В советские годы Кузбасс считался краем тайги и больших шахтерских зарплат. Позже – островком социализма в бурном море российского рынка. С недавних пор регион как прокляли: трагедия в «Зимней вишне», лидерство по смертности от ВИЧ, черный снег, про который пишут даже зарубежные СМИ. И бонусом – дети, падающие в голодные обмороки. По мнению наблюдателей, корень всех проблем находится в самом Кузбассе: причина – внутренняя политика региона предоставлена сама себе. Подавляющий тулеевский авторитаризм закончился, его сменила война группировок за лакомые должности. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Кемеровские» и их люди
Самая тяжелая аппаратная группа в кузбасской власти сейчас называется «кемеровские». Речь не о тех, кто родился в областной столице, а о недавних чиновниках кемеровской городской администрации. Когда бывший заместитель кемеровского мэра Ольга Турбаба стала заместителем губернатора, начался процесс перехода опытных кадров из мэрии под ее крыло в область. Сначала это выглядело безобидно, но со временем стало значимым фактором в расстановке людей по ключевым постам в регионе.
Сейчас в Кемерове развернулась тихая битва за самую большую в городе поликлинику №5. По словам местного активиста ОНФ Максима Учватова, главврач больницы Светлана Шаламова – сестра Ольги Турбабы. В должность она вступила всего полгода назад. И, как утверждают источники, не случайно. В зоне внимания якобы мог оказаться действующий на базе поликлиники коммерческий медцентр «Медиком».
Сенатор от Кемеровской области в Совете Федерации Дмитрий Кузьмин, по некоторой информации, может быть дальним родственником Ольги Турбабы. До этого он занимал должность руководителя компании «СДС-энерго» – энергетического подразделения кузбасского холдинга «СДС». Наблюдатели обращают внимание на тот факт, что взлет государственной карьеры Кузьмина совпал с переходом Турбабы в заместители губернатора по внутренней политике.
На фоне заботы о родственниках замгубернатора Турбабы регулярно появляются пугающие новости из Кузбасса.
Скандал за скандалом
Как отмечают наблюдатели, кейс детского омбудсмена Кислицына, который заявил, что кузбасские школьники падают в голодные обмороки, был предотвратим. Голодных школьников в регионе найти так и не удалось, зато голодающие дети Кузбасса стали медийным мемом. А родился этот мем как будто из-за того, что Дмитрий Кислицын полгода не мог встретиться ни с кем из нового кузбасского руководства. Замгубернатора Турбаба, в чью сферу ответственности входит работа с правозащитниками, была занята аппаратными делами. Но даже после своего громкого заявления, Кислицыну не удалось выйти на диалог с Турбабой. Скандал пришлось расхлебывать губернатору Цивилеву, лично объезжая школьные столовые.
На губернатора же, выражаясь метафорически, свалилась и 50-метровая статуя Святой Варвары. Идея украсить столицу Кузбасса большим монументом вполне в духе времени. Но она требовала проработки и, что еще важнее, подготовки общественного мнения. Блок замгубернатора Турбабы, по мнению наблюдателей, не предпринял никаких усилий по этой части. Некоторое время статуя «бродила» по Кузбассу в виде слухов – там она и приобрела свой гигантский рост (на самом деле монумент планируется в два раза меньше). А потом общественность просто поставили перед фактом: Варваре – быть. Причем, в самой болезненной точке Кемерова – заповедном городском бору. Результат: волна негатива в адрес региональной власти и появление на пустом месте деятельного оппозиционного сообщества по защите кемеровского бора. Сообщество уже оформило устав и рассылает заявки на митинги протеста, а на контакт с ним до сих пор никто из ответственных лиц не вышел.
Главным экзаменом для Ольги Турбабы должна была стать отмена выборов мэров в Кемерове и Новокузнецке. Это далеко не первый прецедент в стране, и было заранее известно, что отмена выборов может сильно обострить внутриполитическую обстановку в регионе. Хотя слухи о готовящемся изменении ходили несколько месяцев, было принято решение попытаться его максимально скрыть. Видимо, в расчете, что народ не заметит перемены. В итоге, новости об отмене выборов мэров появились в СМИ через неделю после того, как областной совет одобрил законодательные изменения. Этим были оскорблены не только простые кузбассовцы, но даже местная власть. Депутаты новокузнецкого горсовета решились на публичный демарш: заявили во всеуслышание, что не утвердят этих изменений, и потребовали пересмотреть решение облсовета. Беспрецедентное событие для Кузбасса. Бунт депутатов был подавлен, но это не разрядило обстановку, а наоборот – продемонстрировало полную неспособность власти к диалогу даже внутри самой себя.
Все эти события последнего года в Кузбассе не имели бы и половины получившегося резонанса, если бы не работа местного ОНФ. Интернет-ресурсы Максима Учватова одними из первых вытаскивали на всеобщее обозрение промахи внутриполитического блока обладминистрации. Причиной, по мнению наблюдателей, может быть обида на новую власть. В кузбасском ОНФ рассчитывали, что авторитет президентского общественного движения будет наконец признан и оценен в регионе по достоинству: там прямо заявляли, что готовы сотрудничать с «областью» и хотят этого, однако вместо этого региональная власть и ОНФ опять оказались противопоставлены друг другу. Есть мнение, что камнем преткновения стала опять же позиция Турбабы – не сотрудничать с общественными организациями, а продавливать свои интересы там, где это возможно.
Фото: ako.ru