В Сети появился новый выпуск блога «Глава в районе» руководителя Сургутского района Андрея Трубецкого, где рассказывается о деятельности КФХ «Сайгатина», принадлежащего индивидуальному предпринимателю Элмаддину Пириеву. В выпуске речь идет о деятельности фермы по производству мяса свиней и истории хозяйства. Однако ветеринарный врач Анжелика Куракина, которая раньше работала в БУ «Ветеринарный центр» в Сургутском районе, рассказала «ФедералПресс» о неоднозначном прошлом КФХ «Сайгатина». О чем не упоминалось в блоге Андрея Трубецкого и какие нарушения обнаружила эксперт на предприятии – в материале «ФедералПресс».
Документы оформлялись с нарушениями?
Ранее КФХ «Сайгатина» занималось не только свиньями, но и коровами и козами. Как рассказала «ФедералПресс» Анжелика Куракина, в апреле 2016 года в КФХ «Сайгатина» были взяты анализы крови у крупного рогатого скота на бруцеллез. Исследования проводились сургутским филиалом БУ Югры «Ветеринарная лаборатория». По результатам серологического исследования, у трех голов из 41 проверяемой была обнаружена положительная реакция на бруцеллез и у одного – сомнительная.
![]()
В соответствии с приказами и согласно должностной инструкции допуск к убою и предубойный осмотр животных проводил заместитель начальника филиала БУ «Ветеринарный центр» в Сургутском районе Николай Феклистов (сейчас и. о. начальника филиала «Ветеринарного центра»). Также в соответствии с должностной инструкцией он организовывал работу лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы.
![]()
По мнению Анжелики Куракиной, справки предубойного осмотра тогда шли вразрез с установленными правилами. В частности, в них отсутствовали обязательные результаты исследований на бруцеллез, лейкоз и туберкулез. Также вместо инвентарных номеров были указаны клички животных. Такие животные не имели права допускаться к убою в соответствии с ветеринарными правилами и приказами министерства сельского хозяйства, обратила внимание эксперт.
Анжелика Куракина считает, что это является нарушением предписаний закона «О ветеринарии» и приказов Министерства сельского хозяйства.
![]()
Затем, по словам бывшей работницы БУ «Ветеринарный центр» в Сургутском районе, при указанных выше обстоятельствах лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, которая, что примечательно, расположена в Белом Яру, где также на тот момент располагались убойный пункт и магазин предпринимателя Пириева, выдала ветеринарную справку о реализации охлажденного мяса без ограничений.
![]()
Как «боролись» в бруцеллезом
Одновременно с происходящим 17 мая 2016 года БУ «Ветеринарный центр» Югры издало приказ в адрес филиала Сургутского района о предоставлении плана мероприятий по ликвидации бруцеллеза в КФХ «Сайгатина» в соответствии с ветеринарными правилами по борьбе с заразными заболеваниями, общими для человека и животных. Данный документ был издан после приказа ветслужбы Югры по тому же вопросу в адрес БУ ХМАО-Югры «Ветеринарный центр». Копии данных приказов Куракина передала в распоряжение редакции.
![]()
Как рассказала Куракина, 20 мая 2016 года она в сопровождении двух ветеринарных врачей отправилась проверять хозяйство. При осмотре героиней было зафиксировано, что две головы с положительной реакцией на бруцеллез отсутствуют – Куракина предоставила акт, где перечислено проверяемое поголовье. Никаких подтверждающих документов о том, куда они делись, Анжелике, по ее словам, не предоставили. Однако в соответствии с правилами, когда в хозяйстве обнаруживается бруцеллез, зараженные животные должны быть убиты, а решение, как поступить с их мясом, принимается только после проведения послеубойного осмотра туши и заключения санитарно-ветеринарной экспертизы, разъяснила эксперт.
Также стоит отметить, что при объявлении ограничительных мероприятий ветеринарными правилами предписывается проведение исследований на бруцеллез с интервалом в 30 дней до получения двукратных отрицательных результатов, включая все виды животных, даже собак – исследуются даже животные, принадлежащие гражданам, проживающим в неблагополучном пункте, рассказала Анжелика Куракина.
После этого, по ее словам, она отправила информацию в Сургутский отдел госветнадзора, где сообщила, что подтверждающие документы о проведении ограничительных мероприятий по бруцеллезу в КФХ «Сайгатина» не были предоставлены. Ветврач говорит, что никаких документов ею получено не было. В июле 2016 года Анжелика Куракина ушла в отпуск, перед которым еще раз уведомила на тот момент и. о. начальника филиала Ветеринарного центра о необходимости проведения мероприятий по бруцеллезу на ферме.
