На уходящей неделе главные игроки российской внутренней политики сосредоточились на тихой, но предметной работе. Правительство провело выездной семинар-совещание вместе с российскими губернаторами по реализации национальных проектов в новом формате, позаимствованном у Госсовета. Также председатель правительства Дмитрий Медведев начал серию закрытых встреч с думскими фракциями, где обсуждаются самые актуальные социально-экономические вопросы страны. В то же время в соседней Украине разыгрывается новый этап выборов, который все больше становится похож на шоу. Обсуждаем главные смыслы недели с ведущими политологами страны.
Нацпроекты требуют новых подходов
На этой неделе проходит выездной семинар-совещание правительства, который был посвящен практической реализации нацпроектов. В первый день в семинаре приняли участие 200 человек, в числе которых губернаторы и министры. Для правительства этот формат новый, однако, он был позаимствован. Еще в конце прошлого года губернаторов собирали в рабочие группы по нацпроектам, но на площадке Госсовета в Сочи. Как отмечают эксперты, такой формат помогает миновать множество бюрократических препон, решать несколько проблем одновременно и налаживать контакт между регионами и федеральным центром. Поможет ли правительству новый подход реализовать нацпроекты в успешном русле.
Комментирует руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян:
«Выбран такой формат по одной простой причине – это работающий вариант, если мы говорим о многолетних начинаниях в нацпроектах. Реализуются они не в космосе, а в регионах страны, коих довольно много. Соответственно, неизбежны вопросы – как договариваться, какие правила поправить, какие приоритеты уточнить, как губернаторам внутри регионов их вести и отвечать по показателям перед федеральным центром.
Начали этот формат с Госсовета, когда в декабре была собрана рабочая группа с губернаторами. Правительству это удобно. Регионов много. Если каждый губернатор в отдельности будет ходить по вертикали одного ведомства, второго, третьего, то мы рискуем повторить опыт позапрошлой кампании по нацпроектам. Многое было не реализовано из-за того, что не было документов, лимитов финансирования, непонятно было, как отчитываться.
Второй момент – нужно разбить задачи на несколько составляющих. Одни регионы, например, занимаются фельдшерскими пунктами, другие – вопросами лекарственного обеспечения. У каждого своя боль и, соответственно, они могут, собравшись вместе, выделить 3-4 боевых точки и быстро с правительством понять, как по ним надо работать.
Губернаторский корпус довольно сильно обновился за счет тех людей, которые немалую часть своей карьеры провели в федеральных структурах, в крупных проектах. Эти люди прекрасно понимают, как устроена механика бюрократической машины. Половина наших губернаторов работает первый срок. Это губернаторы другого призыва. Но в целом они разговаривают на одном языке с тем же правительством. Есть шанс, что такой формат окажется эффективным».
Комментирует политолог Александр Шпунт:
«Впервые такой формат был принят на заседании Госсовета в Сочи и показал свою эффективность. После этого был Госсовет в Казани, который отличался по формату Госсовета в Сочи, но учитывал его элементы. Просто Госсовет в Сочи был в целом посвящен нацпроектам.
Зачем понадобился этот формат? В отличие от целевого бюджетного финансирования или федеральных целевых программ, нацпроекты технологически так устроены, что их невозможно исполнить просто силами вертикали власти. Они по своей конструкции требуют участия бизнеса и институтов гражданского общества, потому что у них по-другому устроены целевые показатели и критерии оценки качества исполнения нацпроектов.
Очень логичное решение правительства уже на начальном этапе привлечь институты, чтобы правильно спланировать нацпроекты. Сейчас внутри нацпроектов происходит этап создания для каждого региона конкретного набора действий. Отсюда возникает такой формат. Конкретно в этом случае он удобен».
Рандеву с премьером
В преддверии ежегодного отчета правительства в Госдуме премьер-министр России Дмитрий Медведев начал серию встреч с парламентскими фракциями. По нашей информации, любезничать депутаты с Медведевым не намерены во время отчета, но и «громить» его, как министра экономического развития Максима Орешкина, тоже не будут. Первыми на очереди у Медведева оказались депутаты от ЛДПР. Встреча с ними состоялась 4 апреля. Ее формат был закрытым и не предполагал сторонних глаз. Однако определенные подробности этой встречи нам удалось выяснить.
