Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Высокие цены на нефть на руку США». Что стоит за новым сокращением добычи сырья

Высокие цены на нефть играют против России
Ккк ни парадоксально это звучит, но высокие цены на нефть на руку американцам, которые развивают сланцевую добычу

Страны ОПЕК+ готовы ускорить сокращения нефтедобычи в марте по сравнению с февралем. Такое заявление прозвучало в минувший понедельник, 18 марта, на технической встрече министров стран ОПЕК и стран, не входящих в эту организацию. На фоне таких заявлений уже подорожал рубль, ведь ожидается, что стоимость барреля нефти пойдет вверх. Но почему в стратегическом плане для России снижение добычи нефти не очень хорошая новость – разбирался «ФедералПресс».

Зачем ОПЕК снижает добычу

Казалось бы, ответ очевиден– потому что в мире скопилось слишком большое количество нефти, наращивание добычи приведет к ее переизбытку, цены упадут, и все нефтяные государства немного обеднеют. Однако так ли это на самом деле? Срок действия нового соглашения ограничивается первой половиной 2019 года, поэтому оно предполагает, что средний суточный объем добычи по итогам всего года уменьшится на 0,6 млн баррелей.

Все это играет на руку не России и даже не членам стран ОПЕК. За последние несколько лет в мире появилась новая крупная нефтяная держава – это США, которые очень быстрыми темпами наращивают добычу нефти из сланцев. Сланцевая нефть – это альтернатива «обычной» нефти. Запасы «необыкновенного черного золота», по подсчетам ученых, гораздо больше запасов «традиционной» нефти. Но себестоимость достаточно высока, в России такие залежи почти не разрабатывают. В Америке же добыча ее становится все более эффективной, добавив свыше 2 млн баррелей в сутки к мировой добыче в 2018 году, – отмечают аналитики Bank of America Merrill Lynch.

Экономисты Сбербанка предостерегают, что сокращение товарных запасов отнюдь не гарантировано – ведь фактическое повышение мирового спроса на нефть в 2019 году может оказаться меньше, чем прогнозируется.

Сразу после согласования новых договоренностей ОПЕК+ участники рынка задались вопросом, насколько высока вероятность, что рост нефтедобычи в США нивелирует ее ограничение участниками картеля и примкнувшими к ним производителями углеводородного сырья.

Темпы роста сланцевой нефти, и правда, более чем внушительные – согласны с выводами коллег в HSBC: «При условии сохранения текущего уровня производительности американская нефтедобывающая отрасль вновь продемонстрирует высокие темпы роста в 2019 году. Годом ранее общий объем добычи в США увеличился в среднем на 2,2 млн в сутки. С учетом последних тенденций рост добычи в 2019 году ожидается на уровне 1,7 млн, что выше предыдущего прогноза на уровне 1,5 млн баррелей в сутки».

«Прогнозы добычи в США на 2019 год отличаются большим разбросом оценок, хотя в большинстве случаев ожидается ускоренный рост во втором полугодии, когда будут введены в эксплуатацию новые трубопроводы и другие объекты инфраструктуры, – отмечают в Сбербанке. – Увеличение нефтедобычи в США на 1,9 млн баррелей в сутки вполне возможно».

В это же самое время добыча традиционной нефти странами ОПЕК, как ожидается, в среднесрочной перспективе будет снижаться с 31,9 млн баррелей в сутки в 2018 году до приблизительно 29 млн в 2024 году, и доля рынка стран картеля будет сокращаться соответственно.

И это очень опасная тенденция, говорят американские аналитики: ведь снижение темпов роста спроса, высокие темпы роста добычи стран, не входящих в ОПЕК, не оставят места для дополнительной добычи ОПЕК в среднесрочной перспективе. «Вместо того, чтобы обеспечить рост, удовлетворяющий растущий мировой спрос на нефть, в последние годы добыча ОПЕК стагнировала, в то время как капитал все больше инвестировался в проекты по добыче в странах, в частности, в нефтяные провинции США с трудноизвлекаемыми запасами», – говорят в Bank of America Merrill Lynch. Получается, что снижение добычи в странах ОПЕК+ играет на руку не этим странам, а США.

На самом деле, ОПЕК, включая ОПЕК+, почти не могут влиять на формирование цен на нефть. Сейчас объемы этого сырья в мире зависят не от технических переговоров и заявлений, а от снижения поставок иранской и венесуэльской нефти из-за американских санкционных действий.

