Российским чиновникам напомнили, что мандата на неприкосновенность ни у кого из них в стране нет. Бывший министр по делам «Открытого правительства», предприниматель Михаил Абызов задержан по подозрению в хищении 4 млрд рублей и организации ОПГ. Уголовное дело экс-министра без портфеля сразу же обросло конспирологическими теориями из разряда битвы «башен Кремля» и подрывом авторитета главы российского кабмина Дмитрия Медведева. Как сообщают «ФедералПресс» различные источники, Михаил Абызов уже давно мозолил глаза силовикам. Но почему на арест решились именно сейчас, и что еще стоит за этим громким уголовным делом? Подробности – в материале «ФедералПресс».
Неудачный политик
Никого на Руси не удивишь «посадкой» чиновников, особенно, имеющих статус «экс». Личность Михаила Абызова на посту министра по делам «Открытого правительства» всегда вызывала массу вопросов у экспертов и простых обывателей. Мало кому было понятно, чем занимается Абызов и его квазиведомство. Однако ему удалось просидеть без портфеля в правительстве целых 6 лет. При формировании действующего состава кабмина «Открытое правительство» пустили под нож. Подобное развитие событий «ФедералПресс» прогнозировал еще в начале прошлого года.
Сам Абызов не отрицал, что успешную карьеру политика ему не удалось выстроить, и говорил в прошлом году, что свою деятельность он оценивает «на три с минусом». Ряд экспертов считает, что провальная политика Абызова в качестве министра без портфеля не могла стать причиной ареста, но была хорошим подспорьем для уголовного преследования. Как рассказывает политтехнолог Андрей Колядин, принимавший участие в организации «Открытого правительства», этот орган задумывался как интересный и перспективный проект, далекий от того, во что он превратился.
«Мы работали с территориями, работали над вопросами развития местного самоуправления и изменением финансовой политики центра в отношении территорий для появления за ними новых смыслов. Много всего интересного было разработано вместе с Георгием Боосом и Александром Новаком. Если бы это все было реализовано на практике, я могу сказать, что территории зажили бы в новой реальности, и страна бы изменилась», – рассказывает Колядин.
Силовики настояли
По словам Колядина, вся история «Открытого правительства» была сведена к попыткам создания биг-даты событий в правительстве, прохождения документов, внесения корректив, куда каждый человек мог зайти и понять, как решается тот или иной вопросы в рамках правительства, министерств, администрации президента. То есть речь идет об инструменте, который способствовал бы абсолютной прозрачности деятельности органов власти. Однако в условиях напряженной международной обстановки, подобный инструмент становился хорошим источником получения серьезной разведывательной информации о деятельности нашей страны. Силовики выступили против идей «открытого правительства», а Абызову пришлось имитировать активную деятельность.
«Идею не поддержали Совбез и руководство страны. Поэтому вместо интересных проектов Абызов разрабатывал идеи по упорядочиванию контроля за различными предприятиями и гражданами на территории страны, инвестиционными явлениями. По сути, Абызов был в свободном плавании, имитируя активность и разрабатывая хоть какие-то идеи, которые могли бы быть приняты в новой политической среде. А идеи «Открытого правительства» были похоронены и не были реализованы, хотя могли серьезно изменить нашу страну», – рассказывает Колядин.
Именно негативное отношение силовиков к «Открытому правительству» и Михаилу Абызову сыграло решающую роль в задержании последнего. Об этом «ФедералПресс» рассказывает осведомленный источник. Разработка бывшего министра без портфеля велась уже давно. Нужна была отмашка первого лица государства. Еще в 2015 году Абызова пытались привлечь к уголовному делу в рамках расследования деятельности руководства компании «Группа E4». Тогда компания вступила в конфликт с «Альфа-банком», который подал заявление в антикоррупционное управление МВД с просьбой проверить руководство АО «Группа Е4». Причиной стала задолженность банку в 6 млрд рублей.
Охота на либералов
Очевидно, что дамоклов меч висел над головой Абызова уже давно, но решение об аресте принято только сейчас. Директор центра политологических исследований при финансовом университете Павел Салин считает дело Абызова очередным этапом системного наступления силовиков на кремлевских либералов, которые начали «парад поручительств». За Абызова уже поручились Анатолий Чубайс, Наталья Тимакова, Аркадий Дворкович и даже актриса Чулпан Хаматова.
«Вал поручительств со стороны так называемых системных либералов свидетельствует о том, что они понимают – следующим может быть каждый. Они понимают, что это не проблема Абызова или какой-то элитной группы. Это проблема всех системных либералов. Нынешняя история – одно из звеньев очень серьезной и долгой цепи. Началось это, как минимум, год назад с неприятностей у Магомедовых. Закончится это тоже не на Абызове. Не зря Чубайс не так давно давал пресс-конференцию, на которой говорил, что Роснано вернуло государству все деньги, которые были вложены в госкорпорацию при ее создании», – считает Салин.
По словам Салина, силовики считают системных либералов «шестой колонной», которая демонстрирует лояльность, входит в элиту, не критикует власть, но в трудный момент может ее предать. Более того, как отмечает эксперт, силовики убеждены, что за белоленточными протестами в 2011 году стояли именно кремлевские либералы. Поэтому сейчас их пытаются лишить ресурсной базы и преподать им урок.
Медведев не при чем
В любом случае, арест бывшего министра без портфеля демонстрирует обострение аппаратной борьбы в высших эшелонах власти. Список фигурантов дела Абызова может еще пополниться громкими именами. Но говорить об ударах по какой-либо конкретной группе, будь то группа Чубайса или Медведева, не совсем дальновидно. Предыдущие громкие аресты никак не отразились на судьбе того же премьер-министра. Однако все чаще всплывающие факты нечистоплотности вице-премьеров могут не самым лучшим образом отразиться на рейтингах власти в целом. Ведь получается, что на протяжении многих лет высокие посты в стране занимали коррупционеры и преступники.
«Абызова взяли за дела аж 2011-2014 годов, то есть почти десятилетней давности. Да еще и шьют создание ОПГ. А кто войдет в эту шайку, по версии следствия? Может, и другие министры правительства? Все это тогда ставит под вопрос весь баланс российской системы. Ударит ли арест Абызова по Медведеву – вопрос спорный. По логике вещей – да, но формально внутри системы такие расклады особой роли не играют. Ну, был человеком Медведева, а стал ничей. Сердюков, Скрынник, Улюкаев – все это как бы «медведевские» люди, но важнее, что сам Медведев – человек Путина. И вот тут вопрос: а не бьют ли все эти аресты прежде всего по Кремлю и его системе в целом», – отмечает политолог Илья Гращенков.
Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов
Дело Абызова