![]()
Таким образом, получается, считает Анжелика Куракина, что при попустительстве районного филиала Ветеринарного центра, из-за некорректно оформленных справок осмотра перед убоем, из-за непроведенных должным образом ограничительных мероприятий при бруцеллезе на прилавки города могло попасть мясо, зараженное опасным заболеванием.
Сокрытие информации про бруцеллез
После выхода из отпуска в середине августа 2016 года Анжелика Куракина выяснила, что карантин с хозяйства был снят Госветнадзором. Полный комплекс необходимых исследований, на основании которых карантин был снят, Анжелике Куракиной не предоставили.
![]()
Несмотря на это, Анжелика Куракина настаивала на проведении, согласно законодательству, исследований коз на бруцеллез. Врач хозяйства, по словам героини, отобрал пробы крови и получил положительный результат на бруцеллез у двух голов. Сургутский филиал Ветеринарной лаборатории поставил штамп «брак» на эти исследования. Анжелика имела на руках результаты полученной экспертизы, где на красном штампе «положительно» стоял штамп «забраковано», однако в рамках суда копию этих исследований ей не предоставили, рассказала Куракина.
![]()
«Бруцеллеза у нас не было»
Корреспонденту «ФедералПресс» удалось связаться с индивидуальным предпринимателем Элмаддином Пириевым. Он рассказал, что не в курсе суда между Анжеликой Куракиной и Ветеринарном центром в Сургутском районе. Также он опроверг информацию, что в 2016 году на ферме был обнаружен бруцеллез. «Были сомнения, были предположения, но мы ездили и в Москву, и в Екатеринбург сдавать анализы, у нас нигде никакого бруцеллеза не выявилось», – пояснил фермер.
Также, по его словам, в хозяйство приезжал Роспотребнадзор с проверкой, но нарушений не нашел. «Война идет между Куракиной и ветеринарной службой. Я к этому никакого отношения не имею», – заявил Пириев.
Также предприниматель отметил, что крупного рогатого скота (КРС) в хозяйстве больше нет – его ликвидировали год назад. «Я считаю, что никакого бруцеллеза у нас не было. Его выявила наша местная лаборатория, у которой были просроченные реактивы», – озвучил свою точку зрения фермер.
Ситуация сложилась, когда КФХ «Сайнатина» только начало заниматься КРС и положительная реакция на бруцеллез повергла их в шок. Пириев предполагает, что это мог быть заказ Куракиной по сговору с лабораторией.
Сама Анжелика передала в распоряжение редакции письмо от ветслужбы Югры из лаборатории в адрес фермера, где говорится о должной аттестации лаборатории, о качестве реактивов и о проведенных в лаборатории анализах.
![]()
«Это нормальный рабочий процесс»
«ФедералПресс» обратился в администрацию Сургутского района за комментарием главы администрации Андрея Трубецкого. В списке вопросов была и ситуация с бруцеллезом на ферме Пириева. В частности, корреспондент хотел узнать, знает ли глава района об этих фактах и держит ли под контролем деятельность как фермера, так и БУ «Ветеринарный центр» в Сургутском районе. КФХ «Сайгатина», как следует из видео, опубликованного в блоге Трубецкого, получает «ежемесячные субсидии» района при ведении своей деятельности.
Начальник отдела информационной политики и аналитической работы администрации Сургутского района Эдуард Куликов сообщил «ФедералПресс», что в списке вопросов нет ни одного, который бы непосредственно касался деятельности районной администрации, – это вопросы споров федеральных и хозяйствующих субъектов.
«Ветеринарный центр к администрации Сургутского района отношения не имеет, глава может и не знать этой ситуации. Есть контролирующие органы, задача которых – контролировать деятельность предприятий подобного рода. На самом деле, все ваши вопросы можно задать любому сельскохозяйственному предприятию. Вопросы у контролирующих органов есть к ним всегда, и всегда предприятия защищаются в судах. Это нормальный рабочий процесс», – прокомментировал ситуацию с Пириевым Эдуард Куликов.
Про субсидии Куликов сказал, что они предоставляются на основании документов, и, если документы в порядке, то администрация не имеет права отказать. «Мы не будем комментировать эту историю. Это не наша сфера деятельности. Глава не является специалистом в ветеринарных вопросах. Предприятие исправно платит налоги. Остальным должны заниматься надзорные органы», – подытожил Куликов.
В БУ «Ветеринарный центр» и БУ «Ветеринарный центр» в Сургутском районе сложившуюся ситуацию пока не прокомментировали. Однако окружное ведомство уведомило редакцию, что ответ на запрос про вспышку бруцеллеза в 2016 году ими готовится и будет предоставлен 24 апреля 2019 года.
«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.
Фото: личный архив Анжелики Куракиной, pixabay.com


