Экономика
Экономика
Россия
0

Университет в цифрах. Ректор ТГУ Михаил Криштал предложил пути ускорения цифровой трансформации в российских вузах

Круглый стол
Цифровой университет – не просто вуз, внедривший цифровые технологии, а университет, запустивший внутри себя процесс цифровой трансформации, отметил Михаил Криштал

На круглом столе в Аналитическом центре при правительстве РФ представители Минобрнауки РФ и руководители ведущих вузов страны обсудили перспективы создания и тиражирования модели «Цифрового университета» на систему высшего образования. Ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал обозначил проблемы большинства учебных заведений, примеряющих на себя эту модель, и озвучил предложения по ускорению процесса цифровой трансформации вузовской системы в целом. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Реальный эффект

К июню текущего года правительство РФ анонсировало появление общей концепции «Цифрового университета». По мнению Минобрнауки РФ, она необходима для подготовки российских вузов к работе в цифровой среде и подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. Внедрение модели «Цифрового университета» является частью национальной программы «Цифровая экономика РФ». Обсуждение подходов к формированию концепции среди ведущих университетов страны прошло 1 апреля в Аналитическом центре при Белом доме во время круглого стола «Будущее университетов в цифровую эпоху». Круглый стол собрал университеты, являющиеся сегодня ведущими в вопросах цифровой трансформации: Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий математики и оптики, Московский государственный технический университет им. Баумана, а также Томский, Тюменский и Тольяттинский госуниверситеты.

Как отметила начальник отдела стратегического развития департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Минобрнауки РФ Наталья Гвоздева, основным показателем, заложенным в основу концепции «Цифрового университета», является количество выпускников с ключевыми компетенциями в цифровой экономике. Создание моделей «Цифрового университета» подразумевает развитие четырех составляющих: информационные системы управления университетом; онлайн-поддержка образовательного процесса, обеспечивающая и трансформирующая процесс взаимодействия студентов и преподавателей внутри курсов; управление учебным процессом на основе создания условий учета индивидуальных особенностей обучающихся через формирование индивидуальных образовательных траекторий; формирование у обучающихся, научно-педагогических работников и других сотрудников вуза ключевых компетенций цифровой экономики.

Координатор проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» Аналитического центра при правительстве РФ Антоний Швиндт пояснил, что «Цифровой университет» нужен для того, чтобы трансформировать форму и содержание образования. Ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал совместно с Романом Боюром – руководителем проекта «Цифровой трансформации ТГУ», реализуемого в рамках Федеральной инновационной площадки, – представил опыт такой трансформации в тольяттинском вузе, сделав акцент на общих аспектах и проблемах.

«Цифровой университет – это не просто университет, внедривший какие-либо цифровые технологии, а университет, запустивший внутри себя процесс цифровой трансформации, – отметил Михаил Криштал. – В отличие от традиционной автоматизации, мы понимаем под цифровой трансформацией полный реинжиниринг бизнес-процессов на основе внедрения современных цифровых технологий. Если не идти дальше внедрения цифровых технологий, эффективности от такого внедрения можно не увидеть, а внутренние противоречия могут сломать систему управления».

По словам ректора ТГУ, реальные эффекты от внедрения цифровых решений на базе университета видны невооруженным глазом. Например, рост контингента и расширение географии обучающихся онлайн стало возможным благодаря системе цифрового маркетинга и онлайн-приема, технологии производства электронных контентов, системе дистанционного сопровождения. А рост контингента студентов, обусловленный цифровизацией, позволяет считать реальный экономический эффект. Кроме того, именно благодаря цифровым решениям индивидуальные траектории уже перестали быть исключением, а стали правилом.

68488b176ab9e573c3632e74414f5a46.jpg

С начала 2000-х годов ТГУ самостоятельно проводил автоматизацию, информатизацию и, наконец, цифровизацию. По словам Михаила Криштала, это всегда был вопрос выживания и конкурентоспособности. «Мы в сто, а то и в тысячу раз ускорили свои возможности по получению сложных аналитических отчетов, без которых уже невозможно принимать управленческие решения», – заметил Михаил Криштал, делясь с коллегами опытом цифровизации.

