Top.Mail.Ru
Общество
Саратовская область
0

«Конкуренция не появилась». Саратов может остаться без автобусных маршрутов

Саратовские перевозчики обжалуют результаты проведенного мэрией конкурса
Саратовские перевозчики обжалуют результаты проведенного мэрией конкурса

Уже на следующей неделе Саратов рискует остаться без автобусов на нескольких городских маршрутах. По требованию УФАС комитет дорожного хозяйства мэрии приостановил выдачу свидетельств на перевозку пассажиров. Основанием для этого стало обжалование результатов открытого конкурса несколькими участниками торгов. А работа действующих перевозчиков на основании временных свидетельств признана незаконной, поскольку нарушает антимонопольное законодательство. Что ждет саратовцев – в материале «ФедералПресс».

Те же лица

Отбор компаний для работы на автобусных маршрутах в Саратове должен был состояться еще в январе, однако администрация города несколько раз переносила сроки проведения конкурсных процедур, меняя условия отбора и маршруты. В итоге к вскрытию конвертов со списком компаний, изъявивших желание возить саратовских пассажиров, приступили лишь 4 марта.

Документы в конкурсную комиссию подали аффилированные с соучредителем нынешнего крупнейшего перевозчика АО «Автокомбинат-2» Андреем Беликовым АО «Хвалынское АТП» и АО «Ершовское АТП», ООО «ТК «Властелин» (принадлежит Андрею Дробязко, работает на пригородных и междугородних маршрутах), ООО «Ершовтрансавто» (принадлежит Владимиру Варзину), ООО «Трансагент» (принадлежит Алексею Максимову), принадлежащее правительству Самарской области ОАО «Пассажиртранс» и пензенское ООО «ТК «Дилижанс-2» (принадлежит Алексею Краснову). Кроме того, к конкурсу были допущены несколько индивидуальных предпринимателей.

Маршруты распределялись по отдельным лотам, побеждала организация с наибольшим рейтингом, который определялся по ряду параметров: опыт работы, наличие и качество подвижного состава, отсутствие ДТП и прочее.

В настоящее время пассажирские перевозки в Саратове осуществляют МУПП «Саратовгорэлектротранс», АО «Автокомбинат-2» Андрея Беликова, государственное ОАО «Межгородтранс» и ООО «Икар-авто» Игоря Давыдова. Последнее взяло себе почти все автобусы малой вместимости (маршрутки). Однако ни одна из этих компаний не смогла принять участие в конкурсе, так как они вместе с саратовской мэрией были признаны судом нарушившими антимонопольное законодательство и фактически сейчас работают не вполне легально.

Вместо того чтобы провести положенный по закону аукцион, администрация города выдавала действовавшим перевозчикам временные свидетельства на осуществление их деятельности. УФАС через суд признало такой способ организации перевозок незаконным и потребовало от мэрии провести аукцион. Однако основным бенефициарам городских автобусных перевозок удалось сохранить позиции, выставив на конкурс другие подконтрольные им юрлица.

Итоги конкурса подводились 22 марта, и, как оказалось, расстановка сил на рынке практически не изменилась. Большая часть маршрутов досталась компаниям Андрея Беликова: из 962 автобусов, которые, согласно конкурсным лотам, требуются для обслуживания пассажиров Саратова, 389 достались Хвалынскому АТП и 105 – Ершовскому АТП. То есть депутат саратовской облдумы Андрей Беликов (кстати, обвиняемый по делу о мошенничестве со средствами льготников) получил чуть более половины автобусов. Немногим меньше досталось ТК «Дилижанс-2» – 348 машин. «Ершовтрансавто» досталось 20 автобусов. Остальные автобусы оказались распределены между другими участниками.

Наябедничали

Такие результаты, естественно, устроили далеко не всех участников конкурсных процедур. Почти сразу после того, как были озвучены победители, учредитель «Ершовтрансавто» Владимир Варзин и индивидуальный предприниматель Андрей Малышев написали в антимонопольную службу жалобы, в которых заявили, что отбор прошел с нарушениями.

Так, Владимир Варзин в своем обращении пишет о нарушениях со стороны Ершовского АТП. Дело в том, что у Ершовского и Хвалынского автотранспортных предприятий нет собственного подвижного состава и на конкурс они шли как простые товарищества с ИП, владеющими автобусами. Варзин, владеющий четвертью акций Ершовского АТП, заявил, что собрание акционеров, которое должно было одобрить решение о заключении товарищества, никогда не проводилось. А это значит, что «представленные в составе конкурсной заявки договоры простого товарищества АО «Ершовское АТП» с различными индивидуальными предпринимателями недействительны в силу закона».

