Арбитражный суд Свердловской области снова просят возобновить производство по делу о банкротстве уральской «Корпорации развития» (КР). Ходатайство подал один из кредиторов – компания «Бруно финанс», связанная с европейским офшором. О том, угрожает ли корпорации банкротство и откуда у нее появились долги и кредиторы, – в материале «ФедералПресс».
Откуда взялись долги
Иск о банкротстве КР был подан год назад. Основанием для него стала крупная задолженность организации перед подрядчиком строительства автомобильно-железнодорожного моста через реку Надым – компанией «Мостострой-12», которую связывают с известным бизнесменом Александром Забарским.
В целом проект стоил 8,5 млрд рублей, однако корпорация расторгла договор с подрядчиком раньше времени из-за того, что тот не укладывался в сроки. «Мостострой-12» обратился в суд с заявлением о том, что КР недоплатила ему 2 миллиарда. В марте 2016 года арбитраж признал факт задолженности. Корпорация использовала все возможности, чтобы отменить решение. Когда все инстанции, включая апелляцию в Верховном суде, были пройдены без изменений, а деньги кредиторам не поступили, они потребовали признать КР банкротом.
К тому времени у «Мостостроя» возникли проблемы. Бизнес Забарского пошел под откос после того, как в 2017 году был задержан глава Удмуртии Александр Соловьев. Его обвинили в получении от Забарского 139 миллионов за полную авансовую оплату строительства моста через Каму. В том же году «Мостострой» признали банкротом. Свои требования он переуступил двум компаниям. Основную часть долга (свыше 2 млрд) теперь с КР требует «Корпорация Северо-Запад» (КСЗ), еще 67 млн – «Бруно финанс», обе компании участвуют в деле. О требованиях в 500 миллионов к должнику заявил также «Чешский экспортный банк» (он кредитовал строительство ТЭС «Полярная»).
КСЗ зарегистрирована в Тюмени, ее учредителем, согласно данным ИАС Seldon.Basis, является Сергей Рамазанов. Прежним ее учредителем была телекоммуникационная компания «Экспател» Игоря Юзефовича (до декабря 2017-го КСЗ называлась «Экспател Северо-Запад»). «Экспател» является кредитором самого г-на Забарского и в счет погашения долгов уже получил не только «Мостострой-12», но другие его активы, например, «Тюменьстальмост».
Беспокойный кредитор
О втором новоиспеченном кредиторе КР, «Бруно финанс», известно меньше. Основной вид деятельности компании – операции с недвижимым имуществом. Учредителем и директором компании значится Михаил Добросердов, который в прошлом году учредил также фирму «ДДА Консалтинг». Нити от г-на Добросердова ведут к компании «ЭлБиЭс Финанс» из Лихтенштейна. Ее дочерней организацией является «Бруно менеджмент», который также имеет дело с недвижимостью (ее возглавляет тот же Добросердов).
О последней компании известно несколько больше. Она зарегистрирована в Москве, хотя деятельность ее так или иначе связана с Уралом. В системе Seldon.Basis она значится учредителем ТСЖ «Буревестник» в Надыме. В 2016 году сообщалось, что «Бруно менеджмент» взялся достраивать трехсекционный жилой дом на улице Щербакова в Тюмени, возведение которого было заморожено в середине 2000-х. Сдать дом обещали в начале 2018-го.
В том же году главному управлению строительства Тюменской области пришлось проводить внеочередную проверку стройплощадки в связи с жалобой соседей, которые опасались падения башенного крана на стройке. Чиновники выявили несоблюдение правил консервации объекта, оштрафовав застройщика на 103 тысячи рублей. Суд также обязал компанию выполнить все требования по консервации. Больше о компании и о стройплощадке в открытых источниках не сообщалось.
«Бруно менеджмент» засветился также в тяжбах, связанных со зданием на улице Ферганской в Екатеринбурге. Мэрии города периодически приходилось судиться с компанией, чтобы получить с нее арендную плату за землю. Компания конфликтует также с предпринимательницей Ольгой Акимовой, которая владеет одним из офисов в здании. Судя по материалам дел, ей не дают войти в здание и перемещаться по нему, пользоваться туалетами (на дверях стоят электронные замки, которые открываются с помощью карточек), а ее офис оставляют без света. В феврале прошлого года Акимова выиграла один процесс, сейчас продолжается другой. Как видим, компаниям Добросердова не удается оставить в жизни Урала хороший след.
