Форум институтов развития прошел в Москве под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей. На него съехались предприниматели из разных уголков страны, чтобы послушать тех, кто от имени государства раздает деньги на реализацию инвестиционных проектов. Правда, министр экономики Максим Орешкин проигнорировал форум и отправил своего заместителя. В отличие, например, от Игоря Шувалова и Аркадия Дворковича. Чем разговор не понравился Шувалову, как госструктуры планируют делиться деньгами и за что Дворкович боится покраснеть – читайте в материале «ФедералПресс».
Закрытое развитие
Реализация национальных проектов к 2024 году – задача не только государственных структур, но и бизнеса. Этот тезис стал основой Форума институтов развития. Но вот каким образом бизнес впишется в эту работу, и получит ли он какие-то дивиденды от нее, пока неясно.
С одной стороны, бизнес готов брать на себя повышенные обязательства, с другой – эти обязательства должны компенсироваться государством. И, по мнению главы РСПП Александра Шохина, от особенностей оказания господдержки бизнесу, зависит «эффективность институтов развития». Это означает, что нужно ориентироваться на лучшие практики, а также предлагать предпринимателям «востребованные в текущих условиях инструменты развития». Шохин уверен, что в этом деле при отборе перспективных инвестиционных проектов «работает только клиентоориентированный подход».
Вместе с тем глава РСПП констатировал одну серьезную проблему: наблюдается «низкая осведомленность об институтах развития». Это приводит к тому, что бизнес попросту не обращается за господдержкой. Наиболее популярным среди институтов является Фонд развития промышленности, но помимо него существует масса других, которые также имеют возможность поддержать качественные бизнес-проекты. Только бизнес о них ничего, ну или почти ничего не знает.
Председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, в свою очередь, заметил, что институты развития должны самостоятельно наладить координацию своей деятельности и работать в содружестве. Ведь сегодня, заявил Дворкович, нет даже единого ресурса, где размещалась бы информация о господдержке проектов – такая информация предоставляется самостоятельно каждым из институтов развития. При этом критерии востребованности различных сервисов институтов развития субъективны и нуждаются в расширении.
Глава «Сколково» анонсировал создание специального навигатора по мерам господдержки. Это будет платформа для обмена данными между главными институтами развития, в том числе АСИ, Группой ВЭБ, фондом «Сколково» и другими. Дворкович пообещал завершить разработку платформы «в ближайшие месяцы», а в дальнейшем – «расширять ее потенциал».
Замещавший сегодня на форуме министра экономики Максима Орешкина Вадим Живулин согласился с тем, что для более понятного взаимодействия и коммуникации бизнеса, власти и институтов развития нужно «некое сообщество, платформа». Поскольку сегодня меры поддержки «носят отраслевой характер», по мнению Живулина, создание единого ресурса помогло бы повысить эффективность этой работы, понять, каким образом бизнес вовлекается в реализацию нацпроектов. В то же время, это позволит усилить координацию институтов развития.
Денег всем не хватит
Глава фонда «Сколково» признался, что его пугает тот факт, что «многие инструменты, которые работали в течение пяти лет, перестали работать». «Они пользовались спросом и могли бы послужить еще развитию экономики. Мне не понятно, почему не стали работать», – заметил Аркадий Дворкович.
И все меры господдержки есть. Однако есть и несколько «но». Дворкович, например, обеспокоен тем, что «у институтов развития средств на такую большую страну недостаточно». «У нас физически мало денег, и это может дискредитировать нашу работу. Мы очень быстро столкнемся с проблемой, что мы (институты развития, – ред.) не можем оказывать услуги в связи с недостатком средств. Второе – есть тема токсичности господдержки», – заявил Аркадий Дворкович, имея в виду сложности не столько с получением господдержки, сколько с отчетностью за эти деньги: не каждый из тех, кто однажды воспользовался такой финансовой помощью, решается обратиться за ней снова.
А вот замминистра промышленности Василия Осьмакова, волнуют последствия новых инструментов поддержки бизнеса. Осьмаков считает, что, создавая их, государство «создает себе новые проблемы». При этом, говорит чиновник, «самая токсичная – это прямая субсидия, самое тяжелое администрирование, самые большие риски».
Судя по всему, распределители госденег считают, что в чем-то бизнес вполне самодостаточен. По мнению генерального директора Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, порядка 30% государственных средств, предусмотренных на реализацию нацпроектов, вполне можно заместить частными деньгами. Соответственно, «сэкономленные» бюджетные средства направить еще на какие-то другие нужды, расширить существующие нацпроекты.
«Скучновато у вас»
Двухчасовое повествование руководителей институтов развития и чиновников о своих наработках, достижениях и планах, скромно сидя в первом ряду (даже не в президиуме), слушал глава ВЭБ Игорь Шувалов. Выйдя все-таки на сцену, он сходу заявил, что заскучал. «Скучновато все происходит. Все размывается, и никакого представления о том, как эта координация осуществляется», – заявил Шувалов.
Сам Шувалов пытался и шутить, и говорить серьезно. Основной посыл своей речи он построил на том, что среди институтов развития не должно быть главных и посредственных. «Нам нужно построить настоящее партнерство, в рамках которого каждый будет заниматься своим делом. Но не будет выполнять свои планы изолировано. Координация нужна для того, чтобы заниматься общим делом», – заявил глава ВЭБ.
Шувалов повторил свою мысль, высказанную еще на Гайдаровском форуме в январе этого года, – о переходе к развитию городской экономики и улучшению качества городской среды. А это – задача малого и среднего бизнеса. Для эффективности совместной работы предпринимателей и институтов развития ВЭБ создает свою электронную платформу. Шувалов пообещал, что это будет «новый формат взаимодействия с бизнесом».
Глава ВЭБ, вселяя оптимизм во всех присутствующих, заметил, что цели нацпроектов, конечно, большие и амбициозны. Но они «все достижимы». «Наши институты должны помогать всем участникам, чтобы эти большие цели были достигнуты», – резюмировал Игорь Шувалов.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский