но говорить об окупаемости вложений пока рано.
«В украинское время, время разрухи, очень много имущества отчуждалось и попадало в различные руки, где оно не могло эксплуатироваться. Все оборудование, что мы купили, находилось в очень плачевном состоянии, нам пришлось все это восстанавливать с нуля, чтобы иметь возможность работать на этом оборудовании», – рассказал Чибисов.
С 2018 года «Персей» возобновил практику сотрудничества с верфями других областей России по достройке и испытаниям кораблей и судов, предназначенных для работы в Черном море. Так, заключенное соглашение с Ярославской областью принесло сразу два крупных заказа. В настоящее время здесь идет достройка морского спасательного буксира «Сергей Балк» для обеспечения Черноморского флота и пограничного сторожевого корабля проекта «Балаклава» для Крымского управления пограничной службы Федеральной службы безопасности. Оба судна строились на Ярославском судостроительном заводе. Здесь же было достроено в прошлом году первое судно на подводных крыльях «Комета-120М», которое сегодня успешно курсирует между Севастополем и Ялтой.
«Мы видим по поручениям и выступления президента Владимира Путина, что огромное внимание уделяется логистике и судостроению. В связи с этим возрождение судостроения в Севастополе ожидаемо. Пока оно идет медленными темпами, но направление очень серьезное, оно находится на контроле президента, так как заводы постепенно возродят все и загрузят заказами. По «Персею» это уже видим», – говорит экономист Гирей Бекиров.
Свои электросамокаты вместо «китайцев»
Крупнейший в регионе поставщик телекоммуникационных услуг оператор связи «СевСтар» работает здесь с 2006 года. Ее директор Константин Кокуш, говорит, что разница между Россией и Украиной в плане ведения бизнеса огромна.
«По сравнению с украинскими временами скачок значительный. Разница в способах и возможностях ведения бизнеса. Многие вещи, которые при Украине просто не разрешали, сейчас мы реализовываем. Например, о том, чтобы сделать вай-фай в транспорте и на остановках даже и разговоров не было, чтобы сделать такой проект в городских масштабах», – рассказывает генеральный директор ООО «СевСтар ИСПС» Константин Кокуш.
За пять лет компания выросла в несколько раз, число сотрудников увечилось со 100 до 400 человек, размер средней заработной платы по предприятию составил более 43 тыс. рублей, а общий объем инвестиций за четыре года превысил 58 млн рублей.
Появились и новые продукты. Например, оператор стал первым в регионе, построившим оптоволоконные магистрали для бесперебойного доступа в Интернет и единственным, кто запустил 4К-телевидение – новшество, которое не во многих городах России существует. Реализован ряд сервисов в рамках «Умного города»: это камеры на улицах города, видовые камеры, городская зона вай-фай, интернет в транспорте и на остановках, а также в образовательных учреждениях и библиотеках. В компании создали и небольшой музей старой телекоммуникационной техники и компьютеров, старейшие образцы которых заехали в Советский Союз в конце 1980-х. После ремонта помещения доступ к музею обещают сделать свободным и бесплатным для всех.
Один из наиболее интересных проектов компании – создание в городе первого автоматического комплекса проката электросамокатов. Пока что в Севастополе только две таких станции – у офиса «СевСтар» и на площади Лазарева, которые работают в тестовом режиме, но в течение месяца станции заработают полноценно, а в дальнейшем их количество вырастет до ста.
«Вы оплачиваете услугу через мобильное приложение, отстыковываете самокат от станции подзарядки и катаетесь. Удобно, что взять его можно на одной станции, а оставить на другой. Стоимость проката будет где-то в районе 250 рублей в час, это московская цена», – говорит Кокуш.
Пока что ездить севастопольцам придется на китайских моделях, но в мастерской «СевСтара» уже стоит первый опытный отечественный образец, сделанный местными умельцами. Он тяжелее своего азиатского собрата, но и функциональнее – обещают, что он будет на порядок надежнее, комфортнее и мощнее. Если испытания пройдут удачно, российский электросамокат поставят на серийное производство. Однако эксперты не верят, что проект ждет успех.
«Я не верю в то, что у нас будет развиваться производство. Например, у нас в Симферополе есть завод, который производит электрические мини-мотоциклы. Очень хорошие у них разработки, но инвестора нет. Проще и легче купить китайское и здесь организовать сборку, прилепив лейбл «Сделано в России», чем развивать свое производство с нуля. К сожалению, себестоимость в разы выше, даже если закупить комплектацию в Китае», – считает председатель севастопольского отделения МОО «Ассоциации предпринимателей Республики Крым и города Севастополь» Олег Макада.
Фото: ФедералПресс / Оксана Порицкая