Отменить банкротство
В мае прошлого года суд приостановил производство по делу о несостоятельности КР в связи с тем, что в рамках банкротства «Мостостроя» была обжалована передача его долгов КСЗ и «Бруно финанс». В сентябре, несмотря на то, что по одному кредитору решение еще не было вынесено, а по другому не вступило в силу, «Бруно финанс» попросил суд возобновить процесс. Торопливость не пошла кредитору на пользу, и тогда ему было отказано.
В январе компания с офшорными связями, которой больше остальных не терпится получить от КР деньги, повторила свою попытку. Суд перенес рассмотрение доводов «Бруно финанс» на 11 апреля. Кредитор также подал отдельный иск к КР, требуя от нее страхового возмещения, сумма которого пока неизвестна.
Между тем само решение о признании долга за надымский мост может быть также пересмотрено. КР обратилась в суд с просьбой изучить некие «вновь открывшиеся обстоятельства». Заседание по этому вопросу назначено на 26 марта. Если это разбирательство затянется, суд вряд ли примет решение о возобновлении банкротства. А если КР удастся убедить суд аннулировать долг, то и сам вопрос о несостоятельности отпадет сам собой.
«ФедералПресс» обратился в КР с просьбой раскрыть суть тех самых «новых обстоятельств» и рассказать о планах по оспариванию долга и вывода компании из банкротства. К моменту выхода публикации пресс-служба не предоставила такой информации.
Чем занимается корпорация
В 2005 году по поручению президента Владимира Путина была запущен проект «Урал промышленный – Урал полярный». Его главной целью было создание транспортного коридора между районами добычи полезных ископаемых и промышленными предприятиями. В 2006-м для исполнения этой задачи была создана корпорация, первоначально носившая такое же название, как и проект.
Акционерами организации стали регионы УрФО – Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская, Челябинская, Свердловская области, а также немецкая DB International, специализирующаяся на проектах для железных дорог. Помимо инфраструктуры, корпорация должна была заняться реализацией инвестиционных проектов, которые бы стимулировали развитие макрорегиона.
До 2009 года организация занималась только проектной деятельностью, а дочерние общества генерировали убытки. С 2010-го компания сотрудничает с «Транснефтью», обеспечивая объекты компании социальной, коммунальной, транспортной инфраструктурой. За ее счет были построены ТЭС «Харп-12» на Ямале, сетевое хозяйство и жилье для работников «Транснефти» и другие объекты.
К проектам КР относятся также предприятие по выпуску кварцевого концентрата «Полярный кварц», котельные в Челябинской области. В 2011 году корпорация начала реализацию проекта по развитию железнодорожного Северного широтного хода, одним из первых объектов которого стал мост через реку Надым. В 2012-м ее переименовали в «Корпорацию развития».
Кубышка для распила
Деятельность КР неоднократно вызывала вопросы и привлекала внимание правоохранительных органов. После ухода с поста руководителя корпорации Александра Белецкого (2011–2013) был проведен аудит, который показал громадные нецелевые расходы. О результатах проверок новый глава КР Сергей Маслов рассказал президенту Владимиру Путину. По итогам доследственных действий было возбуждено несколько уголовных дел. В прессе назывался разный размер нанесенного корпорации ущерба – от 5 до 11 миллиардов. Нескольких миллиардов недосчитались при строительстве ТЭС «Полярная» на Ямале.
Именно во времена Белецкого был заключен контракт на строительство моста через Надым, который в результате принес корпорации столько проблем. Новое руководство, оценив исполнение контракта и объем работ, решило разорвать контракт с «Мостостроем-12».
В 2016 году следствие снова вскрыло масштабное злоупотребление в корпорации. Было установлено, что заместитель гендиректора Сергей Лукин вступил в сговор с представителями банка «Народный кредит» и разместил на их счетах 2 млрд рублей из КР. Впоследствии, когда у банка была отозвана лицензия, корпорации не удалось вернуть 1 млрд. Во время расследования был задержан сам Маслов и другой его заместитель Владимир Карманов, но их потом отпустили: следствие решило, что Лукин оговорил их после увольнения.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Майорова, Денис Кочкин; Wikimedia