Андрей Малышев заявил в УФАС, что ТК «Дилижанс-2» предоставила в конкурсную комиссию неверные сведения об опыте работы. Судя по тексту жалобы, транспортная компания написала о том, что работает на рынке уже 12 лет, однако якобы в 2007 году предприятие было лишено лицензии на право перевозок и получило новое свидетельство лишь в сентябре 2009 года, значит, и опыт ее работы составляет менее 10 лет.

ОАО «Пассажиртранс» обжаловало решение конкурсной комиссии о том, что ему якобы незаконно поставили отсутствие опыта перевозок, хотя компания утверждает, что работает на рынке уже 16 лет.

ООО «Трансагент» пыталось обжаловать рейтинг Ершовского и Хвалынского АТП. Представителям «Трансагента» показалось странным, что автотранспортным предприятиям насчитали 56 лет опыта работы на рынке перевозок, тогда как никаких правопредшественников, кроме ГУП СО «Ершовское автотранспортное предприятие» (согласно kartoteka.ru, зарегистрировано в 2002 году) и ГУП «Хвалынское АТП» (зарегистрировано в 1997 году) соответственно, у участников торгов нет. В «Трансагенте» сказали, что, по их мнению, комиссия сложила опыт АТП и заключивших с ними договоры товарищества предпринимателей.

На обжалование и в случае признания договоров недействительными подписание новых соглашений осталось несколько дней – временные соглашения, по которым работают перевозчики, действительны до 7 апреля. Однако, скорее всего, на основных маршрутах автобусы все же появятся. Как удалось выяснить «ФедералПресс», администрация заключила договоры с Ершовским и Хвалынским АТП 26 марта, то есть за день до предписания УФАС приостановить конкурсную процедуру. Теперь обжаловать их можно будет только через суд, который может продлиться не один месяц.

ad83e6e58a49983e7a881e1cdde0a962.jpg

«Накидали бумажек»

Согласны ли в администрации Саратова с тем, что конкурсная процедура по отбору перевозчиков прошла, по мнению ряда участников, не вполне законно, не известно – в мэрии на момент подготовки материала итоги отбора не прокомментировали.

Член конкурсной комиссии по отбору компаний-перевозчиков депутат саратовской городской думы Олег Комаров утверждает, что никаких нарушений в процедурах он не заметил: «Половина состава конкурсной комиссии – это профессиональные юристы. Все заявки проверялись очень тщательно. Те, кто не смог пройти по конкурсу, конечно, недовольны и будут жаловаться, но оснований для отмены решений, на мой взгляд, нет».

«Большинство организаций почему-то подали документы в комиссию в последний день, когда у них уже не было времени на исправление ошибок. Мы у них интересовались, почему так произошло; может быть, они о чем-то не знали. Отвечают: нет, все знали. На 12 маршрутов вообще никто не заявился, все сказали, что они невыгодны. Это значит, участники все внимательно просчитали», – рассказал Олег Комаров.

В ООО «ТК «Дилижанс-2» сказали, что в компании никто не сможет прокомментировать итоги конкурса в Саратове. Застать на рабочем месте гендиректора Ершовского АТП Анатолия Рогачева не удавалось в течение нескольких дней. А бенефициар компании Андрей Беликов находится под домашним арестом.

Директор ОАО «Пассажиртранс» Михаил Любарский говорит, что в процедуре отбора юристы компании обнаружили противоречие конкурсной документации требованиям конкурсной комиссии.

«Есть инструкция для заполнения пакета документов для конкурса. Так вышло, что в инструкции прописаны одни требования, а конкурсная комиссия предъявила другие. В такую ситуацию попали не мы одни. Мы бы хотели привести документацию в соответствие и проверить достоверность сведений, поданных другими участниками конкурса», – отметил Любарский. Сейчас компания готовит документы в суд.

Глава юридической компании «АВИС» Гелена Алексеева считает, что пока не очень ясно, что произойдет с городским транспортом 7 апреля, когда будут аннулированы временные свидетельства.

«Скорее всего, компании выйдут на маршруты, а дальнейшие разбирательства перетекут в суды. Пока только ясно, что город провел безобразный конкурс, приняты безобразные заявки, в которые накидали бумажек. На основных маршрутах остался тот же монополист, и конкуренция на рынке перевозок так и не появилась», – считает Алексеева.

Михаил Любарский считает, что пока рисков остаться без транспорта у саратовцев нет. «Победители предоставят свои транспортные средства. По крайней мере, мы не располагаем информацией о том, что кто-то не подтвердил наличие подвижного состава», – заверил руководитель «Пассажиртранса».

«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.