Отдельное внимание на экономическом форуме, проходящем в Красноярске, было уделено конкуренции в сфере торговых сетей. Крупные игроки рынка не только определяют социальную атмосферу в регионе, но и являются частью экономической системы России. Как государство должно влиять на рынок, к чему приведет борьба за влияние, когда привычные магазины уйдут в интернет, а жители перейдут на карточки – в материале «ФедералПресс».
В самом начале мероприятия было отмечено, что есть закон о торговле, но есть постоянное намерение зарегулировать рынок в хорошем смысле этого слова, подчеркнули участники. Игроки пытаются повысить качество через введение определенных правил и услуг, но государство считает, что не всегда крупные сети могут сами это сделать. Аналогичная ситуация и в продажах онлайн – правительство уверено, что нужны регуляторы.
Об основных проблемах сферы рассказал представитель компании INFOline Иван Федиков. Он привел анализ рынка за 2018 год. Результатом исследования стал ряд выводов, который коснулся не только продаж, но и социально-экономической части России.
Динамика роста отрасли, по словам Федикова, составила 2,6 %. При этом он отметил, что назвать это ростом нельзя, так как было серьезное снижение (почти 15 %) в 2016–2017 годах. Главной проблемой, мешающей развитию сетей, на протяжении нескольких лет остается реальный доход населения, который падает, несмотря на комплекс мер со стороны правительства. При этом долговая нагрузка растет. «Если брать кредитование, то за год прирост займов у населения составил 22 %, что очень много. Часть обязательств будет плохо исполняться населением. Со стороны правительства могут быть введены ограничения. Например, отказ в кредитовании, если обслуживание займа будет составлять более 50 % от доходов», – подчеркнул Иван Федиков.
Спикер отметил, что все это приводит к активному расслоению населения – количество людей, проживающих за чертой бедности, увеличивается. Он напомнил, что с 2015 года ведется обсуждение программы продовольственной поддержки населения. Аналогичная практика есть в других странах, там она работает, в России на данный момент нет. Отсутствие такой поддержки происходит на фоне реализации проекта «социальная карта москвича», а также введенных систем скидок для пенсионеров в ряде торговых сетей, где это стало желанием самих ретейлеров, в том числе и в борьбе за покупателя.
Говоря о развитии программы и партнерстве, представители сетей отметили, что в этой схеме, в случае ее реализации, большая роль за ретейлером. Ряд присутствовавших отметил, что не всегда государство может пойти на передачу таких рычагов влияния. Однако государственных альтернатив сетям такого масштаба в России не существует.
Еще есть факторы, препятствующие развитию производителей и поставщиков продуктов, – увеличение себестоимости производства, издержки ежегодно растут. Так, согласно приведенным данным, за прошлый год они составили в среднем 15 %. Отчасти это произошло из-за оборудования, которое приходится приобретать за пределами России, где цена колеблется в зависимости от стоимости валют. Зачастую отечественных аналогов нет, а даже если они есть, то при разработке предприятия берутся зарубежные – они привычнее при эксплуатации, в том числе и по надежности.
Эксперты обратили внимание на скидки и акции, которые проводятся сетями, но это не меняет обстановки, а является лишь реакцией на модель бережливого потребления. Она влияет на стратегию магазинов, так как фактически является реакцией покупателей на качество и стоимость реализуемых товаров. При этом конкуренция может приводить к разным результатам. Федиков рассказал о зарубежном опыте, в России он пока не применяется. «Франция, к примеру. Сети в открытую сравнивают цены на товары в различных магазинах – они просто присылают чеки конкурентов, показывая, сколько можно сэкономить, покупая у них. Все, что происходит на рынке России, не тактические действия, это практика развитых рынков», – прокомментировал Иван Федиков.
Есть еще проблема при конкурентной борьбе ретейлеров. Если следовать карте доступности магазинов, то, например, рынок в Москве заполнен практически на 100 %, поэтому гипермаркеты уходят на второй план, хотя, по словам Федикова, изначально это был «непотопляемый» формат. Аналогичная ситуация складывается и в других регионах. Подтвердили это и представители крупных торговых сетей, принимавших участие в заседании. Так, по их словам, порой просто некуда расширятся, даже если позволяет законодательство. Напомним, согласно постановлению УФАС доля присутствия в регионе не может превышать 25 %.
