Немало важных внутриполитических событий пришлось на уходящую неделю. В Сочи в эти дни проходит финальный этап конкурса управленцев «Лидеры России», который уже стал важной частью кадровой политики государства. В четверг президент России Владимир Путин принял участие в съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), где ответил на самые тревожащие бизнес вопросы и призвал предпринимателей вкладываться в нацпроекты. Не можем обойти стороной и выездное совещание Совбеза, которое прошло в Ижевске. Обсуждаем главные смыслы недели с ведущими политологами страны.
Лидерство – в регионы!
В 13 по 17 марта в Сочи проходит финальный этап конкурса управленцев «Лидеры России». В этом году в нем приняли участие уже больше двухсот тысяч человек. На заключительный этап съехались губернаторы российских регионов, которые создают аналогичные «Лидерам России» конкурсы в своих субъектах. Первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко отметил высокий уровень проведения конкурса и не менее высокий уровень конкуренции между участниками. Теперь, по его словам, уже работодатели будут конкурировать между собой за финалистов, которым в этом году пришлось не только решать управленческие задачи, но и создавать свои уникальные социальные проекты. Кого-то из них ждут высокие назначения при региональных администрациях, в министерствах и госкомпаниях. Но не это главное, считают эксперты.
Комментирует политолог Марат Баширов:
«В 2019 году совершенно другой состав участников. Конкурс уже раскрутился. Люди, которые считают, что можно с помощью этого конкурса не только себя оценить, но и получить какое-то продвижение, начинают все активнее в нем участвовать. Я это чувствую по своим знакомым. Уже состоявшиеся менеджеры все равно идут на этот конкурс, так как они видят в нем некую пробу себя. Они верят, что это им как-то поможет не только при переходе на госслужбу. Они видят пользу даже в рамках той карьеры, которой они занимаются. Это необычный социальный эффект.
Самое главное: организаторам удалось удержаться от соблазна, что, если кто-то выиграл, то он обязательно куда-то будет назначен или пристроен. Это была бы самая большая ошибка. Их задача – спровоцировать не только участников конкурса, но и региональные власти. Аналогичные процессы происходят в Нижегородской области, когда Глеб Никитин ищет себе новых людей, новых управленцев и проводит аналоги этого конкурса. Наша основная кадровая проблема – в регионах. Я бы сказал, что главный эффект от конкурса «Лидеры России» не наверху, а внизу, где и происходит самое главное».
Комментирует политолог Анна Федорова:
«Если в целом смотреть на результаты работы этого мероприятия и на то, как оно повлияло на систему кадрового отбора в стране, мы увидим, что этот опыт был масштабирован – в регионах появились несколько десятков аналогичных конкурсных площадок. Они есть в Псковской области, в Ивановской области и в других регионах.
В целом, меняется подход к подобру управленческих кадров, он становится более гибким, современным. Флагман, паровоз этого процесса – это «Лидеры России». Поэтому тут имеет смысл смотреть на итоги этих двух лет в целом».
Гарант спокойствия
В минувший четверг президент России Владимир Путин посетил съезд РСПП. Глава государства призвал деловые круги активнее участвовать в реализации национальных проектов и не бояться вкладывать свои деньги. Путин также пообещал бизнесменам усовершенствовать законодательство в части инвестиций и выразил надежду на партнерство между предпринимателями и госвалстью. На закрытой части мероприятия, где Владимир Путин беседовал с президиумом РСПП, бизнесмены расспросили президента о международной обстановке, перспективах отношений с США и коснулись резонансного дела Майкла Калви. По итогам встречи можно сделать вывод, что стороны поняли друг друга и действительно рассчитывают на партнерское взаимодействие.
Комментирует политолог Марат Баширов:
«Я бы отметил атмосферу. У нас же есть коллеги за рубежом, за океаном, которые считают, что если простимулировать крупный бизнес в России, то он будет влиять на политическую власть. Это одно из величайших заблуждений. Съезд показал, что все всё прекрасно понимают. Даже те утечки, которые были с закрытой части встречи президента с президиумом РСПП, это подтверждают. Предприниматели попросили Путина разъяснить, что вообще происходит в мире, как будут развиваться отношения с США, как будет развиваться ситуация с Brexit. Это говорит о том, что крупный бизнес не исключен из всех этих международных процессов. Они в открытую спрашивают президента, а он им отвечает. Эта атмосфера очень важна. Президент говорит им, чтоб они включались в реализацию нацпроектов, а бизнес говорит, что ему нужны принципы прозрачности расходов и отдачи. Это встречный диалог. Они говорят о том, что интересует их. Глава государства говорит о том, что интересует его.
