Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Путинский призыв. Эксперты составили портрет современного губернатора

Владимир Путин
Политологи назвали отличия губернаторов путинского призыва от предшественников.

900 дней новой кадровой политики. Доклад Экспертного института социальных исследований отражает полную картину так называемого «путинского призыва» губернаторов, который начался в октябре 2016 года с назначения Антона Алиханова – на тот момент самого молодого главы региона в стране. Об особенностях новой кремлевской кадровой политики, о факторах успеха, губернаторских подвигах, лучших кейсах и запросах граждан читайте в материале «ФедералПресс».

Акклиматизацию прошли

С октября 2016 года в России произошла замена больше половины губернаторов. Среди них были и те, что находились на своих постах еще с нулевых, и те, что были назначены президентами, когда прямых выборов уже (или еще – кому как удобно) не было. Представители новой губернаторской команды, как выяснили эксперты ЭИСИ, заметно отличаются от своих предшественников.

Это не такая уж молодая поросль, что в течение двух с половиной лет пытались внушить людям. Да, среди новых губернаторов были и есть тридцатилетние: в этом возрасте в 2016 году возглавил Калининградскую область Антон Алиханов, а сейчас в этом же возрасте находится избранный прошлой осенью глава Ямала Дмитрий Артюхов. На самом деле, средний возраст новых губернаторов 48 лет – мужчины в самом расцвете сил. А потому один из важных принципов современной кадровой политики не столько в омоложении, сколько в обновлении.

Обновление по всем фронтам. Новые губернаторы – это люди высокообразованные. Достаточно сказать, что у некоторых из них по несколько дипломов о высшем образовании, многие обучались за рубежом и по программам МВА. «Для нового поколения знания – это инструмент повышения эффективности, новых подходов, которые позволяют по-новому взглянуть на управление регионами, по-новому общаться с гражданами, использовать интернет, социальные сети. Есть спрос на постоянное повышение квалификации», – отмечает руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова.

Важной особенностью губернаторов новой формации является их бэкграунд. Во-первых, у 24 из них есть опыт работы на федеральном уровне – это вдвое больше, чем было еще десять лет назад. И это, считают эксперты, очень важно для развития регионов. Даже простым жителям уже понятно, что губернатор должен уметь «договориться с федеральным центром», получить финансирование, войти в пилотный проект и т. д.

Во-вторых, чтобы стать губернатором, мало иметь какой-то уникальный опыт, «моноопыт». По словам Екатерины Соколовой, гораздо важнее иметь «комплексные управленческие навыки». Это говорит о трансформации образа губернатора-хозяйственника: современный глава региона должен уметь и управлять, и договариваться с федеральным центром и бизнесом, и общаться с простыми людьми.

В последних назначениях врио губернаторов прослеживается еще один фактор – в регионы нередко приходят «неваряги». Но это необязательно люди, родившиеся в субъекте, куда они назначаются. Они могли учиться там или работать, сделать карьеру. Ярким примером являются, например, Дмитрий Азаров (Самарская область) и Максим Решетников (Пермский край) – оба сделали карьеру на местах, затем получили опыт на федеральном уровне, обросли связями и вернулись в свои регионы уже в качестве губернаторов.

Впрочем, есть и другие примеры, когда в субъект направляются люди, компетенции которых лучше всего подходят для решения самых сложных проблем на местах. Такие примеры тоже не единичны: это и Сергей Носов (Магаданская область), и Глеб Никитин (Нижегородская область), и Валерий Ремаренко (Сахалин), и Александр Цыбульский (Ненецкий АО). Нужно отдать должное и локальному патриотизму – для многих субъектов это тоже важно. Это учитывалось при назначении, например, популярного в Калмыкии Бату Хасикова главой республики.

Семь подвигов губернаторов

Эксперт Петр Кирьян акцентировал внимание на основных проблемах, которые удалось решить губернаторам «призыва 2017–2018 годов». В представлении Кирьяна это подвиги глав регионов – ведь проблемы настолько застарелые, что казались неразрешимыми.

