Top.Mail.Ru
Экономика
ДФО
0

Высокотехнологичная головная боль. Дальний Восток может остаться без IT-специалистов

Дальний Восток может остаться без IT-специалистов
Дальний Восток может остаться без IT-специалистов

Последние пару лет чуть ли из каждого чайника слышны новости: одна из самых востребованных профессий – разработчик. Тем не менее, дальневосточные работодатели испытывают колоссальные трудности с поиском айтишников. Куда пропадают выпускники профильных направлений с рынков труда, что не так с системой высшего образования в сфере ИТ и как решать эту проблему дальневосточному бизнесу, – в материале «ФедералПресс».

Российская Кремниевая долина

Дальний Восток, как того и хочет президент, развивается со скоростью света. Еще 15 лет назад суровый край, который жил по своим собственным законам, заявил свои права на то, чтобы называться ИТ-центром.

На дальневосточной передовой технологий два города – Якутск и Владивосток. Первый можно смело называть дальневосточной Кремниевой долиной. В Якутске несколько лет назад построили целый ИТ-парк, в котором базируются крупные компании, разрабатывающие собственный софт. Например, именно в Якутске создали как минимум два популярных во всем мире приложения – InDriver и игру TheSecretSociety: HiddenMystery. Последняя заняла 13 строчку рейтинга популярных в мире игр в AppStore. Офисы компаний находятся не только в Якутске, но и в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Сингапуре.

Владивосток знаменит на всю Россию тем, что именно там в конце 90-х создали магазин электроники, который в начале 2010-х покорил всю Россию. Помимо прямых задач – продажа компьютеров, смартфонов и бытовой техники, компания решает и другие вопросы, начиная от сборки электроники заканчивая строительством жилых домов. Головной офис расположен во Владивостоке.

Все эти компании-гиганты и тысячи других бизнесов решают проблемы, связанные с разработкой программ или сайтов. Всем им нужны программисты. Но их нет.

Предлагаю работу, плачу много

Самая низкая зарплата для разработчика на Дальнем Востоке – порядка 40 – 45 тысяч рублей. Это в небольших компаниях и для тех, кто занимает стартовые позиции в програмистской иерархии. Для ребят с опытом зарплатные предложения превышают порог в 100 тысяч рублей. Вакансии на популярных сайтах не закрываются: работодатели постоянно поднимают объявления.

По данным аналитиков HeadHunter, пока Дальний Восток не входит в число лидеров по количеству вакансий в сфере ИТ. Тем не менее, тенденция складывается следующая: количество предложений увеличивается с каждым годом. Например, в 2019 году работодатели разместили на портале на 20 % больше вакансий, чем год назад. Но это не повлияло на соискателей: их по-прежнему мало, и на одну вакансию в среднем претендует всего два человека.

«Этот факт говорит о дефиците IT-специалистов, который сохраняется на протяжении нескольких лет. Вне зависимости от отраслевой принадлежности, компании уже ощутили нехватку квалифицированных кадров, способных не только соответствовать высоким требованиям работодателей, но и быстро адаптироваться к текущим изменениям в бизнес-процессах. Конкуренция за людей в перспективе ближайших 5-7 лет лишь усилится, что скажется на росте заработных плат в сфере IT», – прокомментировала ситуацию «ФедералПресс» руководитель пресс-службы HeadHunter ФО Елана Таращук.

Эти сухие цифры подтверждают рассказы самих работодателей. Генеральный директор крупной федеральной сети по продаже электроники и бытовой техники Дмитрий Алексеев опубликовал в своем Facebook пост о колоссальных проблемах, которые его компания испытывает в поиске айтишников. «Только прямо сейчас нам нужно набрать около 100 программистов. С одной стороны, собственное развитие невозможно без создания новых IT систем, с другой стороны, правительство постоянно подкидывает задачки. Изменение НДС, online кассы, маркировка товаров и т.д., это только часть задач, которые нужно решать в обязательном порядке», – написал глава компании.