Комментирует заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов:
«Это рабочая встреча. Здесь есть возможность, учитывая закрытый характер, обсудить многие вещи конструктивно детально и глубоко. На таких встречах фракция поднимает те вопросы, которые волнуют ее и ее избирателей.
Обсудили вопросы демографии, социальной поддержки, машиностроения, внесенный в Госдуму закон о торговле на внестационарных объектах. ЛДПР традиционно выступала за то, чтоб не трогали рынки, давали возможность людям торговать. Сегодня в рамках поддержки малого и среднего бизнеса важно дать возможность людям торговать, используя различные лавки, так как у них не хватает ресурсов войти в сети.
Также обсуждали вопросы излишней бюрократизации чиновничества, вопросы получения российского гражданства, вопросы межнациональных отношений, финансовую поддержку регионов».
Выборы или карнавал?
На Украине не утихают политические страсти, перерастающие в шоу. Перед вторым туром президентских выборов на главном стадионе страны пройдут дебаты между двумя кандидатами за пост главы государства. Артист Владимир Зеленский, который набрал 30% голосов после первого тура выборов, предложил Петру Порошенко сдать анализы перед дебатами, дабы у избирателей не было сомнений в том, что оба кандидата не употребляют каких-либо веществ. В общем, политический процесс становится красочным представлением, а конструктивной полемики о социально-экономическом положении страны или о международных отношениях почему-то нет. Пока социологи отдают предпочтение Владимиру Зеленскому и считают, что он без проблем победит Порошенко. Но политологи считают, что ситуация может приобрести неожиданный поворот.
Комментирует политолог Сергей Марков:
«Все происходящее идет в пользу Зеленскому. «Шоутизация» всего этого процесса снимает к нему претензии как к несерьезному кандидату. Вопрос выборов практически решен. Согласно всем соцопросам, Зеленский выигрывает Порошенко с огромным отрывом, поскольку подавляющее большинство населения Украины испытывает стойкую неприязнь к Порошенко. Он получает голоса отчасти только от мелких националистических кандидатов типа Гриценко, Коцубинского и частично Ляшко. 70 на 30 процентов – это огромный отрыв.
Порошенко может спасти масштабнейшая фальсификация. Он даже просил американцев разрешения на эти масштабные фальсификации. Но они не согласились и посчитали, что лучше сменить Порошенко, чем рисковать.
Порошенко также мог спасти какой-то слом избирательной кампании, перенос выборов путем какой-то силовой провокации. Речь шла о возможной провокации вроде Керченской, либо проведение теракта. Здесь не должно быть каких-то иллюзий. Петр Порошенко – военный преступник, готовый с легкостью для сохранения власти дать приказ организовать теракт против своих же граждан. Но, судя по всему, американцы запретили и слом выборов.
Американцы полностью контролируют Зеленского. Он десятки раз поклялся им в верности. Это выражалось в разных формах. Он также заявлял, что поддерживает министра здравоохранения Супрун. С чего бы вдруг? Это самый ненавидимый министр на Украине. Он ее поддерживает, потому что она – американская гражданка. Для американцев он не представляет никакой угрозы. При Зеленском они начнут реализовывать свою давнюю мечту – выгнать из украинской политики всех, кто состоял в комсомоле».
Комментирует политолог Марат Баширов:
«У Порошенко остается сильный административный ресурс и система влияния на подсчет голосов. Я обратил внимание, что в ночь выборов с трех часов проценты Порошенко и Тимошенко практически не менялись. Тем не менее, общий подсчет голосов увеличился процентов на 25. Так не бывает, это противоестественный подсчет, а особенно для Украины, где очень дробное голосование. Если мы посмотрим на результаты по регионам, то там есть места, где выигрывал Бойко.
Если все будет достаточно инерционно, без осуждения содержательных тем, то Порошенко проиграет. Мой прогноз – 65% на 35%. Но я не верю, что он сдался».
Фото: РИА Новости/Александр Астафьев
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»