Выборы уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области лишились всякой интриги. В понедельник, 11 марта, в распоряжении специальной комиссии законодательного собрания региона оказалась только одна заявка на участие: областная общественная палата выдвинула в омбудсмены бывшего сенатора Надежду Болтенко. Как такое возможно и означает ли это потерю доверия к институту омбудсмена или это результат политических игр властей региона, – в материале «ФедералПресс».
«Все ради того, чтобы потерпеть фиаско?»
Накануне стало известно, что общественная палата Новосибирской области внесла на рассмотрение в конкурсную комиссию заксобрания региона кандидатуру экс-сенатора Надежды Болтенко на должность уполномоченного по правам ребенка. За весь срок, отведенный на внесение кандидатов, Болтенко стала единственной претенденткой в детские омбудсмены Новосибирской области. При этом, первые разговоры о возможном переходе Надежды Болтенко на должность уполномоченного начались еще шесть лет назад. Когда обсуждались первые выборы омбудсмена, мэр Новосибирска в 2013 году Владимир Городецкий назвал спикера горсовета Болтенко как «достойную кандидатуру на выдвижение».
«У нее вроде юридического образования нет, юридическое образование будет у сотрудников, которые будут работать в аппарате. У нее, думаю, есть самое главное преимущество — большой контакт с людьми, с общественными организациями, очень большой. Чутье судеб человека, сложностей у нее есть, поэтому если будет принято такое решение, буду считать его достойным», – цитировал тогда Городецкого портал «Тайга.инфо».
За шесть лет, по мнению экспертов, Болтенко только поднаторела в контакте с людьми и общественными организациями. Именно это, по мнению ряда наблюдателей, и может быть причиной ситуации с единственным кандидатом на пост омбудсмена – экс-сенатор выиграет у любого и по большому счету, без разницы есть у нее конкуренты или нет. Такую точку зрения выразил и новосибирский политтехнолог Игорь Козлов.
«Надежда Болтенко в состоянии выиграть выборы у любого кандидата, просто потому что она мощнее и опытные. Ну, так дайте ей эту возможность, пусть она станет омбудсменом в демократическом процессе? Не дают, и стараются минимизировать вопрос конкуренции. Почему так? У меня нет ответа», – добавил он.
По другой версии, причины ситуации, когда омбудсмена придется «выбрать» из списка всего лишь с одним кандидатом – потеря доверия к самому институту уполномоченного в Новосибирской области. Такого мнения, например, придерживается председатель правления организации «Гражданский патруль» Ростислав Антонов. По его мнению, разочарование наступило от дискредитации самого института.
«Если вспомнить, то на самых первых выборах уполномоченного по правам человека, которые были в 2014 году, была жизнь. Но когда всех нас прокатили и отменили результаты голосования, то стало понятно, какие решения и для кого принимают депутаты. Мы видим, что ответственный пост превращается в синекуру для пожилых и уважаемых политиков», – поделился мнением с «ФедералПресс» Антонов.
Правда, есть и третья версия – предрешенность выбора и кулуарность принятия решений.
«На данном примере с Болтенко мы видим, почему остальные не пожелали подать заявки на участие – отсутствует смысл. Предыдущие выборы – по правам человека и предпринимателей – решались кулуарно. Так и здесь получается, достойному кандидату незачем собирать документы, готовить программу и презентацию, выступать перед депутатами. И все ради того, чтобы потерпеть фиаско? Кому это хочется. На мой взгляд, существующая система выбора омбудсменов неэффективна», – прокомментировала ситуацию «ФедералПресс» депутат заксобрания области от ЛПДР Дарья Украинцева.
Связующее звено
Учитывая ситуацию, Надежда Болтенко, по всей видимости, придет на смену Любови Зябревой, которая отработала на посту уполномоченного по правам ребенка с марта 2014 года. Пять лет назад Зябрева победила на конкурентных выборах: вместе с ней, в конкурсе участвовали адвокат Мария Громоздина и депутат Татарского районного совета Новосибирской области Анатолий Холчевский. Кандидатура Зябревой не вызывала вопросов: до марта 2014 года она работала в министерстве социальной защиты региона на должности заместитель руководителя – начальник управления и имела общий стаж в сфере в 23 года. Другое дело, что на посту детского омбудсмена Любовь Зябрева не была столь заметна, как это хотелось бы общественникам и парламентариям.
«Сложно оценивать работу Зябревой только по ее отчетам. Это все лукавое – сколько обращений, сколько было отработано. У меня, например, есть свидетельства, что кому-то Любовь Зябрева просто отказала в помощи, отказалась вести дальнейшие разговоры. Критерии оценки – вообще очень условные. Можно ли, скажем, к ним отнести количество участий в судах или снижение числа детских домов или сколько было выездов в приемные семьи?» – отметил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Ростислав Антонов.
По мнению общественника, в Новосибирской области можно было бы и вовсе пойти на эксперимент: перестать назначать в омбудсмены бывших чиновников и отдать институт на аутсорсинг в организации по защите и помощи детям. Это, по его мнению, поможет и сократить бюджетные деньги, выделяемые на содержание аппарата, и окажется более действенным, потому что общественники «держат руку на пульсе и имеют больше практического опыта».
На федеральном уровне позицию Антонова не все разделяют. Московский политтехнолог и правозащитница Анна Федорова, например, в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» отметила, что в идеале в омбудсмене должны сочетаться как опыт работы в общественных организациях, так и наличие связей в коридорах власти.
«Потому что роль омбудсмена – быть связующим звеном между обществом и государством и защищать интересы людей. Для талантливых людей бэкграунд – не проблема. Чего не знают – тому научаться», – уточнила политтехнолог.
А Игорь Козлов считает, что Надежда Болтенко – оптимальный вариант на пост уполномоченного по правам ребенка.
«Не каждый кандидат может запросто войти к мэру, губернатору, спикеру заксобрание или полпреду. А Надежда Николаевна так сделает. Вообще, если посмотреть с точки зрения достижения каких-либо целей на посту омбудсмена, то Болтенко – оптимальный вариант», – отметил новосибирский политтехнолог.
Фото: РИА «Новости» / Александр Кряжев.