Top.Mail.Ru
Общество
Кировская область
0

Избавиться от провинциальности. Как Киров будет бороться с кричащей и уродливой рекламой

реклама
Эксперты считают, что баннерная реклама уродует здания и портит облик города

В прошлом году Киров ступил на «тропу войны» с пестрой и навязчивой рекламой, которой «украшены» даже исторические дома в центре города. Начать решили с улицы Ленина, которая начнет преображаться уже в следующем году. Общественники рады тому, что хотя бы одна улица перестанет напоминать шанхайский рынок, а предприниматели негодуют – им придется за свой счет переделывать вывески и перекрашивать фасады. «ФедералПресс» спросил у кировских экспертов, чего ждать бизнесу и жителям города от «рекламной революции».

Нужен для порядка

О том, что руководству Кирова нужно установить хотя бы минимальные правила для размещения рекламы на зданиях, общественники начали говорить еще несколько лет назад. Активисты отмечали, что огромные баннеры с рекламой пельменной или магазина нижнего белья не украсят ни одно здание, и уж тем более историческое, но на изменение подхода при прежнем руководстве города, казалось, не надеялись. Ситуация изменилась в 2018 году, когда новый глава администрации города Илья Шульгин заявил, что намерен пересмотреть подход и к размещению рекламы на фасадах домов.

«Киров «замусорен» рекламой, – заявил Шульгин через два месяца после назначения на должность. – На некоторые торговые центры города больно смотреть, потому что они пестрят рекламой: начиная от суши и трусов, до газового оборудования и чебуреков. В других городах с этим поработали, а в Кирове пока существует провинциальность, от которой нужно избавляться».

Шульгин отмечал, что наведение порядка в этой отрасли не только даст возможность без слез смотреть на здания, но приведет к пополнению бюджета. Сити-менеджер ссылался на опыт Казани, которая в 2015 году заработала на рекламе 1 млрд рублей, а к концу 2018 года собиралась удвоить эту сумму. Доходы Кирова на этом фоне, действительно, казались смешными – город получал от рекламы лишь 30 млн рублей в год.

3ab64300c7a41fd70dc7cfdecea58667.jpg

«Дизайн-код необходим, прежде всего, для наведения в городе визуального порядка, – соглашается с Шульгиным координатор движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов. – Сейчас в городе нет документа, который бы регламентировал размещение рекламы, и все работают по принципу «кто во что горазд». Мы видим на домах баннеры, растяжки, светодиодные экраны – все это мелькает и отвлекает внимание от архитектурного облика зданий».

Редактор паблика «Строим Киров» Александр Галушко тоже поддерживает инициативу властей, отмечая, что успешный город встречает жителей и гостей с чистым «лицом», а не завешанным бумажками и растяжками.

«Поскольку у разных предпринимателей свои представления об уместности того или иного оформления, сейчас эта сфера находится в полном хаосе, – констатирует Галушко. – Чтобы установить единые стандарты для оформления вывесок и размещения рекламы, просто необходимо принятие определенных нормативных актов, которые для простоты называют «дизайн-кодом».

Кому это нужно?

Пока наиболее прогрессивная, но все-таки небольшая, часть горожан рассуждает о том, как дизайн-код изменит внешний облик зданий, многие жители задаются вопросом: «Зачем это нужно?». Кто-то не понимает, что такое «дизайн-код» и какая от него польза, другие считают работу с рекламой бесполезной работой при общей архитектуре города и запущенности сферы благоустройства, третьи – все понимают, но считают уродливую рекламу далеко не первоочередной проблемой, которая должна волновать власти.

«Думаю, среднестатистическому кировчанину неведомо слово «дизайн-код» и ему от этого ни жарко, ни холодно, – отмечает генеральный директор рекламного агентства Tom Garret Константин Садаков. – Не могу сказать, необходим ли нашему городу дизайн-код – мне кажется, это просто модное словечко. Но вот достойный архитектурный облик города и стандарты размещения рекламы на улицах города – да. Особенно это касается исторической части города и архитектурных памятников. Некоторые здания напоминают шанхайский рынок».

Александр Галушко, напротив, отмечает, что с каждым годом все больше горожан начинают задумываться о качестве окружающей среды:«Именно горожане формируют запрос на комфортную визуальную среду, поэтому и чиновники начали готовиться к принятию необходимых документов. А значит, и бизнес должен стремиться к более красивому оформлению».

А что бизнес?

Все эксперты, опрошенные «ФедералПресс» признали, что поначалу бизнес вряд ли придет в восторг от идеи кировских чиновников очистить город от уродливой рекламы. О многом говорит и тот факт, что кировские депутаты лишь со второй попытки приняли изменения в правила размещения рекламных конструкций. Проект закона, который был принят в октябре прошлого года, изменил правила размещения рекламы в Кирове. Так, обозначались минимальные размеры информационного поля: на жилых домах их площадь должна была составлять 120 кв. метров, на иных объектах – 50 кв. метров. Депутаты, многие из которых сами являются предпринимателями, сначала отклонили проект, сославшись на заботу о малом бизнесе и жителях домов, которые получают доходы от размещения рекламы.