Тем не менее, Станиславу Воскресенскому (Ивановская область) удалось наладить партнерство с естественными монополиями, решить ряд проблем в дорожной и транспортной сферах. Дмитрию Артюхову (Ямал) уже удалось привлечь инвестиции со стороны профильных инвесторов. Для Александра Цыбульского (Ненецкий АО) оказалась разрешимой проблема переселения из ветхого и аварийного жилья – финансирование на это направление найдено. Опыт Дмитрия Азарова (Самарская область) и его команды в части использования современных методов отбора проектов городской среды, введения принципа инициативного бюджета уже стали примером для других субъектов. Максим Решетников (Пермский край) успешно развивает экспортный потенциал региона. Проблема хищнической рубки леса и вывоза его в Китай практически решена Алексеем Цыденовым (Бурятия).

Мотивированные на результат

Высокая мотивация на результат, на развитие вверенного региона – это один из основных признаков губернаторов новой формации, по мнению политолога Екатерины Курбангалеевой. «Люди приезжают заряженные, все хотят продемонстрировать свои управленческие компетенции», – отмечает Курбангалеева.

Кроме того, эксперт считает, что новые губернаторы лучше своих предшественников понимают «существующие федеральные финансовые механизмы», плотнее работают с фондами, которые занимаются софинансированием тех или иных проектов, лично знают многих министров и глав госкорпораций. В этом плане им, безусловно, проще.

Молодые губернаторы понимают и важность повышения транспортной доступности своих регионов. Поэтому неслучайно, например, Станислав Воскресенский (Ивановская область) и Михаил Ведерников (Псковская область) за несколько месяцев на своих постах смогли запустить «Ласточки», из Иванова запущен еще и авиарейс до Санкт-Петербурга, из Пскова – до Москвы.

Новым губернаторам помогает фактор личного знакомства друг с другом – они все общаются между собой, делятся своими наработками, выстраивают совместные планы. Но, с другой стороны, они и конкурируют, особенно соседи – каждому хочется, чтобы какое-то ноу-хау было реализовано именно на его территории.

Сегодня губернаторы активно используют как инструмент территории опережающего развития (ТОРы), механизмы государственно-частного партнерства, вводят новые подходы к кадровой политике и формированию комфортной городской среды, меняют отношение к отечественному производителю, пересматривают позиционирование вверенных территорий. Повышенное внимание всех глав субъектов новой формации приковано к эффективности расходов. Это прежде всего касается вопросов строительства и содержания дорог, развития системы здравоохранения (например, в Пермском крае по инициативе Максима Решетникова создано единое финансовое пространство для всех медицинских учреждений, что позволяет контролировать денежные потоки).

Пожалуй, в каждом регионе можно найти положительные управленческие практики, внедренные губернаторами «путинского призыва» и их командами. Эти практики, по словам политолога Дарьи Кислицыной, «влияют на повышение доверия к власти со стороны населения и сокращают дистанцию между властью и обществом». Среди ключевых трендов успешных практик эксперт назвала решение конкретных проблем, развитие человеческого кадрового потенциала и новые форматы коммуникации.

Технократ, политик? Главное – люди

Губернаторов новой формации принято называть технократами. Но на самом деле, полагают эксперты, это не совсем так. Например, Андрей Клычков (Орловская область), Александр Бурков (Омская область), Александр Усс (Красноярский край), Владимир Васильев (Дагестан) – это не технократы. Они как раз, скорее, политики. Но, как видно, и они с их опытом и компетенциями оказались востребованы.

И в этой связи на поверхность выходит еще один момент: «главным заказчиком деятельности любого губернатора является население», считает управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом Фирдус Алиев. Поэтому оценивать работу глав регионов нужно не их ранжированием, не многочисленными рейтингами, а уровнем доверия и поддержки жителей вверенных территорий.

По словам политолога Петра Кирьяна, для всех губернаторов базовыми принципами работы стали поездки по своим регионам и встречи с людьми. И это, считает эксперт, важно для самих руководителей субъектов. «Чем дальше от Москвы, тем чаще люди замечают, приезжал к ним врио или нет. Но это не цифры готовности идти голосовать за врио, а цифры удовлетворенности населения», – говорит Кирьян.

Оценка деятельности губернатора населением зачастую влияет на решение вопроса о смене руководителя региона. По словам политолога Екатерины Соколовой, так было, например, в Севастополе, где почти 80 % населения выступили за отставку первого губернатора Сергея Меняйло. Это был запрос снизу, и в Москве его услышали. Позитивные изменения произошли практически во всех территориях: как отметила Соколова, социологические исследования показывают, что в большинстве регионов, где произошла замена губернаторов и управленческих команд, «фиксируется рост позитивных оценок деятельности руководства и рост социального оптимизма».

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.