Среди достигнутых результатов он особо отметил возможность перераспределения аудиторной нагрузки с лекционных занятий на проектную деятельность. Так происходит реальная трансформация образовательного процесса в технологию генерации инноваций и подготовки команд для их реализации.

Вместе с тем Михаил Криштал обозначил и проблемы, которые в той или иной степени касаются всех учебных заведений, примеряющих на себя модель «Цифрового университета». Среди таковых руководитель ТГУ назвал отсутствие единого стандарта цифровых решений и форматов электронных курсов, единых платформ или требований к совместимости отдельных сервисов, отсутствие согласованных требований и стандартов качества электронных контентов и онлайн-курсов, а также неурегулированность ряда вопросов цифровой трансформации системы образования.

«Основная проблема – границы защиты авторского права и в принципе невыполнимость требования все открыть и всем поделиться, – подчеркнул Михаил Криштал. – Давайте по-честному. Вузовская система в России построена на принципах рыночной конкуренции. Безусловно, жестко регулируемой, но конкуренции. И это хорошо. Но если иметь это в виду, то сразу станет понятно, что никогда ни один вуз не подарит просто так другому вузу готовые решения, которые дают ему конкурентные преимущества, – подчеркнул докладчик. – Возможна продажа с условиями ограниченного использования. Возможно возникновение консорциумов вузов, использующих решения, созданные внутри консорциума. Возможно использование онлайн-курсов других вузов. Но все это не на бесплатной основе. И эти иллюзии нужно откинуть».

Правила для всех

Все вузы заинтересованы в наборе единых правил игры, позволяющих ускорить цифровую трансформацию каждого университета в отдельности и ускоряющих цифровую трансформацию вузовской системы в целом. На этом основании Михаил Криштал предложил зафиксировать принципы организации цифровой трансформации в сфере образования, понять, на каких условиях возможна интеграция образовательных сервисов, разрабатываемых различными вузами и организациями, создать систему оценки стоимости этих разработок как результатов интеллектуальной деятельности, имеющих своих авторов и владельцев.

Второе предложение коснулось необходимости цифрового стандарта на интеграцию образовательных сервисов – по данным, бизнес-процессам, интерфейсам: «Это намного важнее, чем пытаться централизованно закупать и распространять сами цифровые решения, – нужно отдать рынку рыночное и заняться его регулированием, сформулировать общие требования к составу и качеству разрабатываемых сервисов».

В завершении ректор Тольяттинского госуниверситета призвал обсудить и сформулировать предложения по изменению нормативного поля, не учитывающего сегодня реалии и перспективы цифровой трансформации в образовании: «Например, дистанционное онлайн-обучение до сих пор считается просто технологией заочной формы обучения. При том, что по организации учебного процесса и по эффективности оно намного ближе к очной форме».

Присутствующие коллеги согласились с предложениями и выводами ректора Тольяттинского госуниверситета.

По словам директора «Института человека цифровой эпохи» Томского госуниверситета Галины Можаевой, сегодня появляются новые решения, связанные с трансформационными процессами в образовании, и одно из главных таких решений состоит в движении в формировании учебных планов и образовательных программ не от предметов и преподавателей кафедр, а от компетенций, которые должны быть сформированы. В конечном итоге это обеспечивает переход от управления кафедрами к управлению образовательными программами.

«Цифровая трансформация постепенно происходит на уровне изменения ментальности преподавателей. Адаптивность и индивидуализация лежат в основе цифровой трансформации и являются целью, к которой стремятся многие современные вузы», – добавила Галина Можаева.

«Повышать эффективность инженерного образования помогает цифровизация, – отметил проректор МГТУ им. Н. Э. Баумана по учебной работе Юрий Цветков. – Даже если изначально подходить к автоматизации учебных процессов не столь системно, как это делают коллеги из Тольяттинского государственного университета, необходимость в ней рано или поздно возникает сама собой, когда речь идет об организации бизнес-процессов, упорядочивании документов, компьютерных программ, учебно-методических планов. Выстроенная электронно-образовательная среда должна быть в наших университетах. И те вузы, в которых сегодня она есть, имеют заметное преимущество перед остальными».

Фото: ac.gov.ru, пресс-служба Тольяттинского государственного университета

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Россия
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1