Задержание федерального экс-министра Михаила Абызова произвело на бизнес очень неприятное впечатление. Абызова обвиняют по очень редкой статье Уголовного кодекса – создание угроз энергобезопасности страны, да еще и в создании преступного сообщества, в которое вошли еще пять человек. Все они работали вместе с Абызовым во времена, когда он был руководителем различных энергоструктур в Новосибирской области. Но империя экс-министра была велика и затрагивала многие регионы. Кому готовится к проверкам – выяснял ФедералПресс.
Е4 ходит едва
Очевидно, что после ареста федерального министра начнутся проверки всех компаний, которые так или иначе входят в контур бизнес-интересов Михаила Абызова. Напомним, что еще в 2006 году он создал группу Е4 (она вошла в бизнес-группу Абызова же – «Ру-ком»
Е4 занималась строительством энергоблоков на крупных станциях страны. Сейчас Е4 в центре громкого федерального скандала. Компания задолжала порядка 30 млрд рублей различным структурам, в том числе банкам, и после этого начала собственное банкротство, перестав платить. Суммы астрономические: только «Альфа-банк» не получил от Е4 свои 5,6 млрд рублей. Вероятнее всего, задержание Абызова связано как раз с тем, что его хотят заставить платить именно эти долги. И уже в ходе расследования выяснились факты вывода средств из сибирских компаний.
Е4 учреждена четырьмя кипрскими офшорами, и, вероятно, именно через эти офшоры и выводились средства, по версии следствия, похищенные в Сибири. Эти офшоры сейчас будут проверять в первую очередь, но так как до кипрской юрисдикции российским силовикам не дотянуться, то следственные группы могут прийти на российские предприятия, которые этими офшорами учреждены.
Ждем в Крыму?
Проверки Е4 будут, скорее всего, тщательными, но больше будут напоминать ловлю рыбы крупной сетью – ведь тут будет задача «накопать еще что-то». Но понятно, кого ждет самая тщательная проверка – по делу, которое сейчас расследуется.
По одной из основных версий следствия, Абызов и его сообщники искусственно завысили стоимость новосибирских энергокомпаний АСС, ПРиС, ПЭСК, РЭМиС и продали их ФГУП «Алмазювелирэкспорт» за 4 млрд рублей, тогда как их реальная стоимость, по данным следствия, составляла 186 млн рублей. Руководство ФГУП, по данным «Коммерсанта», заявляет, что ничего об этом не знало, выступает в деле в качестве потерпевшей стороны. Сейчас ФГУП находится в процессе преобразования, и в его акционерной структуре нет упоминаний о том, что оно является учредителем ряда энергокомпаний.
Во всех проданных компаниях есть главный учредитель – кипрский офшор «Блэксирис Трэйдинг Лимитед». Но небольшая часть акций принадлежит частным лицам, они являются соучредителями и учредителями разных структур. Известных компаний среди них нет, это организации, которые ведут аграрный бизнес в Поволжье, оказывают консалтинговые услуги в Москве и т. п.
Тем интереснее РэМИС: его учредителем значится Алексей Павлов. К слову, компания единственная работает, а не находится в стадии присоединения к другой организации. Павлов является соучредителем компании «Таврида Электрик Новосибирск», дочерней структуры компании «Таврида Электрик». Ее гендиректор Алексей Чалый является одним из «отцов» Крымской весны и инициатором вхождения полуострова в состав России.
Сибирью Россия прирастать будет
Самый большой пул проверок коснется, конечно, сибирских активов, так или иначе связанных с Новосибирском. Например, группа «Ру-ком», которую до сих пор контролирует Абызов, все еще оказывает консалтинговые услуги на очень крупные суммы Сибирской энергетической компании («Сибэко») – той самой, через которую Абызов, по версии следствия, выводил деньги в офшоры и в которую входили проданные компании. Только за неделю ноября 2017 года «Сибэко» перевела «Ру-кому» порядка 20 млн рублей «за консультационные услуги». Клиентом «Ру-ком» была и компания «Региональные энергетические сети» – еще одна пострадавшая от действий группы Абызова сторона. Всего с апреля 2015 по декабрь 2017 года «Ру-ком» получил от этих двух компаний 257 млн рублей.
«Сибэко» находится под управлением Сибирской генерирующей компании. У нее представительства в Кемерове, Красноярске, Абакане и Новосибирске – напоминают отраслевые эксперты. У нее, в свою очередь, доли во многих – крупных и небольших – энергокомпаниях. Очевидно, что после ареста Абызова волна проверок прокатится по большинству энергокомпаний Новосибирской и Кемеровской областей, Красноярского края и Хакасии, в том числе придут в небольшие теплоэнергетические компании, которые поставляют ресурсы жителям небольших городов по всей Сибири.