Чтобы частично закрыть свою потребность в программистах, компания открыла собственные курсы по программированию в 1-С. Но и это не помогает: ВУЗы выпускают слишком мало специалистов, часть из которых переезжает на запад России.

Многие дальневосточные компании, которых опросил корреспондент «ФедералПресс», испытывают такие же сложности с поиском разработчиков. Специалист отдела кадров одной из якутских компаний рассказала, что на поиск сотрудника может уйти около года. При нескольких открытых вакансиях для программиста с зарплатой до 90 тысяч рублей им приходит по 10-20 резюме. Последний сотрудник, которого компания приняла на работу, устроился в прошлом году.

По словам Сергея Мещерякова, одного из руководителей владивостокского медиа-агентства, которое занимается разработкой сайтов, на поиск одного сотрудника у него уходит несколько месяцев. «С поиском сотрудников испытываем конкретные сложности: подходящих кадров крайне мало. И не из-за того, что их мало с точки зрения опыта, а из-за того, что они еще не поняли, что могут работать в ИТ и разработке и не понимают, что сюда нужно идти как можно скорее», – отметил Сергей.

При этом, Сергей отметил, что резюме на каждую вакансию поступают в достаточном количестве, только среди соискателей крайне мало тех, кто подходит хоть по каким-то критериям. «Нам не важно, есть ли у человека высшее образование. Даже будет плюсом, если человек не тратил время на обучение и пошел сразу изучать разработку своими силами с молодых лет. В основном мы и берем людей без опыта, имеющих только какие-то базовые навыки в разработке, полученные либо в полевой работе (самоучки, которые сделали парочку своих проектов), либо прошедшие какой-то базовый курс обучения в Сети. Мы считаем, чем раньше начал работать и изучать ремесло, тем лучше», – рассказал руководитель компании.

ЕГЭ показал, кто тут умнее

Все сложности работодателей с поиском кадров на позиции программистов и разработчиков так или иначе упираются в ВУЗы и ЕГЭ. В 2018 году по всей России сдавать информатику, необходимую для поступления на профильную программу обучения, собирались порядка 65 тысяч человек. Для сравнения, на физику пошли почти 172 тысячи школьников. В Приморье год назад экзамен по информатике сдали порядка пятисот детей. Из этих детей, которые чуть ли не в одиночестве сдают информатику, до нормальных баллов дотягивают единицы. Например, в Приморье из пятисот 101 ученик сдал ЕГЭ на два балла. Еще 243 еле перешагнули минимальный порог. Высокое количество баллов, которые условно приравнивают к четверкам и пятеркам, получили 162 человека.

С результатами ЕГЭ дети идут в университеты, которые ориентируются с количеством мест на каждую специальность исходя из статистики прошлых лет. В среднем крупные дальневосточные ВУЗы готовы принять в этом году по 20 студентов на каждое направление обучения.

Интересно в этом процессе и то, какие требования для абитуриентов, собирающихся обучаться высоким технологиям, предъявляют университеты. Все большие игроки берут на бюджет всех, кто сдал информатику на 40 баллов и выше (40 баллов – минимум, который надо набрать, чтобы получить тройку, – прим. Ред.). Для сравнения, чтобы поступить на журналистику, абитуриенту необходимо сдать каждый из четырех экзаменов на 92 балла из ста. И это минимальный проходной балл.

Недостаточное количество абитуриентов – еще не вся проблема. По данным ДВФУ, в среднем только 55 % студентов ИТ специальностей получают диплом бакалавра. Но и это еще не конец. Из этих 55 % больше половины уходят в магистратуру, а еще около 5 % переезжают за границу.

Пока неповоротливая система образования подстраивается под современную реальность, молодое поколение идет по новому пути – экспресс-образования. Такие проекты есть и на Дальнем Востоке, причем, обучение начинается для детей от 6 лет. На различных курсах можно получить необходимые навыки и знания, а обучение длится несколько месяцев. При этом все больше работодателей готовы брать к себе именно таких – неопытных и малообразованных специалистов.

Фото: pixabay.com

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.