Внимательные наблюдатели скажут, что на самом деле ОПЕК+ находятся в конфронтации с США и все происходящее сейчас в мире нефтедобычи не так линейно. Формально США и правда борются с ОПЕК. Так, в марте сенаторы инициировали сразу два законопроекта с названием NOPEC, цель новых законов – чтобы у правительства США была возможность за манипулирование ценами на энергоносители судиться с ОПЕК. Но вся эта история больше напоминает отвлекающий маневр, переключение внимания общественности на негодный объект.

«Американская сланцевая нефть как никакой другой энергоноситель в мире нуждается в высоких ценах, для них этот ресурс– основной драйвер экономического роста, – говорит представитель крупнейшей государственной компании «Роснефть» Михаил Леонтьев.– Сейчас в США рост сланцевой добычи полностью обеспечивает рост всей производственной цепочки: оборудования, инфраструктуры».

Стем, что США вряд ли будут по-настоящему воевать с ОПЕК, согласны и аналитики Societe Generale. Они напоминают, что США простили саудитам смерть журналиста – причем публично, и взамен на эту поддержку Саудовская Аравия будет соглашаться на все предложения США. Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК+ резко увеличили объем производства, начиная с середины 2018 года, частично в ответ на призыв США компенсировать предстоящие санкции в отношении Ирана.

«Американско-саудовские политические отношения остаются крепкими, и Трамп поддерживает принца Мухаммеда бен Салмана на протяжении всего дела Хашогги. В том случае, если Саудовскую Аравию попросят еще раз увеличить добычу, чтобы компенсировать потери Ирана и Венесуэлы, мы считаем, что они по-прежнему согласятся на это», – говорят в Societe Generale.

При чем тут санкции

США вообще последовательно убирают конкурентов с рынка нефтедобычи. Один из таких механизмов – ФРС, Федеральная резервная система. Именно эта структура регулирует количество долларов, с помощью которых идут сделки на рынке углеводородов. На рынке примерно 80 % сделок «бумажные», там нет никакой нефти, это контракты под будущие поставки, торговля еще не добытыми ресурсами. Объем этих сделок зависит от количества денег на спекулятивном рынке. «И когда они сокращают баланс ФРС, то цены на нефть падают, потому что деньги перемещаются, их просто становится меньше. Они уходят с этих рынков, уходят, в том числе, в американские бумаги и в сам доллар, потому что он становится доходнее. Вот и все. Это первый фактор, основной. И этот инструмент находится в руках у американских монетарных властей», – отмечает экономист Михаил Леонтьев.

К воздействию экономическому – с помощью ФРС – добавляется и политическое: например, санкции в отношении Ирака и Венесуэлы – просто изящное прикрытие праведным гневом сугубо прагматических расчетов. Санкции дают США возможность убирать с мирового рынка большие объемы нефти для того, чтобы замещать их собственными ресурсами. «Политика санкций США непредсказуема и может измениться практически без предупреждения, это является основным источником неопределенности для нефтяных рынков», – напоминают в Societe Generale. Там тоже подтверждают, что, используя санкции для достижения своих внешнеполитических целей, США имеют мощный политический рычаг, который может оказать серьезное влияние на нефтяные рынки. Поэтому, дайте время, как только ОПЕК начнет по-настоящему мешать США, против стран вмиг придумают благовидный предлог, чтобы зачистить рынок по-настоящему, под одного игрока. И то, что сейчас делает ОПЕК+, снижая добычу, по сути, дает странам – импортерам нефти лишь небольшой выигрыш в тактическом плане, а в глобальном смысле обещает выдавливание с рынка и проигрыш.

«Соединенные Штаты Америки отлично знают, что ключевая вещь – это контроль за рынками. Обращаю ваше внимание, у них есть априорное преимущество. Они контролируют мировые цены. Потому что это они устраивают „оранжевые“ революции, они контролируют морские проливы и много еще чего», – отмечает экономист Михаил Хазин.

Хазин считает, что России нужно пересмотреть свою позицию относительно соглашения с нефтяным картелем по сокращению добычи нефти: «С точки зрения государственной политики и стратегии от ОПЕК+ нужно отказываться. Потому что локальный выигрыш будет компенсирован долгосрочным, чтобы не сказать вечным, поражением. А вот, соответственно, в рамках тактики, действительно, можно спорить. Но, еще раз повторю, с точки зрения стратегии ответ абсолютно очевиден».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.