Несмотря на все трудности и проблемы, топ-10 сетей продолжает забирать рынок реализации продуктов. Именно этот факт подтвердила приведенная Федиковым статистика. Он рассказал, что за 2018 год крупные игроки увеличили торговые площади. Иными словами, рынок позволяет это делать, а значит, вектор развития будет продолжаться.
По мнению присутствовавших экспертов, ретейл оказывается транслятором ценового давления, который идет от покупателя и по цепочке передается поставщикам и производителем. Иными словами, рост себестоимости производства чувствуется всеми звеньями. Именно это, по мнению участников, сказывается на динамике развития ретейлеров (замедлилась).
При этом, по словам представителя компании «Метро», необходимо изменить подход к самому рынку ретейла. Здесь малый и средний бизнес, в том числе и производители, находятся под серьезным давлением, что не позволяет развивать здесь конкуренцию, что тормозит экономику в целом. «Государство не должно менять законодательство так часто, особенно тем самым усиливая крупный бизнес. Или изначально предусмотреть дифференцированную систему правил, которая будет учитывать интересы всего рынка, отслеживать влияние именно на малый бизнес. Как система учета продажи алкоголя, где малым предпринимателям оставили нишу, не требующую инвестиций», – подчеркнули присутствовавшие.
Производители также высказали ряд претензий к происходящему в России, в частности к торговым сетям. Дмитрий Востриков подчеркнул – именно рост себестоимости и невозможность переложить новые издержки на плечи покупателя – главная проблема современного рынка.
Он вспомнил советские времена, где все предприятия были зациклены между собой коэффициентами межведомственных поставок, что упрощало ситуацию. Иными словами, производитель знал объем и срок продукции, которую он должен поставить.
«Мы с ретейлерами обсуждали возможность передать данные реализации нашей продукции на точках. Но информацию нам так и не предоставили. По разным причинам, включая коммерческую тайну», – рассказал Дмитрий Востриков, отметив, что так и не знает объема, который должен произвести.
Спор вызвал и вопрос государственного регулирования, спикеры не сошлись во мнении, где нужен дополнительный контроль. Например, предоставление информации производителю о количестве реализованного товара. На данный момент нет закона, регламентирующего эту часть, но есть норма права о коммерческой тайне. При этом торговые сети берут на себя практически все риски, поэтому участие государства здесь, по мнению присутствовавших, просто не имеет смысла. Как нет смысла и в участии правительства в диалоге цепочки от производителя до покупателя – это не функция властей, они не должны идеально разбираться во всех этапах, подчеркнули эксперты. Государство, в свою очередь, может помочь малому бизнесу, например, создав логистические центры, которыми из-за стоимости обладают только крупные игроки. Соответственно, нужны только платформенные решения от страны, подчеркнули эксперты.
Отдельное внимание было уделено продажам через интернет. Спор вышел между двумя позициями: станет ли магазин точкой выдачи продуктов по предварительному заказу или же привычный формат никуда не уйдет.
Согласно приведенной Роскачеством статистике, растет осознанность при выборе товаров: 83 % потребителей начали смотреть на срок годности, 51 % – на состав, 37 % – на производителя. При этом 76 % не доверяют надписям на упаковке.
Именно эти факторы, по мнению экспертов, не дадут ретейлу окончательно уйти в интернет. Однако онлайн-торговля объединила присутствующих, здесь нужно влияние властей, уверены они. Есть две модели торговли: одна – российскими компаниями, вторая – зарубежными. При первой выполняется действующее законодательство, уплачивается весь ряд налогов, в том числе и НДС. А вот при трансграничной модели (зарубежные компании) нет ограничений, если покупка не превышает стоимость в 500 евро.
Подводя итоги 2018 года, присутствующие отметили, что налог на самозанятых в 50 раз больше, чем заплатили самые крупные зарубежные площадки при онлайн-торговле.
Фото: ТАСС / Артем Ленц, Артем Геодакян, ФедералПресс / Андрей Гусий
КЭФ-2019