Почему именно Сибирь?
В крупнейшем регионе страны сложилась уникальная ситуация: во время приватизации энергоотрасли страны акции крупнейших сетевых организаций оказались в одной структуре. По сути, тут сохранили систему АО-энерго, когда в одной организации были и генерация, и сети, и сбыт, и сервисные службы, в других компаниях разделенные на разные компании. Таким прототипом АО-энерго и стала Сибирская генерирующая компания. Пока в других регионах акции сетевых компаний передавали в МРСК, которые были подчинены федеральным «Россетям», в Сибири действовали без оглядки на корпоративные стандарты работы отрасли. «Россети» стали собирать разрозненные активы только три-четыре года назад, объединяя их в «МРСК Сибири». Сами структуры при этом ликвидировались, на их месте появлялись новые – и все с теми же задачами, главной из которых было собирать деньги с населения и бизнеса за поставленную электроэнергию и тепло.
Например, в энергосистеме Новосибирской области системообразующим электросетевым предприятием является та самая пострадавшая компания – АО «Региональные энергосистемы» (РЭС). В его состав входит 8 филиалов, расположенных на территории региона. Представительство компании открыто в Москве. Учредителем компании значится ОАО «Новосибирскэнерго», которое ликвидировано в 2015 году. Правопреемниками юрлица являются, в том числе ОАО «Сибэнергострой», ОАО «Генерация», АО «Электромагистраль» и ОАО «Региональные сети». За 2016 год выручка компании составила 12,5 млрд рублей, чистая прибыль – 454,6 млн рублей, говорится в бухгалтерском отчете компании. Среднесписочная численность – 4407 человек. Стоимость основных средств компании на 31 декабря 2016 года составляла 18,5 млрд рублей, долгосрочные финансовые вложения – 3,1 млрд рублей.
Происходящее относится к периоду с 2011 по 2014 год. С 2012 года Абызов работал министром Открытого министерства правительства – структуры довольно своеобразной, потому что россиянам было в принципе не понятно, чем именно занимается структура. К энергетике, однако, она не имела никакого отношения, ее задачей было сделать работу всего властного блока более открытой. На посту Абызову удалось, хотя и не полностью, добиться того, чтобы свои доходы раскрывали топ-менеджеры крупных госкомпаний.
До перехода на госслужбу Абызов работал топ-менеджером в топливно-энергетических компаниях, в том числе в РАО ЕЭС, «Новосибирскэнерго» и «Кузбассразрезугле». Именно к этому периоду и относится создание преступной группы, если судить по должностям людей, которые вписаны в группу с Абызовым. Напомним, помимо Абызова, обвинения предъявлены Николаю Степанову, Максиму Русакову, Галине Фрайденберг, Александру Пелипасову и Сергею Ильичеву.
Имена эти мало что говорят читателям, но все они так или иначе связаны со структурами, которые уже упоминались. Например, все, что известно о Галине Фрайденберг, – так это данные из базы «Контур. Фокус»: с 2012 по 2013 год она была председателем ликвидационной комиссии ОАО «Сибэнергострой». «Сибэнергострой» прекратил деятельность в 2014 году. Этот некогда мощный советский трест был в 90-е годы приватизирован, в 2005 году – реорганизован, а с 2011 года начался процесс его ликвидации.
По данным аналитической системы «Контур. Фокус», Александр Пелипасов с 2011 по 2015 год был гендиректором АО «СИБЭКО», в совет директоров этой компании входил Максим Русаков. Сергей Ильичев, по данным на 2015 год, являлся членом совета директоров и гендиректором новосибирского АО «Региональные электрические сети». Николай Степанов с 2009 по 2012 годы возглавлял компанию ООО «Ру-ком».
С точки зрения силовиков, дело выглядит так. Михаил Абызов, используя служебное положение, создал преступное сообщество. С помощью этих людей он три года выводил средства из сибирских региональных энергокомпаний, деньги же вкладывал в американские венчурные фонды. По совокупности ему грозит до 20 лет лишения свободы. Следствие считает, что Абызов и перечисленные лица поставили под угрозу устойчивое экономическое развитие и энергетическую безопасность нескольких регионов. В деле может появиться еще несколько новых эпизодов мошенничества, считает «Интерфакс».
Фото:Евгений Поторочин / ФедералПресс
Дело Абызова