В среду днем состоялась отставка Александра Бердникова с поста главы Республики Алтай. Он объяснил свой уход личными мотивами и невозможностью решить некоторые проблемы. За 13-летний срок пребывания Бердникова у власти было много памятных кейсов. Обозреватель «ФедералПресс» постарался вспомнить часть самых запомнившихся из них.
Аэропорт в Горно-Алтайске
Современный вид главного республиканского воздушного порта стал возможен благодаря компании «Сибмост» и действиям кабмина Александра Бердникова. Бывший лидер мостостроительной отрасли в ноябре 2010 года выкупил 100-процентный пакет акций ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» у ООО «Главторг», которое за два года до этого приобрело актив у правительства Республики Алтай. Первоначально предполагалось, что «Сибмост» займется реконструкцией взлетно-посадочной полосы как генеральный подрядчик, но позже компания и министерство регионального развития республики решили, что частный капитал и субсидии – самый лучший способ развивать аэропорт. Реконструкция стоила собственнику 200 млн рублей, плюс еще 600 млн были получены из федерального бюджета, и закончилась спустя год после покупки аэропорта, после чего в компании принялись поднимать пассажиропоток. Если в 2010 году у аэропорта были всего лишь 500 человек, то спустя три года число пассажиров выросло до 35 тысяч. В 2014 году пассажиропоток стал равен 41 тыс. человек. В последующие годы пассажиропоток только рос. В 2016 году аэропорт Горно-Алтайска стал объектом федерального значения. Спустя год из-за финансовых проблем и назревающего банкротства «Сибмост» был вынужден распродать все свои акции. Контрольный пакет в 60 % достался АФК «Система». Тем не менее, на работу аэропорта смена собственника сильно не повлияла.
Особая экономическая зона «Алтайская долина»
Как особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Алтайская долина» появилась уже при Бердникове: ее создание датируется постановлением правительства РФ от 3 февраля 2007 года. Однако уже с самого рождения жизнь «Долины», что называется, не задалась. Сначала в республиканском правительстве долго шли дискуссии по проекту реализации. Затем встал вопрос о величине налоговых льгот для резидентов зоны. Но самое сложное было впереди – строительство первой очереди инженерной инфраструктуры в виде искусственного озера. Первый подрядчик ООО «Мегаполис» так и не смог в оговоренные сроки завершить сооружение объекта, после чего был отстранен от работ. В 2012 году подряд на строительство получил «Сибмост». Полгода – с мая по ноябрь – потребовалось компании, чтобы закончить строительство озера. Однако при первом заполнении водой выяснилось, что водоем протекает. В последующие три года проблема так и не была решена, хотя на нее тратились солидные денежные транши, достигшие в итоге одного миллиарда рублей. Из-за проблем с озером простаивала остальная построенная инфраструктура – гостиницы, дома отдыха, парки развлечений. Сумма инвестиций в «Алтайскую долину» по разным подсчетам составила от 8 до 20 миллиардов рублей. В 2016 году постановление правительства РФ прекратило деятельность особой экономической зоны.
Чуйский тракт
План реконструкции бывшей федеральной трассы М-52 «Чуйский тракт» Александр Бердников может занести себе в актив. Именно тогдашний губернатор Республики Алтай 1 октября 2009 года презентовал проект в большом зале Драматического театра в Горно-Алтайске. По замыслу Бердникова, 64-километровый участок от границы региона до ближайшего поселка Усть-Сема предполагалось сделать четырехполосным, что увеличило бы туристический поток в республику. К моменту выступления была готова проектно-сметная документация, но реализация началась только в 2011 году. Среди подрядчиков была и компания «Сибмост», которая курировала участок трассы рядом с аэропортом в Горно-Алтайске.
В итоге строительство растянулось на восемь лет. Иными словами, весь свой срок Бердников занимался реконструкцией разных участков «Чуйского тракта». На 2019 год было запланировано окончание строительства развязки у села Майма.
Солнечная электростанция в Кош-Агаче
Еще один проект, появившийся за годы работы Бердникова на посту главы республики, – это солнечная генерация в поселке Кош-Агач. Компания «Хевел», входящая в группу компаний «Ренова», построила электростанцию за полгода. Место в Республике Алтай было выбрано не случайно: в Кош-Агаче наблюдается до 300 солнечных дней, что позволяет вырабатывать до 1400 кВт/ч на квадратный метр в год. Мощность у электростанции – пять мегаватт, что позволяет покрывать дефицит электроэнергии в трех районах региона и еще заниматься поставками на оптовый рынок. Важность объекта была настолько велика, что в церемонии открытия участвовал, пусть и по телемосту, президент РФ Владимир Путин. Инвестиции в электростанцию в Кош-Агаче потянули на полмиллиарда рублей, а сам проект был реализован под эгидой государственно-частного партнерства.
Возвращение принцессы
Самое главное достижение Александра Бердникова в глазах коренных алтайцев – это возвращение Принцессы Укока, мумии, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году, из музея Института археологии и этнографии СО РАН обратно в Республику Алтай. Конфликт между двумя регионами был в вялотекущей фазе, пока в середине двухтысячных, после назначения Александра Бердникова на пост губернатора, республиканское правительство не начало предпринимать активные действия. Условием возвращения была реставрация Национального музея имени Анохина в Горно-Алтайске. В итоге Бердников и бывший председатель СО РАН Александр Асеев подписали соглашение, где обозначалось возвращение Принцессы Укока, а ПАО «Газпром» помогло с реставрацией и строительством отдельного зала и саркофага под объект обожания горных алтайцев. При этом согласно договору собственником мумии был и остается Институт археологии и этнографии СО РАН, а сегодняшнее местоположение Принцессы – временное, пусть и бессрочное.
Фото: РИА «Новости» / Александр Кряжев.