Даже обсуждения по делу Калви прошли без всякой драматичности, с точки зрения конкретных критериев. Есть суд, он разберется, возможно, надо как-то внимательнее посмотреть на этот процесс. Но это все совершенно никак не влияет на вес программы, на отношения между бизнесом и властью в России. Это очень важный аспект. Я очень переживал именно из-за этой части съезда. Оказалось, что все сохраняют спокойствие».
Комментирует политолог Павел Данилин:
«Бизнес успокаивать не надо. Бизнесу нужно понимать перспективы. Что касается перспектив, то все было предельно четко сказано: санкции не снимут, ситуация на внешнем контуре будет ухудшаться, давление на нас будет продолжаться и, возможно, будет нарастать. Это первое.
Второе – это то, что касается процессов внутри страны. Глава государства обещал оградить бизнес от криминальной конкуренции, силового вмешательства, и, конечно, он потребовал от бизнеса, чтобы тот при этом платил налоги, выступал сознательным институтом нашего общества, то есть такая взаимозависимость. В этом отношении все было достаточно понятно».
Диверсификация безопасности
12 марта в Ижевске состоялось совместное выездное совещание секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева и полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе Игоря Комарова. Николай Патрушев обозначил несколько приоритетных тем в ходе совещания. Одна из них касалась снижения уровня смертности на дорогах и ужесточения ПДД. Впрочем, эта проблема актуальна не только для ПФО, но и для всей России. Стоит обратить внимание на заявление Патрушева, связанное с предстоящим снижением гособоронзаказа. В этих условиях секретарь Совбеза призвал предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) активнее заняться диверсификацией своих производств. Также Патрушев обратил внимание на проблему манипулирования сознанием подростков посредством соцсетей. В регионах ПФО будет создана база по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Секретарь Совбеза считает важным оперативно выявлять подростков из «группы риска», а также заниматься одаренными детьми. Почему именно эти темы прозвучали на совещании в Ижевске?
Комментирует политолог, бывший сотрудник полпредства в ПФО Дмитрий Журавлев:
«Если речь идет о диверсификации военного производства, то у любого директора завода или главы региона сразу же начинают седеть виски. Все новое – хорошо забытое старое. Все это уже было. Проблема не в том, что не нужно использовать военные технологии в области мирной экономики. В России всегда был перекос в сторону военных технологий. Наша экономика так сложена, что ей удобнее производить ракеты, чем пуговицы. Периодически очередной лидер говорит, что надо делать пуговицы на военных заводах, ведь ракеты же получаются. После чего мы делаем пуговицу ценой в самолет.
Как перевести специфическое производство на другие продукты? Это огромная проблема. Благодаря использованию военных технологий появился мобильный телефон. Никто ж не предполагал на заводах по производству оборудования по созданию белого шума начать производить мобильные телефоны. Был использован сам принцип, а производство – другое.
Почему ПФО? Значительная часть ОПК у нас находится в ПФО. Если не брать Томск и какие-то предприятия в ЦФО, то ОПК – и есть ПФО. На Урале, даже при огромных тракторных заводах, ОПК попроще. В ПФО находятся ядерный комплекс, авиация, «химия». Понятно, почему эта тема выбрана. Понятно, что ее реализация будет тяжелой.
Тема молодежи, выбранная Совбезом для ПФО, тоже очень понятна. Там очень много вузов. И опять же это связано с ВПК. ВПК – это реальный потребитель высшего образования. В той же Удмуртии зарплаты в политехническом университете выше, чем в классическом, что, в общем, России несвойственно. В политехническом вузе есть реальный спрос на выпускника. В данном случае вопросы ОПК и молодежи взаимосвязаны».
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»