Арест бывшего министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова заставил обратить внимание и на его дела в бизнесе. Как оказалось, за последнее десятилетие предприниматель умудрился поссориться со многими крупными компаниями – одним из них он оказался должен денег, у других, напротив, он сам требовал. Об основных столкновениях Абызова в бизнесе – в обзоре «ФедералПресс».
Тяжба с Вексельбергом
Михаил Абызов утверждал, что в 2006 году, покинув РАО ЕЭС, приобрел опцион в компании «КЭС-Холдинг» Виктора Вексельберга (позже была реорганизована в «Т Плюс»).
Бизнесмены якобы договорились о распределении долей в энергетическом холдинге: 41,6 % были у Абызова, 43,3 % – у Вексельберга, а остальные 15 % распределялись между Вексельбергом и Михаилом Слободиным (бывший гендиректор КЭС, а затем «Вымпелкома»). Компании Абызова предоставляли займы КЭС.
В 2011 году, когда началась реструктуризация компании, Абызов заявил о желании получить свои деньги обратно. Почему партнеры не смогли договориться, до конца не ясно. В 2013 году их спор рассматривался в суде Британских Виргинских островов. Абызов требовал с Вексельберга за свою долю около 500 млн долларов. В 2015 году Вексельберг отрицал в разговоре с РБК наличие опциона у Абызова. «Коммерсантъ» писал, что суд в офшоре не поддержал министра.
Тем не менее, как стало известно сегодня, Вексельберг в этом году обратился в Гагаринский суд Москвы с требованием об аннулировании сделки с Абызовым. «ФедералПресс» отыскал иск в базе суда: он был подан 1 февраля, 11-го числа того же месяца суд отказался принимать его к рассмотрению. Истец обжаловал постановление в Московском городском суде. Представитель Вексельберга отказался комментировать «Прайму» разбирательство.
Долги перед банками
Самым известным активом Абызова была инжиниринговая «Группа Е4» – компания, занимавшаяся строительством электростанций. Бизнесмен создал ее на основе нескольких разрозненных активов после ухода из РАО ЕЭС. Пик деятельности компании выпал на 2013 год, когда в ее портфеле, как писали СМИ, были проекты на 160 млрд рублей.
Однако в 2014-м положение компании резко ухудшилось, главным образом из-за сокращения планов по вводу новых энергомощностей. Вскоре последовал банкротный иск. Конкурсное производство в отношении Е4 было введено в октябре 2016 года.
Главный кредитор компании, «Альфа-банк», выставил ей претензии на сумму 6 млрд рублей. Крупная задолженность имеется у компании также перед Сбербанком. В целом требования кредиторов перевалили за 30 млрд. Процедура банкротства все еще продолжается. В числе прочего, суд рассматривает сделки, заключенные Е4 в последние годы перед крахом.
Недавно «Альфа-банк» и кипрская компания Redeliaco Holdings Ltd обратились в арбитраж с ходатайством о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролировавших должника, в том числе Михаила Абызова. Заставить платить по долгам компании хотят также бывшую супругу экс-министра Екатерину Сиротенко и бывшего директора компании Андрея Малышева. Сумма претензий к ним равняется общей задолженности банкрота – 33,6 млрд рублей.
Известно, что уголовное преследование Абызова и его партнеров могло быть начато и ранее. В 2015 году «Альфа-банк» обращался в МВД с заявлением, в котором просил оценить действия руководства Е4 на признаки мошенничества.
Трудности подрядов
Работа Е4 была также не совсем безоблачной. Например, в 2009 году компания конфликтовала с «Газпром энергохолдинг», для которого она строила новые блоки Ставропольской ГРЭС. «Дочка» госкорпорации обвиняла подрядчика в затягивании стройки, в Е4 обвиняли в том же заказчика, подозревая, что новые мощности в регионе ему самому не нужны. ГЭХ требовал от компании Абызова через суд расторжения контракта и возвращения аванса, однако ему было отказано. В итоге этот вопрос удалось решить миром. Объект в Ставрополье достроен не был, но Е4 получила другие заказы от «Газпрома».
Неприятностями для Е4 обернулся и контракт с финской компанией Fortum на строительство блоков Няганской ГРЭС. Объект нужно было построить в голой тундре в тяжелых арктических условиях, в результате со сдачей объекта опоздали на 1,5 года. А компании пришлось выплатить заказчику более 1 млрд рублей штрафа.
Расторгнуть контракт с Е4 из-за затянувшейся стройки был вынужден не только «Фортум». Компания недостроила блоки Пермской ГРЭС для «Интер РАО», Серовской ГРЭС для «Газпрома», Нижнетуринской ГРЭС для КЭС. Компании годами судились друг с другом, пытаясь отвоевать разные суммы. Некоторые уже не столь крупные разбирательства продолжаются по сей день.
Дело Абызова