«Мы сейчас рассматриваем нормативную базу, а не ведем речь о доходной части собственников помещений, – возражал тогда народным избранникам Шульгин. – Если руководствоваться этим, то мы получим очень «интересный» город, потому что рекламой будет занят каждый сантиметр, здания превратятся в фавелы. Что касается бизнеса, то громче всех выступают те рекламные компании, у которых сотрудников – два, но выручка довольно большая».

e5a68ef6e790e7ac088e83d5d3c99f05.jpg

Несмотря на это, учитывать интересы бизнеса властям все же придется, если они не хотят повторения истории, которая произошла в 2017 году в Саратове. После замены вывесок на городских улицах и площадях, которая была продиктована новым дизайн-кодом, предприниматели начали жаловаться на резкое падение доходов. Кроме того, после демонтажа баннеров на некоторых зданиях открылись обветшавшие фасады – ремонтировать их тоже пришлось предпринимателям. После жалоб бизнеса в конфликт вмешалась даже прокуратура – в итоге депутаты Саратовской гордумы проголосовали за отмену согласования вывесок с мэрией.

Анатолий Курбанов не сомневается, что и в Кирове бизнес сначала будет выступать против изменений: «Однако исследования доказывают, что введение дизайн-кода не оказывает на бизнес негативного влияния. Скорее наоборот, когда фасад очищается, то и магазины становятся заметнее, видней. По факту, бизнес только выиграет – по крайней мере, об этом говорит практика других городов».

Константин Садаков уверен, что если процесс будет запущен, то финансовых проблем бизнесу будет не избежать.

«Кто будет за это платить? В Европе затраты ложатся на местные муниципалитеты, – отмечает Садаков. – Соответственно, платят за все граждане-налогоплательщики. У нас же все делается за счет предпринимателей – это плачевная ситуация, особенно сейчас, в кризис, когда предприниматели буквально выживают».

При этом Садаков отмечает, что сами рекламщики, в отличие от предпринимателей, которым придется за свой счет менять вывески, вряд ли пострадают от изменений – они получат новые заказы. Однако не исключено, что изменение правил игры коснется мелких игроков на рекламном рынке и нанесет ущерб рекламщикам, которые работают с большими форматами и конструкциями.

Что изменится?

Процесс разработки дизайн-кода уже начался – в администрации Кирова отмечают, что весной запланирована встреча с урбанистами. В качестве экспертов планируют привлечь участников прошлогоднего урбанистического форума и специалистов студии Артемия Лебедева. Проведут встречи и с предпринимателями – на них владельцы и арендаторы зданий смогут высказать свои предложения. Одновременно будет идти работа по паспортизации зданий в исторической части города – в документах будет прописан цвет объекта, места размещения вывесок, указателей, номеров домов, подсветки. В мэрии обещают, что окончательный вариант дизайн-кода будет представлен в октябре 2019 года.

Александр Галушко говорит, что изобретать велосипед, разрабатывая дизайн-код, кировским чиновникам не придется – «принципы эти давно известны и обкатаны в других, более прогрессивных городах».

«В Кирове такие заведения, пусть и редко, но тоже встречаются, – говорит Галушко. – Например, итальянский ресторан на улице Карла Маркса. Кроме того, владельцы магазинов несколько раз интересовались в нашем паблике, где можно посмотреть наработки по дизайн-коду, чтобы не сесть в лужу с неуместной вывеской. Это говорит о том, что ответственный бизнес у нас есть, ему только надо подсказать, к чему стремиться. Да, это потребует определенных финансовых вложений. Поэтому стоит предусмотреть переходный период для замены старых вывесок. А новые конструкции следует устанавливать уже по тем правилам, которые примут ориентировочно до конца года».

ad42811a466599ed6294dd5ca7d6e414.jpg

Анатолий Курбатов отмечает, что работа по внедрения дизайн-кода начнется уже летом на улице Ленина и будет продолжаться около трех лет:«Предпринимателям будет дан определенный срок, чтобы заменить вывески на новые – в противном случае их ждет демонтаж и штраф. Всю эту процедуру мы сможем за три года обкатать на улице Ленина. Ведь нужно понимать, кто и при каких условиях будет наказывать предпринимателей, каковы будут размеры штрафов, кто будет следить за исполнением требований дизайн-кода и так далее. Это сложный процесс, поэтому его следует опробовать на одном участке, а потом уже распространять на весь город».

«В этом вопросе нужно прислушиваться к общественности и не рубить с плеча, – заключает Константин Садаков. – Думаю, что дизайн-код должен начинаться с истории города, с архитектуры и культуры, особенностей местности. И со смены названия на историческое, а дальше – от корней с вершинам».

Фото: администрация города Кирова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.